море уходит вспять
море уходит спать
<…>
«Пена дней» - это, прежде всего, экранизация одноимённого романа Бориса Виана, в котором речь идёт о двух юных героях, (он - Колен, она - Хлоя), как они встретились и полюбили друг друга, и о том, что из этого вышло. Действие романа происходит в особом мире. Здесь мыши разговаривают, влюблённые летают над Парижем в облаке коричного аромата, цветы прорастают в лёгких, а почерневшие сосиски не желают расставаться с жизнью. И этот чудесный, чудный и чудной
мир становится полноправным героем истории, если не самым важным.
Жизнь Колена протекает как в волшебной сказке, счастливая, безмятежная, полная приятных неожиданностей. Она окрашена всеми цветами радуги, наполнена смехом и музыкой, чарующими запахами и ежедневным волшебством. Здесь не знают, что такое бессмысленный тяжёлый труд, нужда, болезнь или голод. Здесь каждый день светит солнце так ярко, что даже умирать не хочется.
Режиссёр-визионер, Мишель Гондри бережно выкладывает разноцветную мозаику, стараясь не потерять ни единого кусочка сюрреалистической реальности, описанной в романе. Он словно ставит эксперимент, переводя на язык кинематографа литературное произведение, главное в котором не сюжет, не герои, а особый «виановский стиль». То есть, витиеватый язык метафор, бесконечные каламбуры, остроумная игра слов, фантастические образы и «забавные невозможности» вроде оживших предметов и волшебных животных.
В этом деле Гондри весьма преуспел. С какой любовью и деликатностью воссозданы волшебные штучки, наполняющие жизнь Колена, Хлои и их друзей: пианоктейль, бутылки разноцветного стекла, лиловый угорь из водопроводного крана, розовый торт из сладкой ваты, где спрятано любовное послание, безумный танец «скосиглаз», удлинняющий ноги. Гондри действует несколько старомодно, не прибегая к помощи 3d технологий, а полагаясь на старые добрые рукотворные спецэффекты в духе Гиллиама или Жан-Пьера Жене. Его верные помощники – цвет, звук (в первую очередь, конечно, музыка!) и анимация. С их помощью создан сюрреалистический мир, который может быть как прекрасным, так и страшным, когда он поворачивается обратной стороной.
Фильм, как и роман, - одна сплошная метафора. Внутри музыкальной шкатулки под шёлковыми лепестками роз лежит история о богатом молодом бездельнике (по книге Колену всего 21 год!), который оказался в реальном мире, где люди тяжело работают, болеют, и даже, представьте себе, умирают. Точнее, реальный мир ворвался в его уютный домик вместе с порывом ледяного ветра из разбитой форточки.
Если юным героям Виана сочувствуешь, то возрастные герои Гондри вызывают недоумение и некоторое даже раздражение. То, что органично звучит из уст молодой девушки на первом свидании, весьма странно слышать от взрослой женщины. Причём я уверена, что это не случайность, а именно режиссёрская задумка – показать Одри Тоту и Ромена Дюриса, да и остальных, совершенно уже зрелыми людьми, которые ведут себя, как дети.
Это очень своевременная и современная трактовка, которая препарирует и выносит приговор поколению взрослых, но не повзрослевших. Да они (то есть, мы), мы и не хотим взрослеть. Мы не хотим ничего решать, не хотим ни за что отвечать. Мы хотим жить в своё удовольствие, слушать музыку, пить вино и принимать лёгкие наркотики, любить друг друга. Мы не хотим иметь ничего общего с реальным миром, с политикой и политиками, с ежедневной рутиной и бытовыми проблемами. Особенно с самой пошлой из проблем: где взять денег. Оставьте нам маленькую комнату, пронизанную солнечными лучами, и делайте с оставшейся вселенной, что хотите. Это немного Амели Пулен, если бы она так и не вылезла из своей раковины. Это сам Борис Виан, который до последнего дня своей жизни был абсолютно аполитичен, играл джаз, любил красивых женщин и купался в море, несмотря на запреты врачей.
Мир не прощает тех, кто не существует по его законам. И мир делает это не специально, просто человека засасывает в жуткие железные жернова существования и перемалывает в труху, если внутри нет стержня, жизненной силы.
Красивая, грустная, и очень закономерная история о разочаровании романтика-идеалиста. Единственное, лично мне чего-то не хватило. Язык не поворачивается обвинить режиссёра в излишнем формализме, но не покидает ощущение, что увлёкшись воссозданием виановской реальности, Гондри упустил что-то важное, почти неуловимое, что делает фильм по-настоящему живым.
P.s.
Тот случай, когда завидуешь себе вчерашнему, потому что вчера роман ещё не прочитан. Если вам фильм понравился, а романа вы не читали, то найдите его в интернете (только обязательно в переводе Лилианы Лунгиной, это важно!) и прочитайте. Роман ещё лучше, чем фильм.
@ Mon, 23 Sep 2013 15:45:23 +0400
Обязательно найду и почитаю роман ) Мне фильм очень понравился, запомнился, возмутил. Возможно, тоже позже напишу рецензию. +
Обязательно найду и почитаю роман ) Мне фильм очень понравился, запомнился, возмутил. Возможно, тоже позже напишу рецензию. +
Напиши сейчас, пока не прочитала!!! Серьёзно.
Я при просмотре считывала сцены из книжки, это сильно мешает самостоятельному восприятию фильма. Невольно сравниваю с оригиналом, в этом ключе и написала.
Было бы интересно почитать, что видно из самого фильма, какие впечатления и пр.
Напиши сейчас, пока не прочитала!!! Серьёзно.
Я при просмотре считывала сцены из книжки, это сильно мешает самостоятельному восприятию фильма. Невольно сравниваю с оригиналом, в этом ключе и написала.
Было бы интересно почитать, что видно из самого фильма, какие впечатления и пр.
Хорошо. Сначала тогда пересмотрю, напишу, а потом уж читать буду )
Зацепило ) Посмотрю фильм и прочитаю книгу.
Превосходная рецензия, сенсационно лёгкая для такого неподъёмного творения! А Ваша версия "возрастного" фактора героев фильма заставила поразмышлять и согласиться С Вами.
Мой "+".
Превосходная рецензия, сенсационно лёгкая для такого неподъёмного творения! А Ваша версия "возрастного" фактора героев фильма заставила поразмышлять и согласиться С Вами.
Мой "+".
Спасибо)
А с неподъёмностью странно: роман ведь очень легко и просто читается, а фильм вязнет, как вездеход в колее. Но вообще небезынтересный фильмец, хотя повторно смотреть его желания не возникло
Спасибо)
А с неподъёмностью странно: роман ведь очень легко и просто читается, а фильм вязнет, как вездеход в колее. Но вообще небезынтересный фильмец, хотя повторно смотреть его желания не возникло
Я имела в виду тяжесть и тягучесть именно фильма, а не книги. Книга – да, читается запоем.
Я имела в виду тяжесть и тягучесть именно фильма, а не книги. Книга – да, читается запоем.
Не-не, я поняла, что вы о фильме. Это мне и странно: как из такого лёгкого и воздушного романа получилось такое "неподъёмное" кино?
Наверное, формализм до добра не доводит)
Не-не, я поняла, что вы о фильме. Это мне и странно: как из такого лёгкого и воздушного романа получилось такое "неподъёмное" кино?
Наверное, формализм до добра не доводит)
Наверное, своя ноша не тянет (я о Виане). А чужая – весьма ощутимо (о Гондри).
Я имела в виду тяжесть и тягучесть именно фильма, а не книги. Книга – да, читается запоем.
Я бы, кстати, с удовольствием посмотрела бы на экранизацию "Пены дней", снятую Жан-Пьером Жене. Мне кажется, у него бы хорошо получилось