Как рассказать о фильме, толком не рассказывая о нём ничего? Начну, пожалуй, с начала, то есть, с режиссёра. Найт М. Шьямалан, считается признанным мастером жанра мистический триллер, он умело сочетает непредсказуемый сюжет с элементами из жизни потустороннего мира, что вгоняет зрителя в состояние тревоги и невроза. Это называется умным словом «саспенс», грубо говоря, нечто, что приковывает внимание зрителя к экрану.
На экране безобидная, даже идиллическая картинка сельской жизни, музыка, танцы, свадьба. Но мы точно знаем, что где-то за углом, на самой периферии зрения прячется опасность, чудовище. Оно тем страшнее, потому что мы никогда не видим его целиком. Это чудовище охраняет загадку Шьямалана, как Минотавр в лабиринте. Тот, кто не побоится идти до конца, в финале выиграет суперприз – ответы на вопросы.
На пути к разгадке тайны движутся и герои. Хоакин Феникс, мастер перевоплощения; ещё вчера это изнеженный и коварный император Коммод из «Гладиатора», а сегодня – неотёсанный деревенский парень в штанах на подтяжках, серьёзный и странный. Его тяга к знанию и внутренняя свобода не вписываются в окружающую действительность. Эдриан Броуди прекрасен в роли деревенского дурачка. Их дуэт – это просто именины сердца для поклонника, например, меня.
И конечно, Брайс Даллас Ховард в роли слепой девушки Айви. Её нежное лицо, в обрамлении трогательных рыжих кудрей, словно светится изнутри, озаряя всё вокруг. Умный ход – сделать главной героиней не очень известную актрису, за ней не тянется шлейф предыдущих ролей.
И на сладкое - Сигурни Уивер, Брендан Глисон и сам режиссёр в очень забавной эпизодической роли (он в каждой своей картине оставляет 2-3 минутный «автограф»).
Ещё два человека потрудились над созданием чарующей атмосферы «Таинственного леса»: это человек-камера Роджер Дикинс (постоянный оператор братьев Коэнов, к слову) и композитор Джеймс Ньютон Ховард, неизменный автор музыки для всех фильмов Шьямалана. Каждый второй кадр мог бы стать фотографией. Так снять бегство через лес, что ветки буквально бьют тебя по лицу. И музыка, как невидимый, но постоянный спутник, предупреждает, утешает, плачет, оголяя и без того натянутые нервы. Вот это и есть магия кино, а вовсе не тридэ и не пепсикола.
И ещё немного о слонах. О тех слонах, что держат на спине всю картину.
Первый слон – это социальная утопия. Оригинальное название «TheVillage» ставит в центр внимания маленькую общину, полностью изолированную от внешнего мира. Это попытка создать рай на земле, построить Золотой город - высокоморальное, замкнутое общество, в котором прогресс заменён нравственностью (ну, или представлениями о ней). Люди довольно часто так делают, когда боятся идти вперёд.
Слон второй – это как раз исследование природы страха. Первобытный страх человека перед неизвестным, когда нужно простоять спиной к Лесу как можно дольше, а там, во тьме бродят сонмы чудовищ (рабочее название картины было «TheWoods», то есть как раз Леса). Если долго всматриваться в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя. И страх целого социума перед неизвестным, и, следовательно, враждебным. Страх, разрушительное чувство, как стержень, строительный клей и духовные скрепы маленькой общины. Забор из жёлтых флагов разделяет мир на Мы и Они. Они враждебны, мир вокруг нас враждебен, нам нужно держаться Корней… Те, Кого мы не называем страшны, но Города ещё страшнее. Поэтому сиди и не высовывайся, и тебя не тронут. Знакомое что-то. Или показалось.
И третий слон, last but not least, это светлая история любви Марьюшки и Финиста-Ясна Сокола. Любви, которая не знает страха. Помните, в сказке: «семь пар железных сапог истоптала, семь железных хлебов изглодала». Герои наши не красивы, вернее, не гламурны. Страшно далеки они от привычных киноштампов, они очень просты и глубоки в своей простоте. Лучшие сцены фильма посвящены именно любви: когда он хватает её протянутую в темноту руку и диалог на пороге дома. Это нельзя передать, это стоит увидеть и услышать самому.
Можно рассказать о несколько нарочитом символизме: в именах, цветах, образах, даже в музыке. Например, цветовая гамма (это, кстати, один из типичнейших приёмов Шьямалана): красный – цвет страха, цвет зла, но он же и цвет крови, то есть жизни. Жёлтый, такой ещё погано-маскировочный жёлтый – цвет трусости, мимикрии, это мы, наш дом, наша Деревня, но и он же цвет огня. Символы и скрытые смыслы можно искать бесконечно, это довольно увлекательная игра.
…Тихо в лесу, только не спит… не, не то. Пора заканчивать. Это хороший фильм, на мой вкус, лучший у Шьямалана, но я не большой любитель этого режиссёра. Посмотреть – обязательно. Пересматривать – уже не так обязательно. Когда знаешь, в чём дело, пропадает таинственность триллера и остаётся наивность притчи, полной символов и условностей. И ещё остаётся красота.
@ Fri, 01 Nov 2013 20:01:01 +0400
за первую фразу уже пятерка
читаем дальше...
понравилось)) очень хорошо, даже отлично +
за первую фразу уже пятерка
читаем дальше...
понравилось)) очень хорошо, даже отлично +
хахаха))
опять ждала что-нибудь вроде "убийца интриги" и обвинений, что всё рассказала
хахаха))
опять ждала что-нибудь вроде "убийца интриги" и обвинений, что всё рассказала
да нет, здесь этого нет))рассказали толком не рассказывая.
Вот я балда! хотела ж выложить ссылку на саундтрек. Это просто какой-то "Петя и Волк"
Ух ты! ЗдОрово! Видела этот фильм, развязка ошеломила, но на неё нельзя даже намекать, иначе весь эффект пропадёт. А рассказать без намёков и при этом точно по сути, красочно и «завлекательно» – это надо уметь!
Ух ты! ЗдОрово! Видела этот фильм, развязка ошеломила, но на неё нельзя даже намекать, иначе весь эффект пропадёт. А рассказать без намёков и при этом точно по сути, красочно и «завлекательно» – это надо уметь!
нет. просто надо пару раз получить за спойлеры
и все - как рукой снимает
Вы победили.
Вы победили.
еще ни один судья не проголосовал)) откуда ты знаешь?))
еще ни один судья не проголосовал)) откуда ты знаешь?))
сделаем ставки