Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Kakapo thumb
9/10

Ползи, улитка, по склону Фудзи

Рецензия на фильм «Женщина в песках»

11941 thumb

Не стоит ждать ничего хорошего от историй, где человек в одиночку отправляется в незнакомую местность на поиски новых видов насекомых. Во-первых, из одиночных походов возвращаются или очень подготовленные, или очень отчаянные путешественники. А во-вторых, вобще не стоит доверять человеку, который во взрослом возрасте занимается ловлей жуков.

Впрочем,  начинать лучше с начала. В первую очередь о фильме японского режиссёра Хироси Тэсигахары следует знать, что он снят по одноимённому роману японского же писателя Кобо Абэ и с его же участием в качестве сценариста. И, как ни парадоксально, этот фильм 2 года подряд получал Оскаров американской киноакадемии и даже приз пальмовой ветки в Каннах. Ну то есть, достойный фильм, классика.

Однако лёгкой эту прогулку в дюнах не назовёшь. Два с половиной часа тянутся невыносимо долго, смотреть фильм тяжело, словно глаза запорошены песком. Чёрно-белая съёмка, лаконично-графическая скупость кадров, жёсткая музыка, которая даже воспринимается не как музыка, а как шум трущихся хитиновых лапок - всё это вселяет чувство тревоги, постоянное ожидание чего-то ужасно-неприятного,

Продолжая кафкианскую традицию, сценарист ставит своего героя перед абсурдной и безвыходной ситуацией. Вчерашний энтомолог, сегодня сам оказывается вырван из привычной среды обитания (здесь понимаем не только город как таковой, но и устоявшийся, размеренный уклад рутинной жизни в целом) и посажен на дно песчаной банки.

Наш герой, безымянный учитель, проходит все стадии принятия неизбежного, которые обычно наблюдают у тяжело больных людей, не согласных со своей скорой смертью. Отрицание-гнев-торг-депрессия и, наконец, собственно, принятие. В метафорическом смысле под болезнью можно понимать жизнь, а точнее её пустоту и бессмысленность. Абсолютно неважно, чем ты занимаешься, роешь ли песок или учишь малолетних недоумков в школе, это всё равно лишь бессмысленное копошение насекомых. И никто, никто не будет тебя искать, потому что по большому счёту, ты и твоя жалкая жизнь никому не нужны.  

В книге, да и в фильме вообще много всего, что порадует сердце закоренелего мизантропа и покажется тоскливым бредом весёлому живчику. Например, рассуждения о гнилой природе любви между мужчиной и женщиной, как об общественном договоре о взаимном насилии. В фильме сцены сексуального характера примитивны и антиэротичны, это случка животных, обусловленная зовом природы, а не акт близости по взаимному согласию. Да, собственно, ни о какой близости речи и нет, это просто два человека, случайно оказавшихся в одной яме (давно не любовь, просто чем-то похожие люууди).

Ещё один важный момент - беззащитность жизни человека перед слепой случайностью. Полное развенчание веры в справедливый мир, на которой строится уверенность в завтрашнем дне. Если я буду хорошим, то и жизнь у меня будет хорошей, если у меня есть паспорт и прописка, то со мной ничего такого не случится. А ты, ты сама виновата, что оказалась в этой яме! Очень сложно принять мысль, что shit happens, просто потому что оно случается, а не в силу какой-то там высшей справедливости.

И любимая же тема -  о тщете всего сущего, о бессмысленности бытия. О том, что жизнь маленького человека сродни бегству за фантомами, наполненная “почти трогательной завистью к чужому счастью”.  

Бесплодность  песка,  каким  он представляется  обычно,

объясняется не просто  его сухостью, а беспрерывным движением,  которого  не

может перенести ничто живое. Как это похоже на унылую жизнь людей, изо дня в

день цепляющихся друг за друга.

    В отличие от писателя, режиссёр не имеет возможности передать эту гнетущую философию словами, и на помощь ему приходит тот самый бесплодный песок, который, до известной степени становится главным героем картины. Если у эскимосов есть сто названий для снега, то у Хироси Тэсигахары есть сто способов снять песок. Тонкий ручеёк, бурная лавина, мелкий дождь и неостановимый ливень, он то второй кожей ляжет на плечах и щёки, то заскирипит на зубах, то поднимется к небу ветряным вихрем. Его образ исключительно метафоричен - это и время, и пространство, и миллионы маленьких человеческих жизней-песчинок. Будучи мёртвым, песок оживает, заполняя собой весь экран.  

Этот песок одновременно и враг, и единственный смысл существования, ибо без песка нет работы, а без работы нет смысла жизни. “Вы копаете, чтобы жить, или живёте, чтобы копать?” - риторический вопрос, отсутствие ответа на который и есть ответ. Эдакая бесконечная лента Мёбиуса, по которой бежит человеческая многоножка, попавшая в ловушку экзистенциального отчаянья.

Просмотр “Женщины в дюнах” сродни покорению горы. Долго и муторно ползёшь по склону, видя перед собой только серую тропу и носки треккинговых ботинок, и проклинаешь всё на свете. Но, забравшись, наконец, на вершину, окидываешь взглядом лежащее внизу пространство. И становится наплевать, что болят ноги и спина отваливается. “Женщина в дюнах” - это выход из зоны комфорта для зрителя. Это неприятно, это тяжело, но это единственный способ увидеть что-то другое со дна ямы.

@ Wed, 08 Apr 2015 14:58:11 +0300

Комментарии к рецензии (32)

Grannatt
  • Кинокритик
  • Wed, 08 Apr 2015 15:59:03 +0300

Ох, kakapo, только ты одна можешь вплести в текст на экранизацию Кобо Абэ земфирины строчки, современные словечки и пионерские интонации! "Какапо-стайл", чего уж там?! mrgreen wink
ЗдОрово, хотя мне показалось, что главным героем твоего повествования стал Песок, и он в итоге ощутимо тебя придавил (морально, но не в ущерб рецензии).
Мой "+".

bazilevs
  • Кинолюбитель
  • Wed, 08 Apr 2015 15:59:18 +0300

Интересно, что после просмотра, вдруг неожиданно для себя, я вслух сказала: Даа, вынул из зоны комфорта..!)))
Вы тут с Тарантиной, как две таинственно-прекрасные дамы вышли и показали - класс!
Очень рада , это прочесть!!!)
И о ужААс! мне ж надо выбрать! cry
punk

kakapo
  • Кинокритик
  • Wed, 08 Apr 2015 16:06:55 +0300
Grannatt писал:

Ох, kakapo, только ты одна можешь вплести в текст на экранизацию Кобо Абэ земфирины строчки, современные словечки и пионерские интонации! "Какапо-стайл", чего уж там?! mrgreen wink
ЗдОрово, хотя мне показалось, что главным героем твоего повествования стал Песок, и он в итоге ощутимо тебя придавил (морально, но не в ущерб рецензии).
Мой "+".

Спасибо)
Хорошее замечание про песок, ведь, на самом деле, для меня это очень страшный фильм. В некотором роде квинтэссенция моего личного экзистенциального ужаса. Так что я просто тихо и молча завидую Тарантине, котрая так раз! и всё разложила, как хирург скальпелем).

А что до какапо-стайл, то наверное, это всё-таки топтание на месте и нужно идти куда-то вперёд. Но, как говорицца, куда ж нам плыть?

Grannatt
  • Кинокритик
  • Wed, 08 Apr 2015 16:12:12 +0300
kakapo писал:

Спасибо)
Хорошее замечание про песок, ведь, на самом деле, для меня это очень страшный фильм. В некотором роде квинтэссенция моего личного экзистенциального ужаса. Так что я просто тихо и молча завидую Тарантине, котрая так раз! и всё разложила, как хирург скальпелем).

А что до какапо-стайл, то наверное, это всё-таки топтание на месте и нужно идти куда-то вперёд. Но, как говорицца, куда ж нам плыть?

"Но мой пло-о-от,
свитый из песен и сло-о-ов,
всем моим бедам назло-о-о
вовсе не так уж пло-о-ох."
biggrin mrgreen

kakapo
  • Кинокритик
  • Wed, 08 Apr 2015 16:13:38 +0300
bazilevs писал:

Интересно, что после просмотра, вдруг неожиданно для себя, я вслух сказала: Даа, вынул из зоны комфорта..!)))
Вы тут с Тарантиной, как две таинственно-прекрасные дамы вышли и показали - класс!
Очень рада , это прочесть!!!)
И о ужААс! мне ж надо выбрать! cry
punk

Мне кажется выбор очевиден.
И тссссс! - нам нужны новые авторы mrgreen

bazilevs
  • Кинолюбитель
  • Wed, 08 Apr 2015 16:34:51 +0300
kakapo писал:

Мне кажется выбор очевиден.
И тссссс! - нам нужны новые авторы mrgreen

какой там очевиден)))
На самом деле, уже было несколько - ничьЁв в турнире!)
(В сторону..писклявым голосом..
- нам тЯжко работать в такииих условиях!!!!)))
где молоко от бешеной коровки для восстановления псиХИки арбитров?!) mrgreen

dafafa13
  • Кинокритик
  • Wed, 08 Apr 2015 17:01:45 +0300

Ты великолепно справилась)

A0903
  • Р.Модератор
  • Wed, 08 Apr 2015 20:32:26 +0300

мне сюжет немного напомнил Хронику заводной птицы

theghostka
  • К.Модератор
  • Wed, 08 Apr 2015 21:40:54 +0300

Тоже очень хорошая рецензия! Но пресловутый kakapo-style здесь сработал не так, как в остальных работах. Ты права, надо двигаться дальше wink
Плюс

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Wed, 08 Apr 2015 21:58:29 +0300

Прямо "психоанализ для чайников". Не знаю, почему, но так... Понравилось особенно два последних абзаца. Язык проще, чем у оппонента - но это не значит, что рецензия примитивнее. Просто проще.

Добавить комментарий