Режиссёр: Кира Муратова
Актеры: Алексей Павловский, Михаил Волошин, Ирина Панова, Николай Седнев, Филип Панов (I), Леонид Павловский
А я лучей иной звезды
ищу в сомненьи и тревожно
я, как настройщик, все лады
перебираю осторожно.
Иннокентий Анненский
Должна признаться: я не поклонница творчества Киры Муратовой в глобальных масштабах. Так, чтобы целиком и безраздельно. Её картины, условно говоря, через одну сняты для кого угодно, только не для меня. И всё же мне интересны её мировоззрение, её революционные подходы к кино, её инакомыслие, как и своеобычность её кунсткамерных персонажей с девиантным поведением. Без фильмов «Три истории», «Настройщик» или «Долгие проводы» я не ощущала бы отечественный кинематограф укомплектованным, если так позволительно выразиться.
«Настройщик» – мой любимец, и не исключительно среди лент Муратовой. Я обожаю в нём всех: узнанную до подкорки и раскрытую как ни у кого из режиссёров (даже у самой себя) Ренату Литвинову, соседство в кадре из разряда совмещения несовместимого и культурного шока Аллы Демидовой и Георгия Делиева, ту же Демидову – чеховскую Аркадину и даму с собачкой «два в одном», Делиева-«узбека» с удивительным туше, неугомонную и наивную Нину Русланову… Обожаю все детали: старомодную квартиру Анны Сергеевны с выставкой антиквариата, свадебно-невестинские головные уборы Любы, косу в руках стоящей за дверью учётчицы, сцену поцелуя Лины с Андреем на диком пляже (первый поцелуй в картинах Муратовой!) и её признание виночерпию… продолжать можно до бесконечности!
Путь к пониманию картин Муратовой часто приходится прокладывать с усилиями, «через тернии к звёздам». Как это делает её герой из «Настройщика», с вёдрами для утренней ванны сибаритки Лины: мимо стола, поскрипывающей и качающейся конструкции типа клетки, минуя сотню препятствий. Что поделаешь: «такой темперамент», если переадресовать слова того же Андрея по отношению к самой Кире Муратовой…
Этот фильм считают наиболее мейнстримовским в её творчестве, несмотря на то, что последняя ни на йоту не предала свой художественный язык и «чеховские мотивы». Создав современную интерпретацию мемуаров знаменитого «русского Шерлока Холмса» Аркадия Кошко, режиссёр сохранила трогательную тональность и тернистость пути. Отсюда никуда не исчезли её фирменные персонажи с причудливой артикуляцией и эхолалией, колоритные личности вроде комплекта близнецов посреди банка, любимые Ута Кильтер и участники комик-группы «Маски». Всё так же диковинна и обворожительна глазами Муратовой Рената Литвинова. Например, во время акробатического спуска на шпильках по лестнице почти как по корабельному шторм-трапу или хищных уловок над денежными купюрами («Мне нравятся эти, мои деньги!»). А её монологи! Эти ломаные движения жестикулирующих тонких рук, эта неподражаемая дикция с придыханиями, благодаря которой многими вспоминается столь же странно-прекрасная Татьяна Доронина. История «криминальных любовников», где один любит, а другая позволяет себя любить, стара как мир, но по-муратовски пикантна и глубока. За внешним конфликтом спрятан внутренний, и его богатое звучание безошибочно указывает на мастерство создательницы.
Обратите внимание, до чего эффектно возникают в кадре муратовские героини! Люба (Нина Русланова) – с преклонённой головой и метаниями возле доски объявлений, символичной стены вдовьего плача. Анна Сергеевна (Алла Демидова) – с явления загадочной руки в перстнях и голоса царицы, перед которыми угоднически улыбается холопствующая продавщица за прилавком. Лина (Рената Литвинова) – на огламуренном богемном ложе под шубой, а затем – вкушая завтрак в постели и совершая утреннее омовение (живописнее только «Купание красного коня» Петрова-Водкина).
Галерея женских образов феерична, и всё-таки лишь оттеняет главного героя. Он-то и есть истинный гвоздь программы, катализатор и носитель идеи. Андрюша (Георгий Делиев), рыцарь Лины, готов ради неё на любую авантюру, пусть и не гармонирующую со своим камертоном-совестью и понятиями о добре и зле. «Всем нужен настройщик!» И нужен он не только музыкальным инструментам, чтобы они безукоризненно доносили до людей «высокую непристойность», как называет музыку Лина. Настройщик необходим каждому из нас, чтобы не фальшивили «…усыплённые жизнию струны напряжённой, как арфа, души». «Люди… они же слабые, бедные, беззащитные люди…» Делиев, конечно, то и дело привычно ударяется в буффонаду, переигрывает, но ведь и его настройщик фальшив в своих действиях и намерениях. И у него безумно грустные глаза, какие бывают, наверное, у настоящих рыжих клоунов…
Однажды я задумалась, отчего этот фильм снят в чёрно-белой гамме. Сама себе ответила: в нём столько красок скрытых, столько эмоций, идущих изнутри, что, останови режиссёр выбор на цветной плёнке, на выходе получилась бы радуга, бьющая по глазам и чувствам. Это стало бы явным перебором...
- Я с тобой ещё поживу… некоторое время.
Это радует, это вселяет надежду, это взаимно!
Всё, что смог вспомнить, тем и делюсь. Эти фильмы, не оставят равнодушными.
Приятного просмотра!
Утончённая режиссерская задумка, великолепная игра актёров, безупречная детализация в мелочах. Любовь, измена, трагедия, драма, эротические сцены - ВСЁ ЭТО СТИЛЬНОЕ КИНО.
ПОМОГИТЕ СОЗДАТЬ ПЛЕЙЛИСТ ИЗ ТАКИХ ФИЛЬМОВ.
КТО ЗНАЕТ ПОДОБНЫЕ КАРТИНЫ ДОБАВЛЯЙТЕ В КОММЕНТАРИЯХ СВОИ ВАРИАНТЫ.
Фильм добавлен по запросу - "s-vd"
Фильм добавлен по запросу - "s-vd"
Спасибо!Вообще фильмов Киры Муратовой,очень мало на КК. Давайте восполним этот пробел
Мнение Романикки о фильме:
"кира муратова опять поставила стильный, гениально-вывихнуто-сумасшедший фильм (как и все предыдущие у неё)). на сей раз - это сумасшедший водевиль, одновременно напоминающий романы куприна и повести бабеля о вечном городе одессе, который даже вовсе и не город, а город-мама. чёрно-белая плёнка (муратовский "конёк" - с самого начала её полного запретительства в начале 70х она упорно стояла на чёрном цвете) как раз и подыгрывает таким "купринским" мотивам. водевильность же фильму придаёт не только сам георгий делиев, создатель, режиссёр и актёр комик-труппы "маски", не только участники-лицедеи - бузько, барский, комаров, волошин с их лысыми черепами и вывернутыми челюстями, но и весь антураж ленты (её декор, декорации, шляпки, звонящие часы и пр.), не говоря уже о главном дуэте - о двух богатых вдовах)).
где-то я нашла абсолютно точное определение фильму - кинематографический торт. но если там, в заметке, это был сказано негативно и "сладкого не любили", то я бы возвела это в похвалу. "настройщик" - великолепный кинематографический торт, украшенный многочисленными сценами-завитушками, вкуснейшими бисквитными ролями демидовой и руслановой, воздушным бизе литвиновой и многочисленными розочками-декором-деталями.
фильм получился прелестным, смешным, воздушным, вкусным, лёгким и невероятно карнавальным, впрочем, как можно ещё рассказать об одессе??)). правда, чрезмерно длинноватым: бесконечные повторы актёрами одних и тех же фраз (причём с неизменной интонацией)); одновременные диалоги персонажей в один голос; долгая камера на лице крупным планом. правда, это всё неизменные муратовские штучки, составляющие её индивидуального режиссёрского почерка.
пара демидова = русланова совершенно сногсшибательно-бесподобная)). изысканная старая аристократка и её вечножелающаявыйтизамуж вдова-подружка - это просто блеск. демидова божественна и всегда была божественна для меня, особенно после прочтения её книг и воспоминаний о параджанове (см.здесь на сайте его "тени забытых предков" и "цвет граната". какой стиль, какая актриса - таких уж больше нет!! кстати, она сама шьёт шляпы, бьюсь об заклад, что те дивные шляпки, в которых разгуливает аннасергевна, сделаны её же руками)).
фильм не для всех (хотя бы потому, что уж бОльно длИнен)). как принято теперь уточнять: для эстетов и любителей особого кино. не могу сказать, что потрясена или перезапишу себе в коллекцию, нет, но муратова любопытна всегда, а уж литвинова и тем более (изящна, хрупкА, иронично-манерна, изысканна, как обычно, и, как обычно, играет литвинову)).
со второй половины фильм очень сильно начинает напоминать манеру озона.
и к концу совершенно сформулировалось, что фильм НЕ русский, нет, он скорее и впрямь озоновский."
Романикки 25.06.2008
Очень качественный и умный фильм
Талантливая работа.
Но у режиссера, как мне кажется, присутствует какая-то болезненная тяга к изображению различных человеческих уродств, как моральных, так и физических.
И осадок после таких картин остается неприятный.
Любимое!!!!!
Я не поклонница творчества Киры Муратовой в глобальных масштабах. Так, чтобы целиком и безраздельно. Её картины, условно говоря, через одну сняты для кого угодно, только не для меня. И всё же мне интересны её мировоззрение, её революционные подходы к кино, её своеобычность, как и своеобычность её кунсткамерных персонажей с девиантным поведением. Без таких фильмов, как "Три истории", "Настройщик" или "Мелодия для шарманки" я не ощущала бы отечественный кинематограф "укомплектованным", если так позволительно выразиться.
"Настройщик" – мой любимец, и не исключительно среди лент Муратовой. Я обожаю в нём всех: узнанную до подкорки и раскрытую как ни у кого из режиссёров (даже у самой себя) Ренату Литвинову, соседство в кадре из разряда совмещения несовместимого и культурного шока Аллы Демидовой и Георгия Делиева, ту же Демидову – чеховскую Аркадину и даму с собачкой два в одном, Делиева-"узбека" с удивительным туше, неугомонную и наивную Нину Русланову… Обожаю все детали: старомодную квартиру Анны Сергеевны с выставкой антиквариата, свадебно-невестинские головные уборы Любы, косу в руках стоящей за дверью учётчицы, сцену поцелуя Лины с Андреем на диком пляже (первый поцелуй в картинах Муратовой!) и её признание виночерпию; диалоги и фразы, позже растасканные на цитаты… продолжать можно до бесконечности!
Однажды я задумалась, отчего этот фильм снят в чёрно-белой гамме. Сама себе ответила: в нём столько красок внутренних, столько эмоций, идущих изнутри, что, остановись Кира Георгиевна на цветной плёнке, на выходе получилась бы радуга, бьющая по глазам и чувствам, и это разнотравье стало бы явным перебором...
- Я с тобой ещё немного поживу.
Это радует, это вселяет надежду, это взаимно.
Спасибо Grannatt - после ее рецензии я посмотрела этот прелестный фильм! Актеры великолепны все, даже выделять никого не буду, Литвинова впервые привела в восторг. Эстетическое наслаждение от почти каждой сцены!
Спасибо Grannatt - после ее рецензии я посмотрела этот прелестный фильм! Актеры великолепны все, даже выделять никого не буду, Литвинова впервые привела в восторг. Эстетическое наслаждение от почти каждой сцены!
Подписываюсь под каждым словом!