А через семь месяцев я родился
А потом?
А потом все умерли.
(Даун Хаус)
“...Комедия <...> рассказывает не о лучших и знаменитых людях, а о худших, низких, но не опасных, и не должна кончаться смертью персонажей. Она вызывает смех, показывая обыкновенных людей, их недостатки и пороки. Аристотель рассматривает наклонность к смеху как добрую, чистую силу.” (Умберто Эко, “Имя розы”).
Используя сюжетную канву романа “Идиот” и сценарий молодого Ивана Охлобыстина,
режиссёр-Качанов создаёт гротескный образ “лихих 90-х” - с нуворишами, пальбой на улицах, наркотиками, дзен-буддизмом, сексуальными излишествами и алкоголизмом. Князь Мышкин (по-прежнему идиот) становится программистом, Епанчин барыжит тушёнкой с армейских складов, Парфён Рогожин - коммерсант новой волны, с братками и пистолетом, Тоцкий - замминистра и старый извращенец, генерал Иволгин гоняет на хаммере по Новому Арбату.
Кастинг, по словам режиссёра, проходил «по принципу сердечной привязанности». Сердце у Романа Качанова большое и доброе, и позвал он многих своих друзей и родственников, из числа настоящих актёров и любителей. Тут и будущий великий режиссёр Фёдор Бондарчук (это, пожалуй, лучшая его роль), и Охлобыстин, и Баширов (не путать с Башаровым), и Будрайтис, и даже Барбара Брыльска, и музыкальный критик Артемий Троицкий.
И они обыденно, без надрыва, словно непрофессионалы на студенческом капустнике, изобразили страсти Фёдор-Михалыча - драки, попойки, душевные метания и беспробудные философствования. В монотонном речитативе, больше похожем на любительскую озвучку, кроется львиная доля очарования Даун Хауса. Нет переигрывания и оттого нет фальши, отсутствие эмоции становится ведущим принципом игры. Герои совершенно спокойны, а безумие окружающего мира отражается в костюмах, интерьерах и диалогах.
Качанов использует уже опробованный приём “рассказ в рассказе”, когда в основной сюжет вплетены мини-новеллы из прошлого героев или из жизни других людей. Приём, кстати, очень даже любимый классической русской литературой (чтоб далеко не ходить, вспомним ту же “Легенду о великом Инквизиторе” из романа “Братья Карамазовы”). В фильме много разной степени узнаваемости намёков и на других авторов (Рабле, Гоголь, Островский, Ильф и Петров) так что несмотря на свой авангардизм, Даунхаус прекрасно вписан в культурную традицию.
Если предшествующему ДМБ свойственна исключительно армейская лаконичность, суровый дух и спартанский быт, то Даун Хаус раскрашен яркими красками московского босяцкого гламура и кокаиновой богемы - с позолотой, цыганами и медведями, косоворотками, икрой и водкой, карпом на зеркальном блюде и катанием на пароходе голышом.
Оборотной стороной праздника жизни становится так нелюбимая чувствительными зрителями эстетика “материально-телесного низа” - все эти шуточки про естественные отправления, обсценная лексика, размытые грани между “штилями” речи, где “первый в городе рукоблуд” запросто соседствует с “дрочилой”, а в одной и той же комнате можно и чайком полакомиться, и кое-кому в морду дать.
Фильм 2001 года рождения не пахнет нафталином, напротив, от него веет свободой и смелостью нашего противоречивого прошлого. Фёдор Бондарчук ещё не оброс модной бородой и чувством собственной важности. Иван Охлобыстин играет в кино, а не в жизнь. Можно смеяться над всем, что смешно, а не кривить рот в зверином оскале серьёзности, прикрываясь оскорблением религиозных чувств поклонников Достоевского и великой русской культуры. И свежо звучат DJ Грув, Найк Борзов, Ундервуд, и Нож для Фрау Мюллер.
Пусть в пантеоне мирового кинематографа у Даунхауса скромное местечко, там, в самом низу иерархической лестницы жанров, где и положено находиться честной треш-пародии с элементами жопно-сортирного юмора. Не претендующий на скрепы или склепы духовности, Даунхаус разбежался на цитаты, пусть не так массово, как комедии Гайдая, но достаточно, чтобы стать широко известными в узких кругах. Для целого поколения это культурный код, по которому однозначно определяешь своего среди чужих.
Пароль: Да ты брат, дурачок, видно.
Отзыв: От вас ничего не утаишь. На то вы и генерал.
Плюс. "Даун Хаус" неплохой фильм, хоть с недавних пор открылась у меня аллергия на некоторых актеров-сценаристов, но этот факт не отменяет того, что кино забавное местами.
Плюс. "Даун Хаус" неплохой фильм, хоть с недавних пор открылась у меня аллергия на некоторых актеров-сценаристов, но этот факт не отменяет того, что кино забавное местами.
Ты лысого актера-режиссера имеешь ввиду, любителя розовых танков?)) Разделяю позицию А рецензии плюс кстати, кино достойное такого текста))
Ты лысого актера-режиссера имеешь ввиду, любителя розовых танков?)) Разделяю позицию А рецензии плюс кстати, кино достойное такого текста))
Да нет, я как раз таки картавого святого отца имел в виду. Хотя лысый клипмейкер тоже тот еще фрукт.
нынче мода такая - на комедии рецензии писать
Да нет, я как раз таки картавого святого отца имел в виду. Хотя лысый клипмейкер тоже тот еще фрукт.
В целом согласна со скептической оценкой медиа-имиджей этих двух персонажей. Из современного Бондарчука знаю только неплохую роль в Двух днях Дуни Смирновой, так что творчество оценить не могу.
А Охлобыстин... ну что Охлобыстин. Ему детей кормить надо.
Но заслуги прошлого умалять никак нельзя.
При этом не покидает ощущение, что какой-то злой стрелочник отправил поезд нашего кинематографа по ложному пути.
Легко читается. Улыбнуло
Фильм как-то прошел мимо меня, так что оцениваю чисто текст. Плюс
Душа моя, kakapo, да ты ненароком не ясновидящая? Я как раз устроила для себя частичную ретроспективу экранизаций по Достоевскому: пересмотрела пырьевские картины "Идиот", "Белые ночи" и "Братья Карамазовы", скачала, пользуясь ВИПовскими льготами, последних 2009 года. А теперь, чай, освежу в памяти и самый артхаусный кинопроект по любимому роману.
Что касается фильма, то это действительно больше актёрский капустник. Наверняка заслуживающий анафемы из уст преданных рачителей классического литературного наследия и при том бесшабашно раскованный и талантливый, с лицом и чертами своего времени. Как записная "шляпистка" обязана отметить органичность Фёдора Бондарчука не с гламурной плешивостью, а в трогательной вязаной шапочке. Баширов-Фердыщенко – на грани фола, как обычно. (Он вообще умудрился отметиться в куче знаковых картин, ай, молодца!) Юозас Будрайтис в роли генерала Епанчина и гриме африканского бородавочника – очень смело! А сам сценарий и, прежде всего, текст – вообще из разряда "...лучше йогурта по утрам только водка и гренадин". "Вечно молодой, вечно пьяный".
Что касается рецензии, то странная штука: твой фирменный задорный стиль в столкновении с такой отвязно-развязной картиной как-то неожиданно спасовал и тяготеет не к юмору с лихими личными пассажами, а к ироничной информативности и даже энциклопедичности. Как будто перед каждым поворотом чуток притормаживали. Или почему, или показалось?
Но "+", конечно, за смелость! Несмотря на "показалось".
Нетипично-необычно )
Но что таки опять со шрифтом?
Душа моя, kakapo, да ты ненароком не ясновидящая? Я как раз устроила для себя частичную ретроспективу экранизаций по Достоевскому: пересмотрела пырьевские картины "Идиот", "Белые ночи" и "Братья Карамазовы", скачала, пользуясь ВИПовскими льготами, последних 2009 года. А теперь, чай, освежу в памяти и самый артхаусный кинопроект по любимому роману.
Что касается фильма, то это действительно больше актёрский капустник. Наверняка заслуживающий анафемы из уст преданных рачителей классического литературного наследия и при том бесшабашно раскованный и талантливый, с лицом и чертами своего времени. Как записная "шляпистка" обязана отметить органичность Фёдора Бондарчука не с гламурной плешивостью, а в трогательной вязаной шапочке. Баширов-Фердыщенко – на грани фола, как обычно. (Он вообще умудрился отметиться в куче знаковых картин, ай, молодца!) Юозас Будрайтис в роли генерала Епанчина и гриме африканского бородавочника – очень смело! А сам сценарий и, прежде всего, текст – вообще из разряда "...лучше йогурта по утрам только водка и гренадин". "Вечно молодой, вечно пьяный".
Что касается рецензии, то странная штука: твой фирменный задорный стиль в столкновении с такой отвязно-развязной картиной как-то неожиданно спасовал и тяготеет не к юмору с лихими личными пассажами, а к ироничной информативности и даже энциклопедичности. Как будто перед каждым поворотом чуток притормаживали. Или почему, или показалось?
Но "+", конечно, за смелость! Несмотря на "показалось".
Хм, может, и притормаживала, а может это просто настрой ностальгический по безумных лет угасшему веселью) Да и потом, несмотря на всю разнузданность и комедийность, очень неслабый элемент трагифарса-таки присутствует.
А Баширов, даааа, человечище. Вообще, кажется, один из самых востребованных актёров 80-00-х во всякого рода альтернативных проектах.
Нетипично-необычно )
Но что таки опять со шрифтом?
эээ, не знаю, что не так)
Пишу в гуглодоках, может, в этом дело?