Режиссёр: Бруно Дюмон
Актеры: Жан-Люк Винсент, Эммануэль Кауффман, Мэрион Келлер, Роберт Лерой, Армель Леруа-Роллан
Некий феномен был отмечен в истории искусств рубежа XIX-ХХ веков – появление трех выдающихся скульпторов - женщин. Во Франции – Камилла Клодель, в России – Анна Голубкина и Вера Мухина. Что их всех троих объединяет? Они все трое «заразились» этим тяжелым, грязным ремеслом - ваять из глины, дерева и мрамора человеческую плоть, заменив этим свое природное предназначение - вынашивать и рожать детей. Все трое стали профессиональными скульпторами в Париже, будучи ученицами и помощницами знаменитых французских скульпторов. Камилла Клодель и Анна Голубкина учились у Огюста Родена. Вера Мухина у Эмиля Бурделя. Русские художницы затем прожили плодотворную творческую жизнь, а талантливая француженка, уничтожила многие свои работы и долгих бесплодных тридцать лет жизни провела в психиатрических лечебницах. Но ведь настоящий художник, по определению – существо ненормальное. А гениальный художник – так это и вообще словами не описать.
Печальная повесть о художнице Камилле Клодель однажды уже была экранизирована в 1988 году Брюно Нюиттеном, где было достаточно ярко и подробно освещена история творческого и человеческого союза Камиллы Клодель и Огюста Родена, их разрыва и последовавшего вслед за тем творческого и душевного кризиса молодой женщины-скульптора. Я бы посоветовал посмотреть сначала и этот фильм, чтобы понять предысторию пожизненного заключения прекрасной женщины и талантливой художницы в психиатрической лечебнице-тюрьме. Новый фильм другого Брюно, по фамилии Дюмон, не повторяет уже состоявшийся байопик, а начинается через полтора года с того момента, где заканчивалась картина с впавшей в депрессию Камиллой, которую тогда играла Изабель Аджани. Теперь эстафету перехватила Жюльетт Бинош.
Художницу Камиллу Клодель после смерти отца ее родственники поместили в больницу при монастыре близ Парижа в 1913 году. Через год началась Первая мировая война и пациентов эвакуировали на юг, в Прованс, в монастырь Мондеверже недалеко от Авиньона. Именно здесь мы увидим Камиллу Клодель в течение трех дней из тридцати лет ее жизни среди сумасшедших. Причем в фильме снимались настоящие псих-больные – идиоты и дегенераты, а присматривают за ними настоящие медсестры. Я бы даже сказал, что пресловуто «беспощадный» Дюмон максимально деликатно показал нам два томительно долгих дня ожидания свидания с любимым младшим братом – Полем, до их короткой встречи, которая займет не больше 10 минут. Настолько же деликатно, как внимательно и терпеливо обращаются с пациентами врачи и монашки-сестры милосердия. Это вам не «Кукушкино гнездо» и не «Палата №6»!
Очаровательная французская актриса, красавица и умница, добровольно и самоотверженно решилась на сотрудничество со скандально известным режиссером. Должен признаться, что до этого я ни одного фильма знаменитого ныне артхаусного режиссера, дважды лауреата Каннского фестиваля, не видел. Читал где-то, что режиссер этот не чужд натурализма, культивирует в своих работах тему насилия и жестокости, и никогда ему не нужны были профессиональные звездные актеры. Но читал я и то, что сама Джульетт Бинош предложила Дюмону поставить фильм о Камилле Клодель. Для вхождения в образ она сама некоторое время прожила в психиатрической больнице и, много читала из ее переписки с братом, и, не приукрашивая косметикой свой возраст, сыграла здесь свою лучшую драматическую роль. Посмотрев эту картину, я подтверждаю, что это действительно так!
Жюльетт Бинош отчасти повторяет внешний рисунок роли своей предшественницы Изабель Аджани. Та же летящая, стремительная походка, те же резкие перепады настроения. Но здесь она лишена простора для выражения своих творческих импульсов. Более того – она прокляла ремесло скульптора. Даже взяв в руки случайный комок глины, она не в силах сосредоточиться на ваянии, разминая его пальцами, и затем отбрасывает с отвращением. А ведь Винсент Ван-Гог в аналогичной ситуации не так давно, совсем недалеко отсюда, в Сен-Реми де Прованс почти год провел в психиатрической лечебнице и активно работал. Но у Ван Гога был совсем другой брат!
Из всей семьи Клоделей только отец высоко оценивал художественное дарование дочери. Мать, сестра и младший брат, который тоже обладал художественными способностями, предали свою дочь и сестру, наглухо изолировав ее от общества. Именно брат – Поль Клодель, был организатором заточения старшей сестры в психушку. Автор сценария и режиссер Брюно Дюмон все же проявил свою беспощадность по отношению к знаменитому брату знаменитой художницы. В 1915 году пока еще не классика французской литературы и «бессмертного» члена французской Академии и дипломата он показал холодным самовлюбленным ханжой. Поля Клоделя (Жан-Люк Венсан), считающегося главным католическим писателем, поэтом и драматургом Франции ХХ века он буквально раздел и разоблачил, показав его в номере монастырской гостиницы близ Тараскона, где Клодель делает записи в своем дневнике. А вот, кстати, один из его саморазоблачающих афоризмов - «Вести дневник, всматриваться в самого себя – верный способ до неузнаваемости исказить собственный облик».
Фильм Брюно Дюмона выдержан в аскетически- объективной эстетике, которая присутствовала в его же фильме «Фландрия». Вот я и его посмотрел тоже! Четко прорисованные пейзажи Прованса, живописное романское аббатство XI века и выразительные портреты главной героини и всех немногочисленных актеров, да и «на лицо ужасных» несчастных безумцев в «Камилле Клодель. 1915» - замечательно снял оператор Гийом Дефоннтен. Фонограмма - никакой музыки, только шум и шелест ветра в ветвях сосен на скалах Приморских Альп. Чистое, прозрачное и глубокое кино. Тем самым Дюмон продолжил ряд фильмов снятых в традиции европейских мастеров жанра экзистенциальной жестокости, таких как Дрейден, Брессон, Бергман, фон Триер и Ханнеке.
срез женских судеб... главные героини исключительно женщины; сильные и слабые, счастливые и не очень, но всегда - уникальные.
не путать кино о женщинах с "женским кино"!
Фильмы про художников, музыкантов, поэтов, писателей и их произведения
смотрите с удовольствием!
Она всегда так вживается в роль, что её становится тяжело смотреть...Жюльет Бинош гениальная актриса
Согласен!
Посмотрел недавно этот фильм, а потом пересмотрел более раннюю "Камиллу Клодель" с Изабель Аджани. Это необходимо смотреть всем, чтобы понять трагедию ее жизни и творчества. Аджани и Депардье сыграли великолепно, а Бинош практически на одной мимике без всякой драматургии продлила духовную агонию гениальной художницы в благопристойном монастыре.