Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Janpaul thumb
10/10

«В моих ладонях дымятся перья…»*, или Гудбай, Бродвей, о…

Рецензия на фильм «Бёрдмэн»

25229 thumb

«Lasciatemi cantare»**

Бредовое утверждение «Никогда не поздно начать сначала!» не имеет никакого отношения к реальной жизни. К реальной жизни имеет отношение только лишь утверждение «Можешь начать сначала. Но только после того, как…»

«Бёрдмэн». «Неожиданное достоинство невежества». Казалось бы, типичный бродвейский нью-йоркореализм. Некая производственная драма с элементами профессионального невроза. Казалось бы, простая и обыденная для лицедея история о том, как

репетировался и выпускался спектакль по рассказу Раймонда Карвера «О чём мы говорим, когда говорим о любви»...

Алехандро Гонсалес Иньярриту - мастер иллюзий. И экзистенциальных галлюцинаций. Режиссёр, который любит запустить зрителя в лабиринты метафор и мелодраматических смыслов. И вот, вставив в руки Майка Шайнера сборник рассказов "Лабиринты" аргентинца Хорхе Луиса Борхеса, Иньярриту в «Бёрдмэне» бросает на алтарь самовыражения искренность и подлинность реальной жизни со всеми её мобильными приложениями: суками-любовями, ответственностями, реализациями. И, посредством камеры Любецки, Алехандро Гонсалес создаёт прорисованный до многозначительных мелочей мир. Мир, в котором воззрения реального Станиславского подтверждаются наличием среди сценических декораций реального джина и реального «стояка». Мир, в котором погоня за иллюзорностью подлинности ведёт к краху и иллюзорности, и подлинности. И всё это под бодрое соло на ударной установке с вкраплениями чайковских с шубертами и прочих равелей. Людям нужны иллюзии. Это даже до Фрейда допёрло!

Впрочем, обо всём по порядку. Ригган Томсон (Майкл Китон), в прошлом «Бёрдмэн» от одного до трёх, решает взять Бродвей за бороду, а Бёрдмэна за перья, поставив на свои деньги спектакль в формате «блестящий дебют». Взяв при этом в продюсеры своего лучшего друга Джейка (Зак Галифианакис), а в ассистенты - дочь Сэм (Эмма Стоун). И, как положено, заняв в постановке свою зазнобу Лауру (Андреа Райзборо). Добавив в труппу ещё одну дебютантку-истеричку Лесли (Наоми Уоттс). И заменив по ходу пьесы павшего от упавшего софита четвёртого стабильно переигрывающего участника на стабильно уверенного «звездуна» Майка Шайнера (Эдвард Нортон), являющегося не только «близким другом вагины» Лесли, но и знатоком изнанки театрального Бродвея.

Если не брать во внимание преддебютный мандраж и набеги бывшей жены (Эми Райан) - всё идёт более-менее. Как пелось в одной старой песне пересмешников, лучше драмы может быть только драма, в которой ты ещё не играл. Вот только всё это «более-менее» перечёркивает пернатое альтер эго, сомнения в собственной состоятельности и способность двигать предметы на расстоянии вкупе с левитацией.

А если учесть, что на это всё накладывается так называемая проблема маски вкупе с комплексами и фобиями, то герою Майкла Китона не позавидуешь. С проблемой маски Китон знаком не понаслышке, так как именно он был прославленным «Бэтменом» в фильмах Тима Бертона. Маска легко может рассыпать ту песчаную крепость, которая удерживается тонким слоем кожи – настоящим лицом. Впрочем, как отмечал Кобо Абэ, «все люди закрывают окно души маской и прячут обитающие под ней пиявки…»

Майкл Китон играет так, что ему впору каждый месяц выдавать по одному «Оскару». «Двенадцать «Оскаров» - двенадцать друзей Китона» - так можно было бы озаглавить раздел будущего учебника «Теоретические основы актерского мастерства Китона» для студентов театральных ПТУ, которые будут штудировать азы игры Майкла Китона в «Бёрдмэне». В то время, как их друзья, студенты кинематографических ПТУ, будут торопиться на занятия в «Академию операторского искусства Эммануэля Любецки»…

Камера Эммануэля Любецки - такой же персонаж «Бёрдмэна», как и Ригган Томсон в исполнении Майкла Китона. Камера филигранно подчёркивает тот факт, что Ригган Томсон вынужден жить с тем, что он – это не он, а совокупность представлений о нём.

«В моих ладонях дымятся перья… Во рту осадок вчерашних вёсен… Я бесполезен. Я стал как веник… Я стал как лажа…»

Актёрское ремесло выхолащивает мужскую душу. Актёрское ремесло напрочь выбивает табуретку реальности из-под ног мужчин-лицедеев, которые начинают слишком самозабвенно искать смысл в пересмешничестве. Женщины - другое дело. Так как они актрисы по своей сути, у них прививка от последствий лицедейства.

«Спят дороги головами вниз. Наши ноги в них запутались...» Как говорил В.И.Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». «Мы знаем новый танец, но у нас нет ног; мы шли на новый фильм, кто-то выключил ток; ты встретил здесь тех, кто несчастней тебя; того ли ты ждал, того ли ты ждал?»

«Бёрдмэн» - это не «Игра в имитацию». «Бёрдмэн» - это обобщения. Это юмор. «Бёрдмэн» - это сумасбродный мистер Икс. Это белая маргаритка перед лицом предубежденной критикессы из «The New York Times» (Линдсей Дункан). Именно такого фильма я ждал от Алехандро Гонсалес Иньярриту. Ждал, когда же Алехандро Гонсалес как следует тряхнёт кудрями. И, слава перьям Бёрдмэна, дождался.

 P. S.

«Ты только посмотри на этих людей! Их глаза блестят… Они тащатся от дерьма, крови и экшена! А не от этой нудной, депрессивной и философской чуши!» - Бёрдмэн.

«…Но Майлзу Девису сказали, что вряд ли кто-то в этом зале его каденции поймёт… И он, встревоженный и хмурый, всю ночь сидит над партитурой, ошибку ищет… не найдёт…» - Василий Павлович Аксёнов, «В поисках грустного бэби».

___________________________________________

* - Егор Летов, песня «Я бесполезен»

** - «Позволь мне петь» (итал.)

@ Thu, 26 Feb 2015 01:27:35 +0300

Комментарии к рецензии (36)

janpaul
  • Киноакадемик
  • Thu, 26 Feb 2015 01:27:44 +0300

P. P. S.

theghostka
  • К.Модератор
  • Thu, 26 Feb 2015 01:36:16 +0300

Именно!!! "Он-- это не он, а совокупность представлений о нем" punk В точку!!!
Держи плюсище именно за это (хотя бы). И за моего любимого Абэ.

sergeibolshakov
  • Киновед
  • Thu, 26 Feb 2015 03:44:54 +0300

Видимо не работал в театре. Не видел спектаклья, где все происходит За сценой во время представления. Номуль. Но эта тема стара, как мир и Шекспир, и всегда выносит тех, кто был За - за... Плюс, конечно, но там столько еще простых, знакомых вещей: лестницы-коридоры-гримерки-запах-разборки - выдергивает память из души. ПОЭТому, дали не Будапешту, а своему брату wink С кухни. love
ПыСы Чет Петров не к той пестне приделан. Бу!

bazilevs
  • Кинолюбитель
  • Thu, 26 Feb 2015 08:52:30 +0300

смеялась читая...тряхнула кудрями..
поставила +
punk

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 26 Feb 2015 09:34:47 +0300

Очень легко прочиталась, даже не заметил как кончилась) Скорее не так - удивился, что кончилась, хотелось еще mrgreen +

janpaul
  • Киноакадемик
  • Thu, 26 Feb 2015 09:36:38 +0300
theghostka писал:

Именно!!! "Он-- это не он, а совокупность представлений о нем" punk В точку!!!
Держи плюсище именно за это (хотя бы). И за моего любимого Абэ.

- То исть, кабы не Абы... тьфу ты! не Абэ, то был бы не плюсище, а плюсик? )))
Про себя...
- Хорошо, что "Чужое лицо" на ум пришло... а то ведь хотел просто написать - мол, "стояк" Майка Шайнера - типичное "неожиданное достоинство невежества"... )))
Вслух:
- Короче, спасибо, Кобо! То есть Коба! То исть Кобадес! ))) Да что это со мной! Кажись, начинается... ))) Короче, спасибо, Игорь!

janpaul
  • Киноакадемик
  • Thu, 26 Feb 2015 09:43:17 +0300
Лис писал:

Видимо не работал в театре. Не видел спектаклья, где все происходит За сценой во время представления. Номуль. Но эта тема стара, как мир и Шекспир, и всегда выносит тех, кто был За - за... Плюс, конечно, но там столько еще простых, знакомых вещей: лестницы-коридоры-гримерки-запах-разборки - выдергивает память из души. ПОЭТому, дали не Будапешту, а своему брату wink С кухни. love
ПыСы Чет Петров не к той пестне приделан. Бу!

- Какие театры! Это самое... вокзалы, причалы... )))
Напевая "Так ликуй и вершись... в трубных звуках весеннего гимна... я люблю тебя, жизнь... и надеюсь..."
- А если серьёзно - всё так. Лестницы-коридоры-гримёрки-запах-разборки... Как говорится, бёрдмэны бёрдмэну глаз не выклюют... )))
Да, а в соединении Петрова с Васечки... Тьфу ты! В соединении Петрова с Фёдоровым есть определённые аллюзии с "Бёрдмэном" - крылья... ))) правда белые... ))) финал... ))) Короче, впечатления. ))) И некий мой личностный посыл отдельным пользователям КК... wink smile
Короче, спасибо! Как говорится, не столько за внимание, сколько за понимание...

janpaul
  • Киноакадемик
  • Thu, 26 Feb 2015 09:45:25 +0300
bazilevs писал:

смеялась читая...тряхнула кудрями..
поставила +
punk

love
Поправив кудри... тряхнув мехом... тьфу ты! )))
- Да, я ещё могу продлевать... ))) как говорится, смехом... smile

janpaul
  • Киноакадемик
  • Thu, 26 Feb 2015 09:50:30 +0300
Chevaist писал:

Очень легко прочиталась, даже не заметил как кончилась) Скорее не так - удивился, что кончилась, хотелось еще mrgreen +

smile
- Т-с-с! Это... держи белую маргаритку... ))) чтобы неожиданное появление одной предубежденной критикессы с татушкой "Не забуду Н.Челны" не стало для тебя удивлением... ))) Два удивления со сранья - это перебор... wink smile

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 26 Feb 2015 09:53:08 +0300
janpaul писал:

smile
- Т-с-с! Это... держи белую маргаритку... ))) чтобы неожиданное появление одной предубежденной критикессы с татушкой "Не забуду Н.Челны" не стало для тебя удивлением... ))) Два удивления со сранья - это перебор... wink smile

*достал заранее припасенный кактус* Ничего страшного, я уже прививку сделал! Да и вот, припас кое-что... mrgreen

Добавить комментарий