Фильм Андрея Звягинцева Левиафан является опровержением обобщенному мышлению, которое отталкивается от собирательных искусственно созданных установок и символов. Опровержением в кинематографической форме и максимальном приближении точки восприятия к первичному источнику – жизни. Другими словами, операторская работа сосредоточена на том, чтобы зритель увидел не канонично поданный видеоряд, а тот самый город и его жителей. Камера – это наши собственные глаза, которые не смотрят строгое время в четко отведенные стороны, собирая точный
калейдоскоп ощущений. Взгляд может задержаться, отвлечься, может недоглядеть или наоборот – увидеть больше, чем обычно отмеряется мизансценой. Немного искусственно выглядят разве что вступительная и завершающая экспозиции, оформленные как пейзажные слайды.
Обычно жизнь и суть экранных персонажей строго ограничены показанным и увиденным. В случае с Левиафаном режиссер добивался полной независимости героев от контекста повествования и, стоит отметить, достойно воплотил эту постановочную задумку. Лексика человеческого поведения и общения в его картине максимально приближена к реальности, она разнообразна и не ограничивается собирательной шаблонностью. Такие сцены, как посиделки у Николая (А. Серебряков) после суда, метание Мэра (Р. Мадянов) после предъявления компромата, разговор об усыновлении и многие другие очень детально проработаны, в них присутствуют тонкие психологические механизмы, они эмоционально насыщены и достоверны. Настолько, что невозможно повесить никакие ярлыки. Актеры проделали очень большой труд по составлению и передаче образов, даже играющий в своем амплуа Мадянов обогатил своего героя. То, как его мэр копит силы для принятия решения в разговорах с владыкой (В. Гришко), стоит отметить отдельно.
Нельзя однозначно сказать, кто из актеров сыграл лучше прочих, потому что актерские задачи разнесены по разным слоям фильма. Даже глуповатый священник (И. Сергеев), рассказывающий неуместную притчу, сыгран великолепно – являясь переходом от драматической основы к сверхзадаче фильма.
На уровне человеческой драмы отлично сыграла Е. Лядова. Ее Лиля в гостиничных сценах, фразы «а ты веришь в бога» и «я тебя не понимаю» – что-то феноменальное, лаконичное, до предела простое и в то же самое время – объемное, многомерное и сбивающее с ног. Ее героиня любящая, скучающая, преданная, нежная, идущая до конца… Абсолют женщины по сути и природе, который Звягинцев немного подчинил-таки сценарной задаче.
На уровне вертикали и «диктатуры закона» вне всякой конкуренции архиерей в исполнении В. Гришко. Он наделен интеллектом, волей и в совершенстве постиг клерикальное искусство обмана. Отлично подан микро-эпизод с бронзовым бюстом Иисуса на полочке, поясняющий разницу между религией и верой.
Сверхзадача. После столь бурной реакции общественности, в ее присутствии сомневаться не приходится. Режиссер прекрасно знает, что показанное в фильме повсеместно, но так уж вышло, что в наше время обыденность и ее страшные атрибуты не впечатляют людей, потому что «я-то не такой, мое окружение не такое». Но самое абсурдное заключается в том, что люди, которые гордо называют себя россиянами, в то же самое время пугливо отрицают факты и неприятную правду только потому – что она слишком давно существует и стала «баяном»!
Выкрики про «русофобский фильм», про «чернушный фильм», про «порочащий фильм» являются всего лишь защитным механизмом в формате священной гос-агитации и упомянутого выше обобщенного мышления. Потому что подсознание в этот момент испытывает корчи и стыд. Не обманывайте себя, этот фильм мог быть снят в любой другой стране и о любой другой стране, не в этом главное.
Главное в том, что левиафан – это составное человеческое существо, чей облик определяет сумма всех прочих людей, которые в данном случае относят себя к России. Современный левиафан имеет роскошное тело, вышколенное в частях спецназа и московских фитнес клубах. Он поверхностно заинтересован и глубоко безразличен, интеллектуально развитый алкоголик второй стадии, борец с наркотиками и духовный наркоман, военно-независимый и интеллектуально зависимый, финансово чувствительный, преданный, нетерпимый. Ленивый трудоголик и непредвзятый коррупционер, несокрушимый, смотрящий в будущее и срущий в прошлое. За шаг от любви, за шаг от ненависти и в расстоянии плевка от истины. Зацикливающийся в пьяных разговорах, пьяный в серьезных беседах и краткий в личных беседах. С очень долгой жизнью и плохим ее качеством. Честный судья в нечестных судах, строящий и расстраивающийся… С бархатной кожей и прокаженным лицом, по которому ползают черви (не только те, что показаны в фильме).
Картина направлена исключительно на благо России и людей, живущих в ней, поскольку всеми своими силами и образами апеллирует к душе, призывая внести свет во мрак несправедливости и регресса. Более того, подобное желание у многих возникает инстинктивно. И дело тут в том, что подарить людям этот свет некому, мифы остаются мифами. Кто же возьмет на себя это необходимое бремя? Может бать ты? Хватит пытаться бросить ответственность в мусорный пакет, потому что эволюции слова "общество", "разум" и "духовность" неизвестны.
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, —
Значит в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём! ©
@ Thu, 12 Feb 2015 16:39:05 +0300
Хороший текст, несколько сумбурный, мыслей много, торопишься все сказать) отличный переход от рецензии к памфлету, но дополнительная редакция все равно нужна.
Фильм оставил неоднозначное впечатление, он проигрывает "Дураку" Быкова и всем работам Балабанова, но все же пытается над ними возвышаться. Шикарная операторская работа, наслаждался каждым кадром.
плюс, конечно, но много метаний, не вижу целостности текста, нет такого цельнометаллического удара в нос читателю!
зы. да-да, знаю, что сам пишу как курица одним местом, но на такой фильм нужна безупречная рецензия
зы.зы, не успел "поумничать" коллега по цеху опередил
Хороший текст, несколько сумбурный, мыслей много, торопишься все сказать) отличный переход от рецензии к памфлету, но дополнительная редакция все равно нужна.
Фильм оставил неоднозначное впечатление, он проигрывает "Дураку" Быкова и всем работам Балабанова, но все же пытается над ними возвышаться. Шикарная операторская работа, наслаждался каждым кадром.
Это издержки лаконичного текста, никуда не денешься)
Оператор отлично справился, согласен. У МакКуина в картинах похожий подход к операторской работе.
Может смотрел его "Голод" ну или "12 лет рабства" ?
Это издержки лаконичного текста, никуда не денешься)
Оператор отлично справился, согласен. У МакКуина в картинах похожий подход к операторской работе.
Может смотрел его "Голод" ну или "12 лет рабства" ?
смотрел) и даже "Стыд" смотрел)
талантливый режиссер, но не более) на свете есть Любецкий, я бы хотел, чтобы он снимал все фильмы))
смотрел) и даже "Стыд" смотрел)
талантливый режиссер, но не более) на свете есть Любецкий, я бы хотел, чтобы он снимал все фильмы))
я иногда так тоже думаю
У макКуина мне оч. нравится передача пространства
плюс, конечно, но много метаний, не вижу целостности текста, нет такого цельнометаллического удара в нос читателю!
зы. да-да, знаю, что сам пишу как курица одним местом, но на такой фильм нужна безупречная рецензия
зы.зы, не успел "поумничать" коллега по цеху опередил
чтобы было цельно и не поверсностно - текст должен увеличится в три раза)
так что ничего не могу поделать)
я иногда так тоже думаю
У макКуина мне оч. нравится передача пространства
на мой взгляд, лучшее, что он снял, - это сцена наказания в "12 лет рабства"
на мой взгляд, лучшее, что он снял, - это сцена наказания в "12 лет рабства"
о сценах наказания - помнишь "100 плетей" из
"Предложения" Хилкоута И Кейва? На мой взгляд одна из лучших подобных в кинематографе
о сценах наказания - помнишь "100 плетей" из
"Предложения" Хилкоута И Кейва? На мой взгляд одна из лучших подобных в кинематографе
помню, помню) после этого фильма моя неприязнь к мухам усилилась)
помню, помню) после этого фильма моя неприязнь к мухам усилилась)
с мухами у меня все ок, я не доверяю осам и шершням)
Кстати, ты говорил про Балабанова, и я понял, что абсолютно не помню его "груз 200". Почитаю ка я рец. на него.