"Что Случилось с Бэби Джейн?" (1962) Роберта Олдрича - фильм, в котором многое удачно смешалось. Это - и триллер, и семейная драма о соперничествe двух сестёр, которые обе в прошлом актрисы, и психологический кино-хоррор, один из самых первых на экране. А главное, конечно, это "Звёздные войны" двух закатывающихся звёзд. Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд - обе талантливые, знаменитые, воплощённые кинозвёзды золотой эпохи Голливуда, но бесконечно разные и едва терпевшие друг друга в реальной жизни. Кроме того, в
этом фильме им обеим уже за 50. Трагедия для многих женщин. Для кинозвёзд - почти катастрофа. И эти проблемы стареющих звёзд органично вошли в фильм, который возродил карьеры и Дэвис и Кроуфорд. Обе актрисы хороши, но Дэвис досталась более выигрышная, яркая, жутковатая роль бывшей "малышки Джейн", которая включена в список самых знаменитых злодеев американского кино. Вы знаете, что такое настоящий ужас на экране? Это не ревущие монстры, не крадущиеся тигры и затаившиеся драконы, не зомби и дракулы с франкенштейнами. Ужас - это крупный план состарившейся Бэби Джейн с размазанным толстым слоем грима на увядшем лице, с поредевшими волосами, завитыми в тугие локоны, точно так же, как в дни её триумфа на водевильной сцене. Ужас - это её платье с бантиками, оборками и рюшками и заученный жест, которым она разводит руки в стороны и поёт дребезжащим голосом свой хит из прошлой жизни, где её любили, восхищались ею и раскупали фарфоровые куклы, сделанные в полный рост с неё, несравненной Бэби Джейн Хадсон. Прекрасно подыграл Бетт Дэвис в этой сцене Виктор Буоно, получивший номинацию на Оскар за свой кино-дебют. Его персонаж Эдвард Флагг аккомпонирует Джейн на рояле, и его безмолвная реакция на её исполнение красноречивей длинных монологов.
А как хороша чёрно-белая палитра фильма. Как жутко смотрится лестница на второй этаж (или она же со второго этажа) "дома с привидениями", где живут две состарившиеся, одинокие сестры . Одна, ненавидя другую, а вторая, полностью зависящая от сестры физически. Каждый зритель увидит то, что захочет в "Бэби Джейн". Кто-то закрученный до гран-гуньольного финала триллер с тайнами, уходящими в далёкое прошлое. Кто-то - историю о том, как зависть и соперничество разрушили две жизни. А кто-то увидит, что никто лучше самого Голливуда в его лучших фильмах не мог рассказать правду о самом себе. О том, чего стоит слава. Как она быстротечна, Как трудно, а чаще - невозможно её удержать. И остаются иллюзии, одиночество и память о прошлом, куда хочется вернуться и остаться навсегда. Не взрослеть, не стареть, и где огни рампы и где восторг и обожание зрителей, и аплодисменты...И всегдашняя готовность к съёмке, к крупному плану, и где звёзды всегда светят ярко. Это их фильмы тускнеют.
Случайно ли, что один за другим вышли из Голлвуда в 1950х - начале 1960х такие фильмы, как "Бульвар Сансет", "Поющие под дождём", "Всё о Еве" и "Что Случилось с Бэби Джейн?" Очень разные - драма/нуар, блестящая музыкальная комедия, театральный роман и психологический триллер/хоррор, они все имеют общую тему - оборотную сторону актёрской славы и цену, которую за неё платят.
Всё больше убеждаюсь, что старые фильмы прекрасны. Просто прекрасны, даже если ты ясно видишь, что они не лишены недостатков, что они, случается, наполнены преувеличениями, нестыковками сюжета, и чрезмерными эффектами. Но вопреки, а может быть, и благодаря этом недостаткам, "Что Случилось с Бэби Джейн" получилась уникальной, страшной и очень грустной.
"Ты хочешь сказать, что все это время мы могли бы быть друзьями?"
Спасибо. Лучшая похвала рецензенту - желание посмотреть кино. "Бэби Джейн" интересна во многих отношениях. Она положила начало такому поджанру, как "геронтологический" хоррор. Это когда почтеные пожилые леди с катушек срываются.
После успеха "Бэби Джейн" Олдрич сделал во многом похожий по атмосфере, "южный" готический хоррор "Тише, тише, милая Шарлотта" (1962) с Бетт Дэвис в главной роли опять, но в этом фильме - она жертва изощрённых психических (и физических атак). Джоан Кроуфорд должна была играть злодейку, но в послений момент отказалась. Оливия де Халливан, известная как нежная добродетельная Мелли из "Унесённых Ветром" прекрасно сыграла довольно неожиданную для неё роль.
Спасибо. Лучшая похвала рецензенту - желание посмотреть кино. "Бэби Джейн" интересна во многих отношениях. Она положила начало такому поджанру, как "геронтологический" хоррор. Это когда почтеные пожилые леди с катушек срываются.
После успеха "Бэби Джейн" Олдрич сделал во многом похожий по атмосфере, "южный" готический хоррор "Тише, тише, милая Шарлотта" (1962) с Бетт Дэвис в главной роли опять, но в этом фильме - она жертва изощрённых психических (и физических атак). Джоан Кроуфорд должна была играть злодейку, но в послений момент отказалась. Оливия де Халливан, известная как нежная добродетельная Мелли из "Унесённых Ветром" прекрасно сыграла довольно неожиданную для неё роль.
Интересно. В картине показаны отрывки из старых фильмов с молодыми Дэвис и Кроуфорд. А что это за фильмы???
Интересно. В картине показаны отрывки из старых фильмов с молодыми Дэвис и Кроуфорд. А что это за фильмы???
Ex-Lady/Бывшая возлюбленная (1933): https://www.kinopoisk.ru/film/13400/,
Sadie McKee/Сэди МакКи (1934): https://www.kinopoisk.ru/film/27257/
Ex-Lady/Бывшая возлюбленная (1933): https://www.kinopoisk.ru/film/13400/,
Sadie McKee/Сэди МакКи (1934): https://www.kinopoisk.ru/film/27257/
Большое спасибо!!!