А я лучей иной звезды
ищу в сомненьи и тревожно
я, как настройщик, все лады
перебираю осторожно.
Иннокентий Анненский
Должна признаться: я не поклонница творчества Киры Муратовой в глобальных масштабах. Так, чтобы целиком и безраздельно. Её картины, условно говоря, через одну сняты для кого угодно, только не для меня. И всё же мне интересны её мировоззрение, её революционные подходы к кино, её инакомыслие, как и своеобычность её кунсткамерных персонажей с девиантным поведением. Без фильмов
«Три истории», «Настройщик» или «Долгие проводы» я не ощущала бы отечественный кинематограф укомплектованным, если так позволительно выразиться.
«Настройщик» – мой любимец, и не исключительно среди лент Муратовой. Я обожаю в нём всех: узнанную до подкорки и раскрытую как ни у кого из режиссёров (даже у самой себя) Ренату Литвинову, соседство в кадре из разряда совмещения несовместимого и культурного шока Аллы Демидовой и Георгия Делиева, ту же Демидову – чеховскую Аркадину и даму с собачкой «два в одном», Делиева-«узбека» с удивительным туше, неугомонную и наивную Нину Русланову… Обожаю все детали: старомодную квартиру Анны Сергеевны с выставкой антиквариата, свадебно-невестинские головные уборы Любы, косу в руках стоящей за дверью учётчицы, сцену поцелуя Лины с Андреем на диком пляже (первый поцелуй в картинах Муратовой!) и её признание виночерпию… продолжать можно до бесконечности!
Путь к пониманию картин Муратовой часто приходится прокладывать с усилиями, «через тернии к звёздам». Как это делает её герой из «Настройщика», с вёдрами для утренней ванны сибаритки Лины: мимо стола, поскрипывающей и качающейся конструкции типа клетки, минуя сотню препятствий. Что поделаешь: «такой темперамент», если переадресовать слова того же Андрея по отношению к самой Кире Муратовой…
Этот фильм считают наиболее мейнстримовским в её творчестве, несмотря на то, что последняя ни на йоту не предала свой художественный язык и «чеховские мотивы». Создав современную интерпретацию мемуаров знаменитого «русского Шерлока Холмса» Аркадия Кошко, режиссёр сохранила трогательную тональность и тернистость пути. Отсюда никуда не исчезли её фирменные персонажи с причудливой артикуляцией и эхолалией, колоритные личности вроде комплекта близнецов посреди банка, любимые Ута Кильтер и участники комик-группы «Маски». Всё так же диковинна и обворожительна глазами Муратовой Рената Литвинова. Например, во время акробатического спуска на шпильках по лестнице почти как по корабельному шторм-трапу или хищных уловок над денежными купюрами («Мне нравятся эти, мои деньги!»). А её монологи! Эти ломаные движения жестикулирующих тонких рук, эта неподражаемая дикция с придыханиями, благодаря которой многими вспоминается столь же странно-прекрасная Татьяна Доронина. История «криминальных любовников», где один любит, а другая позволяет себя любить, стара как мир, но по-муратовски пикантна и глубока. За внешним конфликтом спрятан внутренний, и его богатое звучание безошибочно указывает на мастерство создательницы.
Обратите внимание, до чего эффектно возникают в кадре муратовские героини! Люба (Нина Русланова) – с преклонённой головой и метаниями возле доски объявлений, символичной стены вдовьего плача. Анна Сергеевна (Алла Демидова) – с явления загадочной руки в перстнях и голоса царицы, перед которыми угоднически улыбается холопствующая продавщица за прилавком. Лина (Рената Литвинова) – на огламуренном богемном ложе под шубой, а затем – вкушая завтрак в постели и совершая утреннее омовение (живописнее только «Купание красного коня» Петрова-Водкина).
Галерея женских образов феерична, и всё-таки лишь оттеняет главного героя. Он-то и есть истинный гвоздь программы, катализатор и носитель идеи. Андрюша (Георгий Делиев), рыцарь Лины, готов ради неё на любую авантюру, пусть и не гармонирующую со своим камертоном-совестью и понятиями о добре и зле. «Всем нужен настройщик!» И нужен он не только музыкальным инструментам, чтобы они безукоризненно доносили до людей «высокую непристойность», как называет музыку Лина. Настройщик необходим каждому из нас, чтобы не фальшивили «…усыплённые жизнию струны напряжённой, как арфа, души». «Люди… они же слабые, бедные, беззащитные люди…» Делиев, конечно, то и дело привычно ударяется в буффонаду, переигрывает, но ведь и его настройщик фальшив в своих действиях и намерениях. И у него безумно грустные глаза, какие бывают, наверное, у настоящих рыжих клоунов…
Однажды я задумалась, отчего этот фильм снят в чёрно-белой гамме. Сама себе ответила: в нём столько красок скрытых, столько эмоций, идущих изнутри, что, останови режиссёр выбор на цветной плёнке, на выходе получилась бы радуга, бьющая по глазам и чувствам. Это стало бы явным перебором...
- Я с тобой ещё поживу… некоторое время.
Это радует, это вселяет надежду, это взаимно!
@ Fri, 20 Mar 2015 19:00:57 +0300
Донесено так, что представляется. +
А Ваши тексты весьма полезно читать
Донесено так, что представляется. +
А Ваши тексты весьма полезно читать
Спасибо, Роза!
Если то, что в удовольствие для тебя, хоть сколько-нибудь полезно другим, то это из разряда педагогической мечты.
Что-то мне подсказывает, что рецензия опять лучше фильма.
Потому что рецензия очень хороша, конфетка. Надо фильм посмотреть, но не думаю, что он будет так же чувственен, как Ваши строки, ибо это невозможно
Что-то мне подсказывает, что рецензия опять лучше фильма.
Потому что рецензия очень хороша, конфетка. Надо фильм посмотреть, но не думаю, что он будет так же чувственен, как Ваши строки, ибо это невозможно
Там на игру тандема завлекает смотреть...ибо...ибо...ибО!))))
Очень красиво написано!
Что-то мне подсказывает, что рецензия опять лучше фильма.
Потому что рецензия очень хороша, конфетка. Надо фильм посмотреть, но не думаю, что он будет так же чувственен, как Ваши строки, ибо это невозможно
Спасибо за Ваши слова!
Очень надеюсь, что фильм Вам понравится. Хотя, вестимо, когда кого-нибудь или что-нибудь любишь, смотришь на него совсем иначе, как у Асадова:
Любить – значит чувства свои, как реку,
с весенней щедростью расплескать
на радость близкому человеку...
Очень красиво написано!
Спасибо и за комплимент, и за то, что благодаря Вашему запросу "Настройщик" появился на КиноКопилке.
Там на игру тандема завлекает смотреть...ибо...ибо...ибО!))))
Тигра, да, тандем (Литвинова-Делиев) хорош до безобразия, но и другой ему ничуть не уступает (я про Демидову-Русланову). Такая борьба тандемов. Или единение во имя конечного результата.
Мне скоро понадобится составлять новый плейлист -фильмы, которые хочется посмотреть после увлекательных и завлекательных слов Grannatt. Фильмы Муратовой никогда особо не нравились -за исключением "Трех историй" - здесь даже с трудом переносимая мной Рената Литвинова меня впечатлила. "Настройщика", конечно,теперь посмотрю, но , боюсь, придется согласиться с мнением theghostka.
Мне скоро понадобится составлять новый плейлист -фильмы, которые хочется посмотреть после увлекательных и завлекательных слов Grannatt. Фильмы Муратовой никогда особо не нравились -за исключением "Трех историй" - здесь даже с трудом переносимая мной Рената Литвинова меня впечатлила. "Настройщика", конечно,теперь посмотрю, но , боюсь, придется согласиться с мнением theghostka.
Извините, если рушу планы просмотра.
Мне тоже очень нравятся "Три истории", а "Настройщик" – даже больше. То есть он совершенно другой у Муратовой, хотя вместе с тем и её от "а" до "я".
Хотелось бы, чтобы мои вкусовые предпочтения Вас не подвели.
Спасибо!