Библия и произведения, так или иначе опирающиеся на ее сюжеты, являются одними из самых экранизируемых книг. Скрупулезно-догматический ''Иисус из Назарета'' Дзеффирелли и медитативно-фотографическое ''Евангелие от Матфея'' Пазолини, безжалостно-кровавые ''Страсти Христовы'' Гибсона и революционно-шокирующее ''Последнее искушение Христа'' Скорсезе. Список можно продолжать. При таком обилии картин кажется естественным, что человек, берущийся за очередную экранизацию
той или иной библейской истории, будет пытаться сказать что-то новое или по-новому. По крайней мере, речь идет о больших режиссерах. А Ридли Скотт—режиссер большой.
Главным героем фильма ''Исход'' является Моисей—одна из ключевых фигур Ветхого Завета. Резонно предположить, что именно раскрытие его характера должно было стать одной из основных задач Скотта. Предположим также, что у великого освободителя еврейского народа был реальный прототип. Каким же он был? Воспитывался с младенческих лет при дворе фараона, следовательно, получил очень хорошее образование. Бок о бок с фараоном участвовал в военных операциях, следовательно, неплохо разбирался в военном деле и хорошо владел оружием. Попав в опалу и бежав в пустыню, долгое время кочевал с тамошними племенами, следовательно, досконально изучил эту местность и ее повадки и секреты. Прибавим ко всему этому пытливый ум и своенравный характер. Чем не идеальный лидер? В течение просмотра первой трети фильма у меня возникло радостное предвкушение. Предвкушение того, что Скотт решил снять больше исторический, чем религиозный фильм, поставив акцент на описании борьбы реально существующего человека против египетского ига. Но уже после первого видения и разговора с Богом образ Моисея становится все площе и площе, теряя свою индивидуальность. А под конец фильма он и вовсе становится лишь безвольно опустившим руки слепым орудием в руках Господа. Даже по игре Кристиана Бэйла можно увидеть, что актер несколько растерян, так как не вполне понимает, чего от него требует режиссер. Сцены, где он орет на Бога, пытаясь отстаивать свою точку зрения, моментально сменяются другими, где Моисей беспрекословно подчиняется его приказам. Между ''тварью дрожащей'' и ''право имеющим'' Ридли Скотт все-таки выбирает первое.
С точки зрения ''звездности'' актерский состав идеален. Но как обстоят дела с точки зрения ''похожести'', хотя бы предполагаемой? Лично для меня Бэйл слишком аристократичен для роли Моисея. Кто видел Берта Ланкастера в том же образе, меня поймут. У Джоэла Эдгертона кричащие англо-саксонские черты лица и жестикуляция болельщика регби. Играет он убедительно, но совершенно другого человека. Рамсес, один из самых могущественных египетских правителей, не мог быть таким рохлей. Бэн Кингсли, снова сошедший со страниц списка Шиндлера, играет Иисуса Наввина. Того самого, который сравнял с землей Иерихон и другие города, отказывающиеся принимать беглый народ и их веру. Жестокого военачальника и бравого воина. В фильме Скотта он—еще одно воплощение Ганди, которого трудно представить даже в качестве убийцы мухи. Многого стоит Сигурни Уивер с репликой ''кушать подано!''. Все течет, все меняется… Боюсь, что ее любовь к Ридли Скотту приведет к тому, что в следующем его проекте она будет играть в массовке. А вот Туртурро с подведенными глазами и голым черепом в роли отца Рамсеса предельно органичен. И красавица Мария Вальверде прекрасно сыграла женщину, к которой всегда хочется вернуться.
Не секрет, что главным действующим лицом Ветхого Завета является сам Бог. В отличие от сегодняшних дней, в древние времена он с готовностью и завидным постоянством вступал в контакт со смертными. Скотт решил поэкспериментировать с образом Яхве, хотя после крутящей ''колесо'' Аланис Моррисетт в ''Догме'' экспериментом это назвать трудно. Нареканий нет, Бога можно изобразить хоть деревом плачущим, хоть камнем говорящим, хоть животным рычащим. Здесь главное, чтобы зритель поверил, что перед ним могучее, грозное, единственное Начало! А Бога Ридли Скотта так и хочется потрепать по макушке со словами: ''Мальчик, иди домой, поздно уже, мамка ругаться будет!''
Еще одним разочарованием сталo то, что повествование заканчивается переходом через Красное море. А ведь дальше было сороколетнее скитание по пустыне, полное драматических событий. Как здорово можно было бы рассказать о том, как Моисей, используя все свои навыки, полученные за долгое время, проведенное среди кочевых племен, вел свой народ к ханаанской земле! Как он кормил голодающих земляков перепелами, которые при перелете из Африки в Европу часто падают без сил, и их можно ловить голыми руками. Как утолял их жажду, проламывая своим посохом тонкий слой из извести и песка, под которым скапливается дождевая вода. Как заводил близких к бунту сородичей в места, где ядовитых змей больше, чем песчинок в пустыне. И как, наконец, возводил эти природные явления в ранг божественных, укрепляя веру людей в Бога и в себя, Великого Комбинатора своего времени.
Мне бы не хотелось, чтобы у читателя, не смотревшего этот фильм, сложилось впечатление, что картина недостойна просмотра. У фильма множество достоинств: прекрасные спецэффекты (десять египетских казней преподнесены действительно впечатляюще), душещипательная музыка, крепкий актерский ансамбль. Но без новаторской подачи переснятой десятки раз истории ''Исход'' становится очередной качественной калькой, которую мог бы снять любой добротный подмастерье. А Ридли Скотта мы привыкли считать мастером…
@ Thu, 02 Apr 2015 05:01:20 +0300
И да, спросоня чуть не забыл - "+" ))
Плюс! Согласен практически во всём. Особенно насчет Бена Кингсли.
А уж когда, под финал, Моисей с Богом начали чаёвничать на горе - я вообще в осадок выпал. Правда, я надеюсь, что режиссерская версия хотя бы чуть-чуть исправит положение.
Ещё со времён "Фараона" Ежи Кавалеровича смотреть фильмы о Египте остерегаюсь – лучше читать книги. Раньше озадачивало отсутствие спецэффектов, сейчас – их наличие и переизбыток.
Ваша рецензия воспринималась намного приятнее, чем сама картина, которую пришлось брать осадой. Прежде всего, хорошо написано: плавно, рассудительно, без эмоциональных перекосов, с упоминанием "правильных" фильмов на подобную тему, которым Вы даёте лаконично-точные определения. Полностью согласна с Вашим анализом и разбором актёрской игры, недостатков сюжета. Правда, меня, кроме развития/недоразвития образа Моисея, смутил и образ Бога-злобного мальчика.
Мой "+".
Ооо.., а тут уже совсем другой "коленкор"!!!
(рада, что Ёжик вернулся..)
Мдааа... Разочарование прямо рекой льётся чуть ли не в каждом предложении. Неужто так высоки были изначальные ожидания от фильма? Или нет, не так, - от работы Ридли Скотта?
О плюсах. Текст композиционно стройный и оценочно аргументированный. Личные впечатления автора от просмотренного фильма поддерживают нужный уровень живости и образности речи )) Стиль простой и понятный, читать легко и приятно.
О незначительном минусе. Насколько мне видится, по своему характеру рецензия получилась больше демотивирующей. Резюме, красиво подтверждающее твой тезис об уровне мастерства режиссера, тем не менее выглядит как акт извинения перед потенциальным зрителем. Либо нужно было раскрыть хотя бы парочку из перечисленных тобой достоинств фильма, либо не стоило извиняться
оспади Ежище )))ну тока жабо не хватат и замереть в глубоком пардоне)))))))
Если бы на КК были эталоны качества))) данная рецензия стала бы ею)) отлично
Мдааа... Разочарование прямо рекой льётся чуть ли не в каждом предложении. Неужто так высоки были изначальные ожидания от фильма? Или нет, не так, - от работы Ридли Скотта?
О плюсах. Текст композиционно стройный и оценочно аргументированный. Личные впечатления автора от просмотренного фильма поддерживают нужный уровень живости и образности речи )) Стиль простой и понятный, читать легко и приятно.
О незначительном минусе. Насколько мне видится, по своему характеру рецензия получилась больше демотивирующей. Резюме, красиво подтверждающее твой тезис об уровне мастерства режиссера, тем не менее выглядит как акт извинения перед потенциальным зрителем. Либо нужно было раскрыть хотя бы парочку из перечисленных тобой достоинств фильма, либо не стоило извиняться
Да, Ягодка, именно от Скотта ждал большего. (Кстати, где это я к нему по имени обращаюсь? Нету такого )
А в конце я не извиняюсь, нет. Просто не хочется отпугивать конкретного зрителя-- юного, не читавшего Библию, не смотревшего еще ничего путного на эту тему.
Если бы на КК были эталоны качества))) данная рецензия стала бы ею)) отлично
Не перехвалИте . Не перехвАлите...?
оспади Ежище )))ну тока жабо не хватат и замереть в глубоком пардоне)))))))
Вот такой я... разный