«Призрак бродит по Европе» - написали Маркс и Энгельс в манифесте коммунистической партии еще в 19 столетии. Призрак этот бродил, бродил, да и материализовался однажды в неожиданном для просвещенных европейцев месте - на необъятном евразийском пространстве. Идеи и практика марксизма-ленинизма распространялись все дальше на восток и на юг. Через Россию (СССР), в Китай, в Корею, во Вьетнам, в Лаос, в Бирму и в Камбоджу. Именно в Камбодже применение этих идей достигло своей кульминации во второй половине 70-х годов ХХ
века.
Необходимая историческая справка. Камбоджа, древнее государство Юго-Восточной Азии. С 1880 года находилось под протекторатом Франции, как и Вьетнам. Столицу, город Пном-Пень даже называли Парижем Востока. Национально-освободительная борьба против французских колонизаторов закончилась к началу 50-х. Королевство Камбоджа получила независимость в 1953 году. Вскоре на родину из Парижа вернулись марксисты-сталинисты Пол Пот и Йенг Сари, которые начали пропагандировать среди крестьян свое учение об аграрном социализме. В 1960 году вспыхнула гражданская война, в которую активно вмешивались противоборствующие силы Северного и Южного Вьетнама. Последних поддерживали США. В 1970 в результате военного переворота власть в стране захватил генерал Лон Нол. При нем страну переименовали в Кхмерскую республику. Американцы поддерживали марионеточный режим и активно бомбили территорию, где сосредотачивались коммунистические партизаны, которым помогали китайцы и северные вьетнамцы.
Именно с этих событий начинается действие британской картины «Поля смерти». В центре фильма истории реальных людей. В основе сюжета дневники и воспоминания американского репортера «Нью Йорк Таймс» Сидни Шенберга (Сэм Уотерстон). Он приехал в Камбоджу в 1973. Переводчиком и проводником при нем работал камбоджиец Дит Пран, с которым Шенберг крепко подружился. В его роли снимался непрофессиональный актер Хэнг С. Нгор. Он стал первым актером из Азии получившим премию «Оскар». Коллеги Шенберга - фотограф Алан Рокофф (Джон Малкович) и корреспондент британского агентства Джон Суэйн ( Джулиан Сэндс). Эти журналисты становятся свидетелями падения Пном-Пеня, кровавых бесчинств «освободителей», хаоса и бегства из города американского посла и находят временное убежище в посольстве Франции. В конце концов, газетчикам чудом удается выбраться из «демократической» Кампучии, но их камбоджийский друг вынужден там остаться. Дит Пран был отправлен в концлагерь для трудового перевоспитания.
Режиссер Роллан Жоффе ранее работал для телевидения как документалист. «Поля смерти» его дебют в игровом кино и дебют блистательный. Фильм был награжден многочисленными призами. Для меня эта встреча с первой работой режиссера Роллана Жоффе особо приятна, ибо некоторое время назад я отметил рецензией его же историческую драму «Ватель». Опыт работы режиссера, как документалиста позволил ему создать подлинную во всех подробностях картину ужасной действительности существования кхмерского народа при бесчеловечном режиме полпотовцев. Я хорошо помню, как советская пресса поначалу приветствовала победу «красных кхмеров» над ставленниками американских империалистов, потом внезапно умолкла. В фильме есть эпизод, где революционеры бесцеремонно вытряхивают русских дипломатов из здания советского посольства. А ведь жители Пном-Пеня вначале радостно встречали повстанцев. Они приветствовало победу революции и наступление мира в апреле 1975 года. Но город тут же подвергся разграблению и социальному геноциду. Из двухмиллионной столицы все население выгоняют в деревенскую глушь. Таков этот «аграрный социализм» на практике.
Но «красные кхмеры» мгновенно перескочили через социализм и сразу было объявлено о введение коммунизма в Демократической Кампучии. Военного коммунизма, при диктатуре не пролетариата, а беднейшего крестьянства. Отменены деньги и частная собственность. Запрещена любая религия. Большинство буддийских монахов были убиты. Кроме них уничтожены сотни тысяч христиан и мусульман. Последовательно уничтожалась камбоджийская интеллигенция: учителя, студенты, инженеры, врачи, художники, журналисты. Столь же тяжкая участь выпала на долю торговцев, чиновников, полицейских и военных. Самое ужасное, что зверства эти в основном творились руками подростков 12 -15 лет. Дети в этом возрасте проявляют особую, необузданную разумом жестокость. Те, кто постарше, кто отдавал им приказы, если и проявляли хоть крупицу человечности, то при этом сильно рисковали сами попасть под мотыгу, кирку или пулю юных палачей. В итоге торжества коммунизма из восьми миллионов населения была уничтожена третья часть – три с лишним миллиона человек! Мировой рекорд истребления собственного народа всего за 4 года пребывания у власти! По этим показателям они значительно превзошли даже своих советских учителей.
Эти исторические факты следует себе представлять, что бы оценить работу английских кинематографистов по достоинству. Фильм потрясающе снят и смонтирован. Оператор Крис Менджис создал грандиозную историческую фреску с огромным числом занятых в массовых сценах людей. Основной живописный колорит этой фрески мертвенно-охристый тон обезображенной земли Камбоджи. Рыжая грязь бесплодных рисовых полей, усеянных человеческими костями и черепами. Вспоминается знаменитая картина Верещагина «Апофеоз войны». Впечатление усиливает музыка замечательного композитора Майка Олфилда. Пожалуй, «Поля смерти» наиболее потрясающий фильм о войне, который я видел. Тем более, о войне гражданской. О войне против своего же народа.
Но столь же сильно выражен гуманистический пафос картины. На фоне военной трагедии ярко и талантливо показана психологическая драма людей, связанных и дружбой, и профессиональным долгом и ответственностью за жизнь товарищей. Дит Пран в начале спасает своих друзей от распоясавшихся партизан, но коллеги пытаются и не могут помочь камбоджийцу уехать вместе с ними за границу. Но Пран, тем не менее, благодарен американцу за то, что хотя бы смогли вывезти его жену и детей. Актер Хэнг Нгор, бывший врач, сам чудом пережил кошмар полпотовского ада. Собственно, созданный им образ, и является главным героем фильма, хотя он получил «Оскар» за роль второго плана.
Картина получила 8 премий BAFTA и по семи категориям номинирована на «Оскар». Кроме Хэнга Нгора, приз получили оператор Менджис и монтажер Кларк. Многострадальная Камбоджа постепенно залечивает раны . Но и по сей день туристы, приезжающие в страну, должны передвигаться по четко обозначенным маршрутам – в лесах и на полях еще лежат в огромном количестве противопехотные мины. Советского, китайского и вьетнамского производства.
@ Fri, 02 Aug 2013 21:23:03 +0400
"Усеял". Если память не подводит.
Скучная, неинтересная рецуха. На мой взгляд.
Есть у автора, как мне кажется, некое прокрустово ложе. На него кладется фильм и все, что вылезает за рамки, отрубается. Поэтому все рецензии как под копирку.
Пара исторических справок из учебника истории, пара избитых цитат.
Ни интересных ассоциаций, ни ярких мыслей, ни неожиданных интерпретаций.
О, iReDevil, что ж так мало пишешь.
"Усеял". Если память не подводит.
Скучная, неинтересная рецуха. На мой взгляд.
Есть у автора, как мне кажется, некое прокрустово ложе. На него кладется фильм и все, что вылезает за рамки, отрубается. Поэтому все рецензии как под копирку.
Пара исторических справок из учебника истории, пара избитых цитат.
Ни интересных ассоциаций, ни ярких мыслей, ни неожиданных интерпретаций.
О, iReDevil, что ж так мало пишешь.
Давайте не будем обижать уважаемых рецензентов сравнениями. Кому-то скучен Барс, кому-то - IreDevil, кому-то - вы.
Пожалуй соглашусь с критикой. В рецензии больше про историю чем фильм. Информация о фильме довольно таки скупа и больше технического, чем художественного характера. У автора есть возможность доработать, поэтому оставлю без оценки.
___________________________________
Помню читал один учебник по истории стран Азии и Африки, где приводился отрывок разговора с одним из агентов полпотовских спецслужб: "Я убил 2300 людей. И со мной никто не мучился. Я убивал одним ударом мотыги в затылок. Другие кончали жертву двумя, а то и пятью ударами, а потом еще и пулю пускали". Какой гуманист попался! Убить только за то, что умеешь читать! Как я уже раньше говорил, коммунизм - это больной на голову эксперимент. Мирони бы туда: не парил бы мозги новичкам из отдела рецензий, а сажал бы капусту на столичном футбольном поле.
Пожалуй соглашусь с критикой. В рецензии больше про историю чем фильм. Информация о фильме довольно таки скупа и больше технического, чем художественного характера. У автора есть возможность доработать, поэтому оставлю без оценки.
___________________________________
Помню читал один учебник по истории стран Азии и Африки, где приводился отрывок разговора с одним из агентов полпотовских спецслужб: "Я убил 2300 людей. И со мной никто не мучился. Я убивал одним ударом мотыги в затылок. Другие кончали жертву двумя, а то и пятью ударами, а потом еще и пулю пускали". Какой гуманист попался! Убить только за то, что умеешь читать! Как я уже раньше говорил, коммунизм - это больной на голову эксперимент. Мирони бы туда: не парил бы мозги новичкам из отдела рецензий, а сажал бы капусту на столичном футбольном поле.
Вижу, что мои заметки о выдающемся во всех отношениях фильме "Поля смерти" вызвал некий раскол в сообществе кинозрителей. Но я так же вижу,что тема историческая, причем на материале новейшей истории,гораздо меньше интересует публику, нежели развлекательно-фантасмагорические или мистические блокбастеры.
Фильм этот абсолютно правдив и по-настоящему документален, то-есть показывает именно то, что видели его главные герои своими глазами. Поэтому необходима историческая справка. Не думаю, что обязательно надо было вводить натуралистические эпизоды с проламыванием черепов при помощи мотыги. Это и так понятно. Ваш отзыв более содержателен и главную идею Вы поняли. А описывать художественные достоинства картины, я посчитал необязательным. Их высоко оценили премиями и призами во всем мире. Я хотел только призвать зрителей этот фильм смотреть и осмысливать увиденное неравнодушно.
___________________________________________________________________
torqod, особое спасибо за уточнение цитаты из Пушкина в заголовке.
Каждый рецензент обладает как оригинальным стилем написания, так и индивидуальными предпочтениями при выборе кинокартин для написания рецензии. Кто пишет воздушно-зефирные тексты, кто розовые сопли размазывает по листу, кто исторические справки наводит, кто стебается не по-детски... Важно то, читают ли эти тексты другие пользователи или проходят мимо )) Поэтому пишите, Барс, и дальше. За рецензию поставила плюс.
__________________________________________________________________________________________________
Пожалуйста, обратите внимание на следующее предложение в конце текста: "Кроме Хэнга Нгора, приз получили оператор Менджис и монтажер Кларк Камбоджа постепенно залечивает раны. " Возможно, вы забыли поставить точку после слова "Кларк" Если нет, то уточните, кто тогда залечивает раны.
Каждый рецензент обладает как оригинальным стилем написания, так и индивидуальными предпочтениями при выборе кинокартин для написания рецензии. Кто пишет воздушно-зефирные тексты, кто розовые сопли размазывает по листу, кто исторические справки наводит, кто стебается не по-детски... Важно то, читают ли эти тексты другие пользователи или проходят мимо )) Поэтому пишите, Барс, и дальше. За рецензию поставила плюс.
__________________________________________________________________________________________________
Пожалуйста, обратите внимание на следующее предложение в конце текста: "Кроме Хэнга Нгора, приз получили оператор Менджис и монтажер Кларк Камбоджа постепенно залечивает раны. " Возможно, вы забыли поставить точку после слова "Кларк" Если нет, то уточните, кто тогда залечивает раны.
Спасибо за поддержку и за недостающую точку, которая теперь на своем месте!
Спасибо за поддержку и за недостающую точку, которая теперь на своем месте!
- А вот я поддерживать Вас не буду…
«В итоге торжества коммунизма из восьми миллионов населения была уничтожена третья часть – три с лишним миллиона человек! Мировой рекорд истребления собственного народа всего за 4 года пребывания у власти! По этим показателям они значительно превзошли даже своих советских учителей…»
За это вам, уважаемый Евгенич, «минус».
Считаю, что рецензия о фильме ни коим образом не должна являться пропагандой личностного предвзятого «зреньянамир»! И уж те более не должна содержать необоснованные пасквильные нападки на конкретную идеологию. Советские учителя, говорите? Ну-ну…
Вспомнилось…
Студент – будущий ветеринар – при сдаче экзамена по специальности выучил ответ только лишь на вопрос про вшей. А попался ему вопрос про рыб…
- Значитцо, рыбы… - начал студент. – У рыб отсутствует шерсть. А вот если бы у рыб была шерсть, то в ней могли бы завестись вши!.. )))))
После этого студент стал рассказывать про вшей…
Так, говорите, советские учителя? Ну-ну…
Вспомнилось…
«Фильм «В тумане» еще раз беспощадно заявляет о том, что с 1941 по 1944 годы на оккупированной немцами территории шла и ожесточенная война своих со своими…» Это ведь Ваши слова, да?
А ведь у автора повести «В тумане» отличное от Вашего «зреньенамир»!
«За тысячелетия земной истории о войне на всех языках мира написано много неправды, красивых сказок и прямой лжи. Это и понятно, потому что война, как известно, всегда была продолжением политики военными средствами и служила интересам власть предержащих. Наша же большая война, на полях которой решались судьбы планеты, имела другой характер и другие, отличные от предыдущих, цели. Говорить неправду о ней не только безнравственно, но и преступно как по отношению к миллионам ее жертв, так и по отношению к будущему. Люди земли должны знать, от какой опасности они избавились и какой целой досталось им это избавление.» - Василь Владимирович Быков.
Короче, Евгенич, заканчивайте уже про вшей и посмотрите непредвзятым взглядом на рыбу…
- А вот я поддерживать Вас не буду…
«В итоге торжества коммунизма из восьми миллионов населения была уничтожена третья часть – три с лишним миллиона человек! Мировой рекорд истребления собственного народа всего за 4 года пребывания у власти! По этим показателям они значительно превзошли даже своих советских учителей…»
За это вам, уважаемый Евгенич, «минус».
Считаю, что рецензия о фильме ни коим образом не должна являться пропагандой личностного предвзятого «зреньянамир»! И уж те более не должна содержать необоснованные пасквильные нападки на конкретную идеологию. Советские учителя, говорите? Ну-ну…
Вспомнилось…
Студент – будущий ветеринар – при сдаче экзамена по специальности выучил ответ только лишь на вопрос про вшей. А попался ему вопрос про рыб…
- Значитцо, рыбы… - начал студент. – У рыб отсутствует шерсть. А вот если бы у рыб была шерсть, то в ней могли бы завестись вши!.. )))))
После этого студент стал рассказывать про вшей…
Так, говорите, советские учителя? Ну-ну…
Вспомнилось…
«Фильм «В тумане» еще раз беспощадно заявляет о том, что с 1941 по 1944 годы на оккупированной немцами территории шла и ожесточенная война своих со своими…» Это ведь Ваши слова, да?
А ведь у автора повести «В тумане» отличное от Вашего «зреньенамир»!
«За тысячелетия земной истории о войне на всех языках мира написано много неправды, красивых сказок и прямой лжи. Это и понятно, потому что война, как известно, всегда была продолжением политики военными средствами и служила интересам власть предержащих. Наша же большая война, на полях которой решались судьбы планеты, имела другой характер и другие, отличные от предыдущих, цели. Говорить неправду о ней не только безнравственно, но и преступно как по отношению к миллионам ее жертв, так и по отношению к будущему. Люди земли должны знать, от какой опасности они избавились и какой целой досталось им это избавление.» - Василь Владимирович Быков.
Короче, Евгенич, заканчивайте уже про вшей и посмотрите непредвзятым взглядом на рыбу…
Давно уже приметил один прикольный парадокс: если смотреть на события 40-х годов с позиций ВОВ, то "совок" белый и пушистый выходит, а если с позиций ВМВ - начинает серой попахивать. Какая все-таки большая разница между системным и "кустарным" мышлением.
Давно уже приметил один прикольный парадокс: если смотреть на события 40-х годов с позиций ВОВ, то "совок" белый и пушистый выходит, а если с позиций ВМВ - начинает серой попахивать. Какая все-таки большая разница между системным и "кустарным" мышлением.
Если бы все-таки вы с Барсом закончили когда-нибудь проповедовать обитателям Кинокопилки о возбудителях педикулёза, и взглянули на события Второй мировой с позиции Второй Мировой, то есть применили бы тот самый пресловутый системный подходЪ, то вам бы открылась ужасающая по своей важности истина - именно СССР, со всеми своими несовершенством и пороками, спас мир от коричневой чумы.
Посмотрела вчера "Поля смерти". Повторно вернулась к вашему тексту и, упс, несколько по-другому на него взглянула. Вы правы, фильм хорош и заслуживает всяческих похвал. Исторический акцент текста - ваш выбор и ваше право. Однако, текст сползает исключительно в одну сторону идеологической заданности... Как пример, упомянув про производителей противопехотных мин, оставшихся после гражданской войны в лесах Камбоджи, вы опустили тот факт, что эти мины были и американского производства.