Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
S8etuan thumb
9/10

Пепел или алмаз

Рецензия на фильм «Пепел и алмаз»

23913 thumb

посвящается бабушке моей

Зачем ты в мир пришел? Что пепел скрыл от нас?
А вдруг из пепла нам блеснет алмаз,
Блеснет со дна своею чистой гранью?

Должно быть, “Пепел и алмаз” — это военная драма. Наверное, он о тяготах военного и послевоенного времени в Польше и — с некоторыми допущениями — не только в ней. Возможно, он про идеологию, и про политику, и про пропаганду. Судить не мне. Однако, фильм польского режиссера Анджея Вайды можно с уверенностью рассматривать как иносказательную притчу о судьбе одного

человека. Притчу, полную аллегорий, с горьким привкусом одиночества и смерти... Притчу про пресловутый винтик, попавший в жернова войны, безжалостно перемолотый в труху и выкинутый на свалку жизни.

Сюжетная канва фильма охватывает события буквально нескольких дней в самом конце Второй Мировой Войны. Германия уже объявила о своей капитуляции. Польша начинает готовиться к тому, чтобы восстать из пепла. В это пограничное время двум польским солдатам-ополченцам из армии Крайовой отдается приказ устранить важного коммунистического функционера, товарища Щуку, который едет строить коммунистический рай в разоренной войной и обескровленной Польше. Один из ликвидаторов — бывший студент варшавянин Мачек выполняет приказ. Но убиты не те люди. Вместо заказанных коммунистов Мачек со своим другом и командиром убивают невинных рабочих с цементного завода. Щука уплывает на банкет в честь дня Победы. Следом за ним отправляется и Мачек, чтобы во что бы то ни стало завершить задание.

Экзистенциальная драма, разыгранная в одном отеле в день, когда закончилась война. Где битва между условными добром и злом выходит за рамки материального мира, и как водится, перемещается в иные плоскости — сердца человеческие. На короткий миг трагическому герою-бунтовщику и одиночке Мачеку посчастливится заглянуть в глаза своего призрачного счастья — будущего, где нет одиночества, вины и потерь, от которых щемит сердце. В полумраке местного бара он встретит Кристину, миловидную официантку. И мимолетные чувства к девушке внесут смуту в его четкие идеологические планы. И Идея на время уступит место чему-то настоящему, что положит на чашу весов — любовь и жизнь, противопоставив их смерти и тлену. Предложив выбор.

Безукоризненно выстроенные красивые эффектные и концептуальные кадры, простые, но верные и подходящие каждой мизансцене слова, аутентичная тем годам музыка, всеобщая камерность — все это позволяет считать фильм Вайды настоящим искусством, которое вне времени. Тонкие символы пронизывают кинополотно и бьют наотмашь. То ли Бергман, то ли Тарковский. Хрупкая фиалка, равнодушно выкинутая в мусорный бак. Перевернутое распятие и сломанный каблук, как будто нужно остановиться. Полуразрушенная церковь и едва видные строки на камне. Дождь, смывающий грязь и копоть, следы прошлого. Полонез, сыгранный нестройно и фальшиво, потому что оркестр не знает нот. Фарс и пир во время чумы, фейерверк, сливающийся с выстрелами. И белые простыни, что полощутся на ветру, знаменуя не то смерть, не то новый чистый лист жизни.

Война оставила после себя тысячи покалеченных душ и исковерканных судеб. Имена многих и многих забыты и похоронены во времени. Но подобные фильмы и сейчас трогают неподдельно своим трагизмом и пронзительностью. Наверное, все-таки не зря я посмотрела его. Особенно в преддверии 70-летия со Дня Победы.

@ Fri, 10 Apr 2015 02:11:55 +0300

Комментарии к рецензии (31)

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Fri, 10 Apr 2015 19:29:42 +0300
smolanka писал:

Держите меня десять человек - нет в этом кино экзистенциональной драмы!
Чесслово.
Есть непонятки, это да. Много-много символов как бы - не отнять.
Для драмы нужен высверк, чтобы что-то взяло за сердце love
Фиалки - да символично, симпатично. Запах чего Вы учуяли, когда увидели, что букетик выбросили небрежно в мусорку: собственно мусорки или фиалок. Как по мне, фильм без запаха вообще.
Нет запаха сигаретного дыма - есть духота.
А рецензия правильная - аккуратно прошлись.

Збигнев Цибульский в фильме о 45-м годе снимался в повседневной одежде, т.е писке моды 58-года, и Вайда ему это позволил. Это символ? Бессрочности вечных вопросов?
Для меня это скорее пренебрежение ценностью момента. Там в 45-м на каждом пепелище была драма, и создатели фильма её пережили, должны были пережить, люди ж они - чувствуют боль.
И сделали нечто безвремени.

Рецензии плюс!

Да, каждый видит что-то свое smile

А что до повседневной одежды.. Я вот не заострила на этом внимания, уже позже прочитала о многих съемочных моментах, про очки, трилогию и т д.

A0903
  • Р.Модератор
  • Fri, 10 Apr 2015 19:35:43 +0300

Я знаю как непросто тебе было написать рецензию на эту картину, но ты справилась на 5+. Точно уловив саму суть картины и передав ее в нужном ключе, без пафоса итд. Молодец!! Отличная рецензия!

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Fri, 10 Apr 2015 19:40:24 +0300
Syrdon писал:

Я знаю как непросто тебе было написать рецензию на эту картину, но ты справилась на 5+. Точно уловив саму суть картины и передав ее в нужном ключе, без пафоса итд. Молодец!! Отличная рецензия!

Спасибо, док! ) Выходит, я справилась с партзаданием! mrgreen

theghostka
  • К.Модератор
  • Fri, 10 Apr 2015 19:49:23 +0300
Юми писал:

А мне нравится формулировка ) Одна из. Эк ты мне отвесил комплимент )) Вообще, конечно, каждый имеет право на мнение. Я не буду спорить. К тому же уже пояснила в комментах ниже все, что имела сказать по теме.

Надо было написать ''самая слабая''? mrgreen confused
Я сравниваю эту рецензию именно с твоими работами. В этой я не вижу тебя так, как в рецах ''Слушай песню ветра'' или ''Пляски Люцифера''. Я прямо чувствую, что ты просто на классе выдала грамотный текст. Не увидел переживаний, так сказать.

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Fri, 10 Apr 2015 19:56:39 +0300
theghostka писал:

Надо было написать ''самая слабая''? mrgreen confused
Я сравниваю эту рецензию именно с твоими работами. В этой я не вижу тебя так, как в рецах ''Слушай песню ветра'' или ''Пляски Люцифера''. Я прямо чувствую, что ты просто на классе выдала грамотный текст. Не увидел переживаний, так сказать.

Мне кажется, ты как никто должен понимать (недавно же на эту тему возмущался), что такое через силу рецензировать неинтересный тебе или, в моем случае, сложный для меня фильм. Песня ветра была написана на мною выбранное, любимое, а Пепел - выбран не мной и сложен для меня в принципе, ну и чего греха таить - у меня было очень мало времени на написание текста. Так что я уже в комментариях пообещала Граннатт, что дополню эту свою рецу ) Ну, попозжЕ все-таки.

theghostka
  • К.Модератор
  • Fri, 10 Apr 2015 19:58:24 +0300
Юми писал:

Мне кажется, ты как никто должен понимать (недавно же на эту тему возмущался), что такое через силу рецензировать неинтересный тебе или, в моем случае, сложный для меня фильм. Песня ветра была написана на мною выбранное, любимое, а Пепел - выбран не мной и сложен для меня в принципе, ну и чего греха таить - у меня было очень мало времени на написание текста. Так что я уже в комментариях пообещала Граннатт, что дополню эту свою рецу ) Ну, попозжЕ все-таки.

Так ведь и я об этом wink Я все понимаю

rozadavletova

Бабушкам респект и низкий поклон. +

Claire-Blanche
  • Администратор
  • Sat, 11 Apr 2015 01:46:59 +0300
theghostka писал:

Надо было написать ''самая слабая''? mrgreen confused
Я сравниваю эту рецензию именно с твоими работами. В этой я не вижу тебя так, как в рецах ''Слушай песню ветра'' или ''Пляски Люцифера''. Я прямо чувствую, что ты просто на классе выдала грамотный текст. Не увидел переживаний, так сказать.

А я не считаю эту рецензию слабой. Суть схвачена. Предпоследний абзац очень хорош - насчет символов все так тонко подмечено и безупречно описано. Немного развить, согласна, не помешало бы. Граннат права - о создателях явно стОит добавить.
Фильм очень трудный. Сделать на него классную рецу на порядок сложнее, чем отстой громить или писать по зову сердца на вдохновившую картину.
Так что от меня вполне заслуженный плюс.

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Sat, 11 Apr 2015 12:48:08 +0300
Claire писал:

А я не считаю эту рецензию слабой. Суть схвачена. Предпоследний абзац очень хорош - насчет символов все так тонко подмечено и безупречно описано. Немного развить, согласна, не помешало бы. Граннат права - о создателях явно стОит добавить.
Фильм очень трудный. Сделать на него классную рецу на порядок сложнее, чем отстой громить или писать по зову сердца на вдохновившую картину.
Так что от меня вполне заслуженный плюс.

Спасибо, Клэр. Текст получился и правда нетипичный для меня.

bazilevs
  • Кинолюбитель
  • Mon, 04 May 2015 22:22:01 +0300

love
моей бабушке тоже понравилось!

Добавить комментарий