«Призрак бродит по Европе» - написали Маркс и Энгельс в манифесте коммунистической партии еще в 19 столетии. Призрак этот бродил, бродил, да и материализовался однажды в неожиданном для просвещенных европейцев месте - на необъятном евразийском пространстве. Идеи и практика марксизма-ленинизма распространялись все дальше на восток и на юг. Через Россию (СССР), в Китай, в Корею, во Вьетнам, в Лаос, в Бирму и в Камбоджу. Именно в Камбодже применение этих идей достигло своей кульминации во второй половине 70-х годов ХХ века.
Необходимая историческая справка. Камбоджа, древнее государство Юго-Восточной Азии. С 1880 года находилось под протекторатом Франции, как и Вьетнам. Столицу, город Пном-Пень даже называли Парижем Востока. Национально-освободительная борьба против французских колонизаторов закончилась к началу 50-х. Королевство Камбоджа получила независимость в 1953 году. Вскоре на родину из Парижа вернулись марксисты-сталинисты Пол Пот и Йенг Сари, которые начали пропагандировать среди крестьян свое учение об аграрном социализме. В 1960 году вспыхнула гражданская война, в которую активно вмешивались противоборствующие силы Северного и Южного Вьетнама. Последних поддерживали США. В 1970 в результате военного переворота власть в стране захватил генерал Лон Нол. При нем страну переименовали в Кхмерскую республику. Американцы поддерживали марионеточный режим и активно бомбили территорию, где сосредотачивались коммунистические партизаны, которым помогали китайцы и северные вьетнамцы.
Именно с этих событий начинается действие британской картины «Поля смерти». В центре фильма истории реальных людей. В основе сюжета дневники и воспоминания американского репортера «Нью Йорк Таймс» Сидни Шенберга (Сэм Уотерстон). Он приехал в Камбоджу в 1973. Переводчиком и проводником при нем работал камбоджиец Дит Пран, с которым Шенберг крепко подружился. В его роли снимался непрофессиональный актер Хэнг С. Нгор. Он стал первым актером из Азии получившим премию «Оскар». Коллеги Шенберга - фотограф Алан Рокофф (Джон Малкович) и корреспондент британского агентства Джон Суэйн ( Джулиан Сэндс). Эти журналисты становятся свидетелями падения Пном-Пеня, кровавых бесчинств «освободителей», хаоса и бегства из города американского посла и находят временное убежище в посольстве Франции. В конце концов, газетчикам чудом удается выбраться из «демократической» Кампучии, но их камбоджийский друг вынужден там остаться. Дит Пран был отправлен в концлагерь для трудового перевоспитания.
Режиссер Роллан Жоффе ранее работал для телевидения как документалист. «Поля смерти» его дебют в игровом кино и дебют блистательный. Фильм был награжден многочисленными призами. Для меня эта встреча с первой работой режиссера Роллана Жоффе особо приятна, ибо некоторое время назад я отметил рецензией его же историческую драму «Ватель». Опыт работы режиссера, как документалиста позволил ему создать подлинную во всех подробностях картину ужасной действительности существования кхмерского народа при бесчеловечном режиме полпотовцев. Я хорошо помню, как советская пресса поначалу приветствовала победу «красных кхмеров» над ставленниками американских империалистов, потом внезапно умолкла. В фильме есть эпизод, где революционеры бесцеремонно вытряхивают русских дипломатов из здания советского посольства. А ведь жители Пном-Пеня вначале радостно встречали повстанцев. Они приветствовало победу революции и наступление мира в апреле 1975 года. Но город тут же подвергся разграблению и социальному геноциду. Из двухмиллионной столицы все население выгоняют в деревенскую глушь. Таков этот «аграрный социализм» на практике.
Но «красные кхмеры» мгновенно перескочили через социализм и сразу было объявлено о введение коммунизма в Демократической Кампучии. Военного коммунизма, при диктатуре не пролетариата, а беднейшего крестьянства. Отменены деньги и частная собственность. Запрещена любая религия. Большинство буддийских монахов были убиты. Кроме них уничтожены сотни тысяч христиан и мусульман. Последовательно уничтожалась камбоджийская интеллигенция: учителя, студенты, инженеры, врачи, художники, журналисты. Столь же тяжкая участь выпала на долю торговцев, чиновников, полицейских и военных. Самое ужасное, что зверства эти в основном творились руками подростков 12 -15 лет. Дети в этом возрасте проявляют особую, необузданную разумом жестокость. Те, кто постарше, кто отдавал им приказы, если и проявляли хоть крупицу человечности, то при этом сильно рисковали сами попасть под мотыгу, кирку или пулю юных палачей. В итоге торжества коммунизма из восьми миллионов населения была уничтожена третья часть – три с лишним миллиона человек! Мировой рекорд истребления собственного народа всего за 4 года пребывания у власти! По этим показателям они значительно превзошли даже своих советских учителей.
Эти исторические факты следует себе представлять, что бы оценить работу английских кинематографистов по достоинству. Фильм потрясающе снят и смонтирован. Оператор Крис Менджис создал грандиозную историческую фреску с огромным числом занятых в массовых сценах людей. Основной живописный колорит этой фрески мертвенно-охристый тон обезображенной земли Камбоджи. Рыжая грязь бесплодных рисовых полей, усеянных человеческими костями и черепами. Вспоминается знаменитая картина Верещагина «Апофеоз войны». Впечатление усиливает музыка замечательного композитора Майка Олфилда. Пожалуй, «Поля смерти» наиболее потрясающий фильм о войне, который я видел. Тем более, о войне гражданской. О войне против своего же народа.
Но столь же сильно выражен гуманистический пафос картины. На фоне военной трагедии ярко и талантливо показана психологическая драма людей, связанных и дружбой, и профессиональным долгом и ответственностью за жизнь товарищей. Дит Пран в начале спасает своих друзей от распоясавшихся партизан, но коллеги пытаются и не могут помочь камбоджийцу уехать вместе с ними за границу. Но Пран, тем не менее, благодарен американцу за то, что хотя бы смогли вывезти его жену и детей. Актер Хэнг Нгор, бывший врач, сам чудом пережил кошмар полпотовского ада. Собственно, созданный им образ, и является главным героем фильма, хотя он получил «Оскар» за роль второго плана.
Картина получила 8 премий BAFTA и по семи категориям номинирована на «Оскар». Кроме Хэнга Нгора, приз получили оператор Менджис и монтажер Кларк. Многострадальная Камбоджа постепенно залечивает раны . Но и по сей день туристы, приезжающие в страну, должны передвигаться по четко обозначенным маршрутам – в лесах и на полях еще лежат в огромном количестве противопехотные мины. Советского, китайского и вьетнамского производства.
Лист для всех тех, кто любит популярные фильмы из 80-ых также, как их люблю я
A list of the most inspiring films as determined by the American Film Institute. It was unveiled on June 14, 2006.
Первый)))
С Малковичем точно буду смотреть!
Думаю стоящее кино, еще и оскар, еще и про корреспондента.
Спасибо!
Фильм качественный, сюжет держит в течение всего просмотра. Даже если ты не был в Камбодже, это полезно смотреть, многое перекликается с советскими историческими реалиями.
10 из 10.
Игра актеров - блестящая! Если вам нравится фильм "город Бога", то этот тоже понравится.
Хороший, но тяжелый фильм. Рекомендую.
Потрясающий фильм !!!
Гражданская война в Камбодже, в 1975 году привела к победе ультра марксистко-маоистский режим "красных кхмеров" под руководством Пол Пота. Во имя торжества коммунизма в "демократической" Кампучии была уничтожена почти третья часть населения страны. Вся интеллигенция, средний городской класс, религиозные меньшинства: христиане и мусульмане. Основной боевой силой были одураченные лозунгами подростки 12-15 лет. Страшный фильм о кульминации левых идей. Прекрасный фильм с точки зрения художественной. Смотреть необходимо! Забывать такого нельзя!