Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
9/10

Всего три дня из тридцати лет ее заточения

Рецензия на фильм «Камилла Клодель, 1915»

21318 thumb

Некий феномен был отмечен в истории искусств рубежа XIX-ХХ веков – появление трех выдающихся скульпторов - женщин. Во Франции – Камилла Клодель, в России – Анна Голубкина и Вера Мухина. Что их всех троих объединяет? Они все трое «заразились» этим тяжелым, грязным ремеслом - ваять из глины, дерева и мрамора человеческую плоть, заменив этим свое природное предназначение - вынашивать и рожать детей. Все трое стали профессиональными скульпторами в Париже, будучи ученицами и помощницами знаменитых французских

скульпторов. Камилла Клодель и Анна Голубкина  учились у Огюста Родена. Вера Мухина у Эмиля Бурделя.  Русские художницы затем прожили плодотворную  творческую жизнь, а талантливая француженка, уничтожила многие свои работы и долгих бесплодных тридцать лет жизни провела в психиатрических лечебницах.  Но ведь настоящий художник, по определению – существо ненормальное. А гениальный художник –  так это и вообще словами не описать.

 

Печальная повесть о  художнице Камилле Клодель однажды уже была экранизирована в 1988 году Брюно Нюиттеном, где было достаточно ярко и подробно освещена история творческого и человеческого союза Камиллы Клодель и Огюста Родена, их разрыва и последовавшего вслед за тем творческого и душевного кризиса молодой женщины-скульптора. Я бы посоветовал посмотреть сначала и этот фильм, чтобы понять предысторию пожизненного заключения прекрасной женщины и талантливой художницы в психиатрической лечебнице-тюрьме.  Новый фильм другого Брюно, по фамилии Дюмон, не повторяет уже состоявшийся байопик, а начинается через  полтора года с того момента, где заканчивалась картина с впавшей в депрессию Камиллой, которую тогда играла  Изабель Аджани. Теперь эстафету перехватила Жюльетт Бинош.

 

Художницу Камиллу Клодель после смерти отца ее родственники поместили в больницу при монастыре близ Парижа в 1913 году. Через год началась Первая мировая война и пациентов эвакуировали на юг, в Прованс, в монастырь Мондеверже недалеко от Авиньона. Именно здесь мы увидим Камиллу Клодель в течение трех дней из тридцати лет ее жизни среди сумасшедших. Причем в фильме снимались настоящие псих-больные – идиоты и дегенераты, а присматривают за ними настоящие медсестры.  Я бы даже сказал, что пресловуто «беспощадный» Дюмон максимально деликатно показал нам два томительно долгих дня ожидания свидания с любимым младшим братом – Полем, до их короткой встречи, которая займет не больше 10 минут. Настолько же деликатно, как внимательно и терпеливо обращаются с пациентами врачи и монашки-сестры милосердия. Это вам не «Кукушкино гнездо» и не «Палата №6»!

 

Очаровательная французская актриса, красавица и умница, добровольно и самоотверженно решилась на сотрудничество со скандально известным режиссером. Должен признаться, что до этого я ни одного фильма знаменитого ныне  артхаусного режиссера, дважды лауреата Каннского фестиваля, не видел. Читал где-то, что режиссер этот не чужд натурализма,  культивирует в своих работах тему насилия и жестокости, и никогда ему не нужны были профессиональные звездные актеры. Но читал я и то, что сама Джульетт Бинош предложила Дюмону поставить фильм о Камилле Клодель. Для вхождения в образ она сама некоторое время прожила в психиатрической больнице и, много читала из ее переписки с братом, и, не приукрашивая косметикой свой возраст, сыграла здесь свою лучшую драматическую роль. Посмотрев эту картину, я подтверждаю, что это действительно так!

 

Жюльетт Бинош отчасти повторяет внешний рисунок роли своей предшественницы Изабель Аджани. Та же летящая, стремительная походка, те же резкие перепады настроения. Но здесь она лишена простора для выражения своих творческих импульсов. Более того – она прокляла ремесло скульптора. Даже взяв в руки случайный комок глины, она не в силах сосредоточиться на ваянии, разминая его пальцами, и затем отбрасывает с отвращением.  А ведь Винсент Ван-Гог в аналогичной ситуации не так давно, совсем недалеко отсюда, в Сен-Реми де Прованс почти год провел в психиатрической лечебнице и активно работал. Но у Ван Гога был совсем другой брат!

 

Из всей семьи Клоделей только отец высоко оценивал художественное дарование дочери. Мать, сестра и младший брат, который тоже обладал художественными способностями, предали свою дочь и сестру, наглухо изолировав ее от общества. Именно брат – Поль Клодель,  был организатором заточения старшей сестры в психушку. Автор сценария и режиссер Брюно Дюмон все же проявил свою беспощадность по отношению к знаменитому брату знаменитой художницы. В 1915 году пока еще не классика французской литературы и «бессмертного» члена французской Академии и дипломата он показал холодным самовлюбленным ханжой. Поля Клоделя (Жан-Люк Венсан), считающегося главным католическим писателем, поэтом и драматургом Франции ХХ века он буквально раздел и разоблачил, показав его в номере монастырской гостиницы близ Тараскона, где Клодель делает записи в своем дневнике. А вот, кстати, один из его саморазоблачающих афоризмов - «Вести дневник, всматриваться в самого себя – верный способ до неузнаваемости исказить собственный облик».

 

Фильм Брюно Дюмона  выдержан в аскетически- объективной эстетике, которая присутствовала в его же фильме «Фландрия». Вот я и его посмотрел тоже!  Четко прорисованные пейзажи Прованса, живописное романское аббатство XI века и выразительные портреты главной героини и всех немногочисленных актеров, да и «на лицо ужасных» несчастных безумцев в «Камилле Клодель. 1915» - замечательно снял оператор Гийом Дефоннтен. Фонограмма - никакой музыки, только шум и шелест ветра в ветвях сосен на скалах  Приморских Альп.  Чистое, прозрачное и глубокое кино. Тем самым Дюмон продолжил ряд фильмов снятых в традиции европейских мастеров жанра экзистенциальной жестокости, таких как Дрейден, Брессон, Бергман, фон Триер и Ханнеке.

@ Thu, 17 Oct 2013 00:00:38 +0400

Комментарии к рецензии (12)

imperhelchke
  • Зритель
  • Thu, 17 Oct 2013 00:38:19 +0400

О, здорово! Давно жду этот фильм.

Dtraum
  • Кинокритик
  • Thu, 17 Oct 2013 06:15:48 +0400

"Они все трое «заразились» этим тяжелым, грязным ремеслом - ваять из глины, дерева и мрамора человеческую плоть, заменив этим свое природное предназначение - вынашивать и рожать детей."

Под "грязным ремеслом" лично я понимаю нечто другое biggrin Более традиционное...

Или грязь ремесла скульптора заключается в отказе от вынашивания детей? Но у Мухиной был сын... И она тут не так "грязна"...

Кривое получилось предложение. mrgreen

TEKTONIC
  • Киновед
  • Thu, 17 Oct 2013 11:42:16 +0400

Сын Мухиной, Всеволод, писал в своих воспоминаниях: «Она не создала ни одного портрета членов политбюро, хотя предложений у нее было немало. В конкурсах на памятник Ленину мама участвовала, но ни один ее проект не был одобрен. Думаю, что она сама не хотела этого».

Profess
  • Киновед
  • Thu, 17 Oct 2013 17:47:04 +0400
TEKTONIC писал:

Сын Мухиной, Всеволод, писал в своих воспоминаниях: «Она не создала ни одного портрета членов политбюро, хотя предложений у нее было немало. В конкурсах на памятник Ленину мама участвовала, но ни один ее проект не был одобрен. Думаю, что она сама не хотела этого».

Она была умнейшей женщиной. Через месяц после окончания бюста бывший член Политбюро мог оказаться в расстрельном подвале Лубянки, что произошло неоднократно. confused

maleevnikita
Profess писал:

Она была умнейшей женщиной. Через месяц после окончания бюста бывший член Политбюро мог оказаться в расстрельном подвале Лубянки, что произошло неоднократно. confused

почему-то вспомнился Иван Грозный и собор Василия Блаженного...
и, наверное - "происходило" - нет?

maleevnikita

"Они все трое «заразились» этим тяжелым, грязным ремеслом - ваять из глины, дерева и мрамора человеческую плоть, заменив этим свое природное предназначение - вынашивать и рожать детей." - резкая фраза, чересчур.

вообще, несколько странная оценка и рецензия - затрудняюсь с ответом.
вы что воспеваете пребывание в психлечебницах? артхаусность? экстравагантность? мне не совсем ясно.... блин, политэкономия проще...
фраза "аскетическая объктивная эстетика" напоминает твелва и даже целую плеяду рецензетов... брр... честное слово лучше читать про короля Генриха...

Profess
  • Киновед
  • Thu, 17 Oct 2013 19:12:12 +0400
Быстрый Джо писал:

почему-то вспомнился Иван Грозный и собор Василия Блаженного...
и, наверное - "происходило" - нет?

Про Собор Василия Блаженного и зодчего Постника Барму - это сказки. Научно доказано, что храм строили итальянские архитекторы. И никто никого не ослепил.

maleevnikita
Profess писал:

Про Собор Василия Блаженного и зодчего Постника Барму - это сказки. Научно доказано, что храм строили итальянские архитекторы. И никто никого не ослепил.

слушайте - нам в школе сказки рассказывали lol вот ведь!
интересно, может и про СССР немало сказок...
нам рассказывали...

TEKTONIC
  • Киновед
  • Thu, 17 Oct 2013 19:18:11 +0400
Profess писал:

Про Собор Василия Блаженного и зодчего Постника Барму - это сказки. Научно доказано, что храм строили итальянские архитекторы. И никто никого не ослепил.

В Киеве по трамваю в центре каждая пятая остановка имени Итальянца. surprised

maleevnikita
TEKTONIC писал:

В Киеве по трамваю в центре каждая пятая остановка имени Итальянца. surprised

итальянское искусство оставило свою пяту по всему миру..

Добавить комментарий