Одно из самых точных описаний несоответствия календарного и истинного возраста женщины принадлежит не авторам женской прозы, не психологам-демографам, а молодым Евгению Петрову и Илье Ильфу, которые тонко подметили, что «когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности — могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка, может нагрянуть тучность, может одолеть крайняя худоба, — но голос у нее не изменится.» Проживи подольше, они непременно пришли бы к выводу, что не только голос, нo и душа
женщины не стареет.
Вот, к примеру, Глория, героиня одноимённой комедийной драмы режиссёра Себастьяна Лелио, действие которой разворачивается в наши дни в столице Чили, Сантьяго. Глории - 58. Она работает в одном из столичных офисов, разведена уже 13 лет и живёт одна. Её сын и дочь — взрослые самостоятельные люди и живут своей взрослой самостоятельной жизнью. Весьма знакомая ситуация, которая обыгрывалась в кино много раз, и как лирическая комедия, и как драма. Но что-то придаёт ей в фильме Лелио оригинальность и реалистичность.
Начнём с того, что не часто снимают фильмы с главной героиней тaкого возраста. Женским персонажам старше 50 приходится, как правило, довольствоваться ролями на перефирии сюжета, где они почти сливаются с фоном. В случае с Глорией, всё обстоит по иному. Она, практически, в каждом кадре и подобна стихии. Глория, роль которой сыграла популярная в Чили, но мало известная за её пределами, актриса Паулина Гарсия, с избытком обладает тем, что французы называют Joie de vivre, радость от самой жизни, создающая вокруг неё притягательную ауру. Душевно раскрепощенная, она не отказывается от жизненных соблазнов, не притворяется святошей и воспринимает возможные перемены, скорее, с молодым азартом, чем с мудростью, более присталой её (календарному) возрасту. Она поёт в машине под записи своих любимых песен и посещает танцевальные вечера, где собираются её ровесники. Фильм начинается сценой танца Глории под взрывной хит Донны Саммер «I Feel Love», в котором она самозабвенно отдаётся ритму и мелодии, уводимой голосом Саммер куда-то в поднебесье. Во время одиночного танца приятная внешне, но неброская, Глория переображется в glorious Глорию, от которой глаз не отведёшь. И он не отводит. Он — это Родольфо, симпатичный одинокий пожилой сеньор, которого танцующая Глория сразила с первого взгляда. Oна замечает этот взгляд и улыбается в ответ.
Здесь мы воспользуемся стоп-кадром и оставим на время Глорию и Родольфо как раз в тот момент, когда между ними проскочила искра, потому что — это прекрасное мгновенье, подобное тому, что так долго искал Фауст, чтобы остановить и удержать его навсегда. А мы поговорим о любви закатной, и как её преподносят в кино. Как бы воплотил такую любовь Голливуд? Собственно, он уже и воплотил её несколько лет назад в мелодраматической любовной комедийной фантазии из жизни богатых и знаменитых, которых играют известные и талантливые актёры (Дайан Китон, Джек Никольсон) в шикарных интерьерах с непременным счастливым финалом. Себастьян Лелио предлагает гораздо более жизненный и убедительный подход к теме, давая возможность вглядеться в реальный мир немолодой одинокой женщины, которая жаждет общения и эмоциональной наполненности в своей жизни. Любовные отношения на закатном этапе жизни не делаются легче, а наоборот, становятся гораздо более усложнёнными, чем в молодости, потому что в них приходится учитывать присущие именно этому этапу факторы и обстоятельства. Это и следы разрушений, которыми безжалостное время клеймит лица и тела. Это эмоциональный багаж разной степени тяжести, который мы приносим в новые отношения из прежних любовей. Кто-то приходит с лёгким рюкзачком за плечами, а кто-то увешен тяжеленными чемоданами прошлых печалей, обид и разочарований, которые не оставят места под сводами новой любви. Это и невидимые прочные нити, связывающие нас с теми, с кем мы расстались, но кого приручили и кто приручил нас, ибо «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе.» Это и взрослые дети, живущие на другом конце мира, чьё отсутствие оставляет незаполнимую пустоту, или, наоборот, не желающие покинуть родительское гнездо и рассчитывающие на постоянную, чуть ли не ежеминутную, поддержку родителей.
Иным определяющим фактором в отношениях пар старшего поколения является уровень физической привлекательности женщин старше 50, определяемый мужчинами их же возраста, которые считают себя по-прежнему неотразимыми для гораздо более молодых женщин. Под давлением таких социальных и демографических вериг, Глории приходится переживать и разочарования, и унижения, и потери, но мрачные и грустные обстоятельства с которыми она сталкивается, не смогут поколебать её стойкую жизнерадостность.
Фильм заканчивается сценой, в которой Глория триумфально танцует одна под песню, названную её именем. Написанная итальянцем Умберто Тоцци, «Глория» стала диско-хитом для американской певицы Лоры Браннингэн в 1982 году, но её смысл был в корне изменён в англоязычной версии. Звучащая нa испанскoм, она перестаёт быть песней об одинокой брошенной женщине и становится песней надежды, бросающей вызов одиночеству, разочарованию и жизненным поражениям.
Кто ж спасет ситуацию, если не Je ? Мой первый плюс.
Ваша нормальность в этом съехавшем с катушек мире удивительна.
The last paragraph: Laura Branigan "Gloria"
- Юстас - Цент... Тьфу ты! Жанполь - Глории. ))) Если хочешь поставить "плюс" - поставь! ))) "Плюс", короче...