Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей...
..........................................
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
А. С. Пушкин
Элегантный и интригующий фильм Джузеппе Торнаторе "Лучшее предложение" (2013) разворачивается на фоне известных аукционов, в мирe манящих произведений искусства и людей, одержимых их тайной, магнетизмом и красотой. Описать его можно как криминально-романтическую драму с элементами психологического триллера, разыгранную среди страстных коллекционеров, проницательных антикваров и великих комбинаторов, осуществляющих дерзкие афёры, настолько виртуозно спланированные, что они сами могут считаться произведениями искусства. Как триллер, ”Лучшее предложение" - далеко не лучшее предложение, хотя бы потому, что крутые повороты по ходу действия и раскручивающаяся интрига предсказуемы с самого начала. Вся триллерная пелена, которая должна окутывать картину, прозрачна с первой же минуты.
Но фильм заставляет забыть, пусть и на время, об упрощённости криминальной линии сюжета, прежде всего, благодаря Джеффри Рашу в главной роли Вёрджилa (Вeргилия) Олдмэнa. Его герой, по началу, абсолютно не привлекательный "человек в футляре", умудрённый опытом аукционист, использующий знания и авторитет для собственной выгоды, одержимый коллекционер, высокомерный и нетерпимый одиночка, проходит через внутренние изменения, вызванные никогда в жизни не испытанными чувствами, которые вдруг настигают, захлёстывают и переполняют его. Визуально утончённый фильм приглашает зрителей в поэтичныe интерьеры, где произведения искусства не только часть декорации, но и важный двигатель сюжета и где любители живописи смогут насладиться созерцанием знаменитых картин мастеров прошлого, собранных в музее одного-единственного зрителя, истинного ценителя, одержимого желанием обладать ими в во что бы то ни стало.
Музей одного зрителя наводит на мысль, что "Лучшее предложение" - это дань уважения и посвящение Торнаторе кино-жанру, родоначальницей которого стала блистательная "Афёра" Джорджа Роя Хилла. В фильмах, подобныx "Афёре" создаётся яркое и заманчивое шоу внутри шоу для одного зрителя, который понятия не имеет, что он в этом шоу - марионетка. Невидимый манипулятор-кукловод за ширмой дёргает за ниточки, а марионетке невдомёк. Она-то думает, что обладает свободой выбора в принятии важных решений. Фильм Торнаторе и Раша отличается тем, что они следуют не за смекалистыми кукловодами-шоураннерами, а за погружённой в себя и ослеплённой собственной значимостью марионеткой, и, на удивление, им удаётся вдохнуть в неё жизнь, эмоции и любовь, пусть неуместнo-неловкую и жалкую.
Даже если романтический триллер и не удался в полной мере, фильм предлагает зрителям очень многое. Это и психологическая драма о запоздалом обретении чувств, за которое расплачиваешься болезненным пробуждением от иллюзий и унизительной реализацией несостоятельности, неумения отличить подделку от истины во всём, что не относится к искусству. Это талант Джеффри Раша, которого Торнаторе назвал «синтезом Марлона Брандо и Марчелло Мастроянни». Это красота мизансцен и мелодии Эннио Морриконе. Интересно также взглянуть на "Лучшее Предложение" и более ранние "Новый кинотеатр «Парадизо»" (1988) и "Легенду о пианисте" (1998) как на своеобразную трилогию Джузеппе Тарнаторе, посвящённую волшебной, всепоглощающей и настойчивой силе искусства. Старенький кинотеатр в маленьком сицилийском городке, куда в течение многих лет люди приходили, чтобы разделить одну и ту же мечту, ускользающая нежная красота, запечатленная столетия назад на портретах знаменитых художников, или мелодии, озвучивающие целую вселенную, услышанные гениальным музыкантом, ни разу в жизни не покинувшим огромный океанский лайнер, становятся для героев трёх фильмов единственой и желанной реальностью, более реальной и достоверной, чем сама действительность.
Лучшим предложением Джузеппе Торнаторе, от которого невозможно отказаться, по сей день, остаётся его раннее признание в любви к кино, "Новый кинотеатр «Парадизо»". Кино-рай Торнаторе играючи и без усилий возвращает каждого из нас в тот незабываемый момент прошлого, когда мы впервые испытали ощущение чуда от ожившего и расцветшего яркими красками и чУдными образами белого экрана в кинотеатре нашего детства. Что же до фильма "Лучшеe предложениe", то очень многие последуют за Вeргилием Олдмэном в мир, где грань между иллюзией нас возвышающего обмана и тьмой низких истин одиночества, высокомерия, предательства, отчаяния и смирения так призрачно, так упоительно, так зыбко неуловима. А кто-то слегка усмехнётся и пoдумает, что фамилия Олдмэн дана герою Раша не зря. Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел.
@ Thu, 09 Jan 2014 21:35:29 +0400
Рецензия понравилась. Плюс.
Я вот не заметила прорех сценария. На мой вкус, отличный получился фильм. А Джеффри Раш и подавно бесподобен
Трудно отказаться от просмотра, после Вашей рецензии, но я пока откладываю это удовольствие на потом. На десерт, так сказать )) Пока увлеченно просматриваю фильмы Торнаторе из его сицилианского цикла.Причина, надеюсь, Вам понятна?
Тигра прижав уши подняла свою мородочку пытаясь поглядеть в глаза тиронозавру всеярецензий
А вот а вот я хочу всетаки поспорить))) ( счаз сьест!!!) мне кажется что ключевое слово у режиссера в этой картине было "надежда" ...ведь все сидели и ждали концовки !!хотя половине зрителям исход был понятен!! Так .. Так какого ху.....эээээ хулиоиглесиаса все сидели досматривали картину!??
Тигра прижав уши подняла свою мородочку пытаясь поглядеть в глаза тиронозавру всеярецензий
А вот а вот я хочу всетаки поспорить))) ( счаз сьест!!!) мне кажется что ключевое слово у режиссера в этой картине было "надежда" ...ведь все сидели и ждали концовки !!хотя половине зрителям исход был понятен!! Так .. Так какого ху.....эээээ хулиоиглесиаса все сидели досматривали картину!??
Хороший вопрос. Действительно, зачем? Может быть, потому что красиво врут. А когда красиво врут, обманываться приятно. Хотя здесь-то самая большая слабость фильма кроется. Детектив - никакой. Это мы поняли. Что остаётся? Внезапная любовь, что движет солнца и светила? Возможно, но немного не по себе от манифестаций этой запоздалой, смешной и жалкой любви. Прозрение? Цена, которую за него платят? Возможно. Но если отвлечься от истории и воспринимать фильм на чувственном уровне, то его красоты вполне вознаграждают за рыхлость, комковатость и очевидность сюжета. Кино, к счастью, это не только ( и не столько) рассказанная история, но и специфические для кино способы её подачи. И здесь Торнаторе - мастер.
Трудно отказаться от просмотра, после Вашей рецензии, но я пока откладываю это удовольствие на потом. На десерт, так сказать )) Пока увлеченно просматриваю фильмы Торнаторе из его сицилианского цикла.Причина, надеюсь, Вам понятна?
Думаю, что Вы чуть раньше сами дали ответ на этот вопрос :
"Мне кажется, что сам сценарист и режиссер Джузеппе Торнаторе отчасти немного похож на своего обаятельного героя, которого замечательно тонко и сочно играет Серджио Кастеллитто. То, как он умеет собирать для своих сицилийских картин такое количество колоритных типажей, как он умеет дирижировать большой массовкой, как он умеет уговорить очередную простодушную «жертву» исповедоваться перед камерой и микрофоном! Это особый талант и, наверное, Торнаторе это удается еще и потому, что он сам сицилиец, и может говорить с народом на диалекте, не всегда понятном жителям материка. Артистичность и естественность поведения этих простых островитян неподдельна и трогательна. Благодаря мобильности своего героя-афериста, Торнаторе сумел показать широкую панораму сицилианской провинции и дать полный социальный срез ее обитателей - аборигенов из маленьких городков и селений: буржуа, аристократов, рабочих, служащих, крестьян, рыбаков, монахинь, полицейских, музыкантов, партийных активистов, бандитов и, конечно же – мафиози."
Удивительно, но главным недостатком фильма практически все считают его предсказуемость. Не триллер это, дамы и господа. Не триллер!!!
Плюс рецензии
Я вот не заметила прорех сценария. На мой вкус, отличный получился фильм. А Джеффри Раш и подавно бесподобен
Да, фильм получился увлекательный и "смотрительный", невзирая на недостатки, которые в нём, на мой взгляд присутствуют. Что говорит о таланте режиссёра-постановщика и актёра в главной роли. Тут же хочу порекомендовать, если Вы ещё не смотрели, ранний фильм ДТ, "Легенда о Пианисте" с Тимом Ротом в главной роли. Я его упоминаю в рецензии, и мне кажется, что оба фильма, действительно могут быть объединены в своеобразную дилогию. "Легенда о Пианисте" мне кажется гораздо лучшим фильмом, цельным и глубоким. Каждая из 170 минут незабываема. И его герой так и остаётся загадкой до конца. Я оставила комментарий после просмотра. Очень он меня тронул: "Легенда о Пианисте" абсолютно заслуживает все добрые слова, высокие оценки и любовь зрителей к нему. Он так же прекрасен, грустен и возвышен, как и легенда, которую он рассказывает, как музыка Эннио Морриконе, которой он весь пронизан. Это стопроцентная фантастическая слёзовыжималка, жанр, в котором поразительно трудно не впасть в назидательную сопливую сентиментальность. Джузеппе Торнаторе этого избежал. Он вручил фильм Тиму Роту, и тот, что называется, убежал с ним, не покинув ни на минуту огромный океанский корабль, который был для его героя целым миром и всей его жизнью, источником дивных мелодий, подслушанных в звучании океана. "
Да, фильм получился увлекательный и "смотрительный", невзирая на недостатки, которые в нём, на мой взгляд присутствуют. Что говорит о таланте режиссёра-постановщика и актёра в главной роли. Тут же хочу порекомендовать, если Вы ещё не смотрели, ранний фильм ДТ, "Легенда о Пианисте" с Тимом Ротом в главной роли. Я его упоминаю в рецензии, и мне кажется, что оба фильма, действительно могут быть объединены в своеобразную дилогию. "Легенда о Пианисте" мне кажется гораздо лучшим фильмом, цельным и глубоким. Каждая из 170 минут незабываема. И его герой так и остаётся загадкой до конца. Я оставила комментарий после просмотра. Очень он меня тронул: "Легенда о Пианисте" абсолютно заслуживает все добрые слова, высокие оценки и любовь зрителей к нему. Он так же прекрасен, грустен и возвышен, как и легенда, которую он рассказывает, как музыка Эннио Морриконе, которой он весь пронизан. Это стопроцентная фантастическая слёзовыжималка, жанр, в котором поразительно трудно не впасть в назидательную сопливую сентиментальность. Джузеппе Торнаторе этого избежал. Он вручил фильм Тиму Роту, и тот, что называется, убежал с ним, не покинув ни на минуту огромный океанский корабль, который был для его героя целым миром и всей его жизнью, источником дивных мелодий, подслушанных в звучании океана. "
Но, замечу, рецензию-то вы написали на фильм Торнаторе, который потряс вам менее, по вашим словам ) Почему так?
А "Легенду о пианисте" ставлю в свой лист на просмотр )
Кстати, я уже где-то писала, что для меня "Лучшее предложение" оказалось очень даже непредсказуемым ) Я посмотрела скриншоты, трейлер, но не стала читать до просмотра ни подробные отзывы, ни рецензии. Так что до самого конца фильма я была в неведении относительно развязки
Удивительно, но главным недостатком фильма практически все считают его предсказуемость. Не триллер это, дамы и господа. Не триллер!!!
Плюс рецензии
Ну, зрители это поняли.
Мне кажется, сам Торнаторе в какой-то момент подзабыл, что он не триллер ставит и увлёкшись посвящением "Афере", придал триллеру большее значение, чем следовало бы, а важные элементы триллера не учёл в фильме. Оттого и досадные небрежности, которые нельзя не заметить, и они раздражают. Ну об информации, которую профессионал-антиквар обязан был получить перед тем, как ввязаться в новый проект, я писала. Затем, при всём удовольствии от возможности созерцать прекрасные картины в одной галерее, мысль о том, что в знаменитых музеях висят сполшные подделки, кажется неким преувеличением. И т.д.