Второй игровой фильм режиссера-документалиста Сергея Лозницы, возможно, успокоит взбудораженных кинозрителей, некоторые из которых почувствовали себя обиженными, возмущенными и даже оскорбленными, а многие - восхищенными и пораженными мастерством его беспощадно честного дебютного фильма - «Счастье мое». Хотя, куда там успокоит? Ведь картина о времени Великой Отечественной войны, об оккупированной Белоруссии, о партизанах, о полицаях и немцах в 1942 году. Но здесь все-таки не демонстрация диких нравов постсоветской российской
провинции, а строгая, добротная, можно даже сказать - традиционная экранизация одноименной военной повести Василя Быкова. Возможно, Сергею Лознице стоило сначала снять и показать именно эту картину, но два его фильма вышли в свет, и их увидели на кинофестивале в Каннах именно в такой последовательности: «Счастье мое» в 2010-м и «В тумане» в 2012-м.
Сергей Лозница – режиссер со своим узнаваемым почерком. Он буквально втягивает зрителя в сюжет своего фильма, делает его участником происходящего на экране. Отчасти его эстетика напоминает мастерское воссоздания давно прошедших времен в фильмах Алексеев Германов – старшего и младшего. Когда в долгом кадре камера держит затылок и плечи идущего человека, то и сам ты ощущаешь жуткую и в тоже время обыденную реальность происходящего с героями картины, которая начинается проходом троих приговоренных к повешению путейских рабочих через пристанционную площадь, наполненную самым разным народом. Тут и местные жители, и солдаты вермахта, но их на казнь конвоируют не немцы, а старательные полицаи – самые опасные враги той поры для жителей и партизан Белоруссии.
Третий раз я восхищаюсь блестящей работой румынского оператора Олега Муту. Говорю, третий раз, ибо я до сих пор не видел его награжденных каннскими призами фильмов: «4 месяца, 3 недели и 2 дня» и «Смерть господина Лазареску». Он же снимал фильм Александра Миндадзе «В субботу» об аварии на атомной электростанции. Олег Муту снимал и «Счастье мое». Мастерство его просто завораживает – оператор мирового класса! Само по себе это знаменательное сотрудничество европейских мастеров кино из Белоруссии, России, Румынии, Германии, Нидерландов и Латвии выводит отечественное кино на всемирный экран.
Эта великолепно поставленная массовая сцена, которой открывается картина – единственная в фильме. Затем в центре событий только три человека. Двое партизан – Буров (Владислав Абашин) и Войтик (Сергей Колесов) приезжают из леса в станционный поселок, чтобы казнить предателя. Предателем партизаны считают четвертого из путевых рабочих, которого почему-то не повесили, а оставили в живых. Путевой обходчик Сущеня (Владимир Свирский) сам не понимает, почему именно его пощадили, хотя он и был с теми, кто устроил диверсию немецкому эшелону. Психологическая драма усугублена и тем, что Буров и Сущеня - односельчане и хорошо знают друг друга. Войтик же – человек посторонний. Поэтому партизанский разведчик Николай Буров не решается сразу пристрелить Сущеню в его избе, на глазах жены и ребенка. Тот понимает, что его ждет, берет лопату и покорно идет с партизанами в лес, ведь все в поселке и даже жена Анеля (Ю. Перисильд) тоже считают его предателем.
Белорусские леса становятся постоянным фоном этой военной драмы. Никакой музыки, только шум ветра в ветвях, шорох осенней листвы, плеск воды лесного ручья, скрип стволов, иногда посвист птиц или отдаленные выстрелы – таков саундтрек картины (звукорежиссер Владимир Головницкий). И именно звуковая атмосфера держит в напряжении на всем протяжении фильма. Постепенно раскрываются характеры всех троих участников лесной одиссеи. Обреченный Сущеня наконец-то, рассказывает историю своего ареста и освобождения. Он только теперь осознал, что коварный немецкий офицер решил использовать его как приманку. Ни в чем не виновная жертва пытается спасти своих двоих партизанских «палачей».
Кто они, эти двое народных мстителей? Два флеш-бека покажут нам эпизоды из их недалекого прошлого. Отважный парень, деревенский шофер Коля Буров, подорвет свою любимую полуторку, которую когда-то до войны сам перебрал по винтику и поэтому совершенно сознательно ушел в партизаны, а вот Войтик – человек явно не местный, трусоватый, видно городской обыватель, бывший инспектор Райзо,не успевший побывать в армии и прибившийся к отряду. Однажды он уже совершил подлость, сдал полицаям семью, которая снабжала партизан продуктами. Этот факт он утаил от товарищей. Фильм «В тумане» еще раз беспощадно заявляет о том, что с 1941 по 1944 годы на оккупированной немцами территории шла и ожесточенная война своих со своими. Таким образом, Лозница в своем фильме и Быков в своей повести возвысили этих троих до символов – Святости, Разумного сомнения и Ничтожности. Безвыходность и безнадежность скитаний по лесным тропам и дорогам подчеркивает густой туман, обволакивающий все и вся в финале фильма.
В мае 2012 года картина «В тумане» была удостоена приза международной федерации критиков FIPRESCI. Она также была отмечена Гран-при на фестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало» и «Золотой абрикос» в Ереване. Сейчас Сергей Лозница в Киеве готовится к съемкам нового фильма по собственному сценарию - «Бабий яр».
@ Thu, 20 Jun 2013 18:04:14 +0400
плюсую.. фильм как и роман..сногшибательный.
Отлично! +
Неплохая рецензия и очень хорошо подмечено, что на окупированных территориях свои воевали со своими. Несомненный плюс.
Неплохая рецензия и очень хорошо подмечено, что на окупированных территориях свои воевали со своими. Несомненный плюс.
Спасибо всем, кто отметил плюсом мою рецензию.
Там, Советский союз, не Советский союз, отдельный разговор.
От рецензии веет чрезмерным нарциссизмом и бахвальством, оценивший аж на все 10 то, о чем большинство через пол года не вспомнит. После нее, желание терять время на «Счастье мое», лично у меня исчезло окончательно.
Очень здорово написано. +
Спасибо всем, кто отметил плюсом мою рецензию.
Злостно заангажированная рецензия. Как и на предыдущий фильм Лозницы.
Фильм получился мертворожденным. После откровенно неврастеничной антироссийской кинотухлятины "Счастье мое", бьющей прямо в мозг, Лозница получил по колпаку и пару ласковых по емейлу от соотечественников; теперь он косит под бесстрастного чернушника Гаса ван Сента, какбэ непредвзято фиксируя события на кинопленку. Учитывая тот факт, что фильмы мифоборца-Лозницы прежде всего ориентированы на отечественного зрителя, его механистически-осторожный, лишенный эмоционального накала предыдущей работы подход представляется ни чем иным, как попыткой удержать марку объективного художнека, а не свалившегося в фарс а-ля дешевки-резуна. Обо всем этом в рецензии ни слова.
А данный коммент вообще вне всяких комментов. Жаль, редко сейчас появляется Сирдон, периодично отвешивающий вам вербальные пинки под зад, словно нашкодившему коту, да и Анатолии, когда-то виртуозно тыкающей вас в собственные неприятности тоже давно не видно. Совсем страх потеряли..
МИНУС
Злостно заангажированная рецензия. Как и на предыдущий фильм Лозницы.
Фильм получился мертворожденным. После откровенно неврастеничной антироссийской кинотухлятины "Счастье мое", бьющей прямо в мозг, Лозница получил по колпаку и пару ласковых по емейлу от соотечественников; теперь он косит под бесстрастного чернушника Гаса ван Сента, какбэ непредвзято фиксируя события на кинопленку. Учитывая тот факт, что фильмы мифоборца-Лозницы прежде всего ориентированы на отечественного зрителя, его механистически-осторожный, лишенный эмоционального накала предыдущей работы подход представляется ни чем иным, как попыткой удержать марку объективного художнека, а не свалившегося в фарс а-ля дешевки-резуна. Обо всем этом в рецензии ни слова.
А данный коммент вообще вне всяких комментов. Жаль, редко сейчас появляется Сирдон, периодично отвешивающий вам вербальные пинки под зад, словно нашкодившему коту, да и Анатолии, когда-то виртуозно тыкающей вас в собственные неприятности тоже давно не видно. Совсем страх потеряли..
МИНУС
Страх я потерял уже полвека назад, и не Вам меня учить!
Если бы Вы написали за эти два года хотя бы десятка два качественных рецензий, то может быть к критике Вашей я бы относился более внимательно, а пока наблюдаю только постоянную смену ников и аватаров и ничего больше. Тоже самое относится к памятным Вам авторитетам. Еще бы Мервинца вспомнили)))
А мне рецензия понравилась своей пронзительностью и тонко подмеченной связью кадров фильма с природными явлениями.+