Художник обязан говорить красками, а не словами.
Ганс Хофман
Я нарисовал точечку синюю,
я провел зелёную линию,
от счастья смеясь, смеясь…
Веня Д'ркин
Ни о чём не подозревая, вы включаете «Горечь» и… с головой погружаетесь в отнюдь не скупо, а барбически окрашенную пучину образов, страхов, предчувствий, страхов предчувствий и предчувствий страхов. Переставая осознавать, кто вы, и догадываясь: отсюда так просто не выбраться. Беря в толк, что заглянули в ту самую, запретную комнату чертога
Сине-зелёно-красной бороды.
Замочные скважины с зияющими в них зрачками, лестницы, тени, силуэты, амулет на цепочке, обрывки фраз, «шёпоты и крики», битое стекло поджидают вас за каждым сантиметром картины, как толпа ненасытных фанатов – своего кумира. Вопрос: «Кто?» - вдребезги разбивается о другие вопросы, формулировать которые бесперспективно, поскольку плодятся они быстрее ответов и кроликов.
В режиме он-лайн удалой бармен тщательно взбалтывает в шейкере мондриано-хофмано-уорхоловское разнотравье, чтобы разлить получившийся хмельной медовый напиток в прозрачные тонконогие бокалы. Чин-Чин! Слайд-шоу в светофорных тонах, где вместо жёлтой лампочки вкрутили синюю, вводит в гипнотический транс, парализует и порождает цыганскую пляску ассоциаций. Мозаика. Калейдоскоп. Витраж. Распущенный павлиний хвост. Психологическая геральдика. RGB*. «И капельки пота, и люди-моллюски»... Дальше сами.
Джалло – эффектная раскраска для гурманов-колористов и поклонников холодного оружия. С кистью в чёрной кожаной перчатке, уверенно сжимающей стилет совсем не для того, чтобы просить чьё-либо сердце, как в детской страшилке. Уж вернее, чтобы действовать – как в считалке: «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана. "Буду резать, буду бить!"» Поэтизация смерти и амурные заигрывания с этой непреклонной дамой испокон веков удавались жизнелюбивым итальянцам хоть на словах, хоть на деле, хоть на киноплёнке (Марио Бава, Дарио Ардженто, Лючио Фульчи). За шутливой интонацией Азии Ардженто кроется откровенное признание: «Мой отец очень любит убивать женщин – в кино, конечно. И я хорошо его понимаю. Он убивает женщин, потому что женщины умирают красивее, чем мужчины. Они звонче кричат, их судороги грациознее, и они гораздо больше знают о боли».
У Эллен Катте и Бруно Форцани получилось пропеть гимн забытому итальянскому жанру почти без слов, но сотворить стилизацию тонко, томно, сюрреалистично. Бельгийско-французская «Горечь» – это венец монтажного беспредела и операторской фантазии. Смена предельной чёткости и расфокусировки, цветовых фильтров и планов, поданных нижним ракурсом или при помощи макросъёмки, вгоняет то в жар, то в холод. Суетливый муравей, ползущий по коже девушки, незаметно перебирается на вашу ладонь. Хочется встряхнуть ею. Затем одёрнуть юбку, фривольно вздёрнутую порывом ветра, под чью дудку послушно танцуют в воздухе поверх белой простыни развешенные после стирки джинсы. (А зрительские тела вибрируют им в унисон под музыкальные темы Эннио Морриконе, Бруно Николаи и Стельвио Киприани.)
Наложение смысловых слоёв «Горечи» упрятано под присущим Тарсему Сингху визуальным полнокровием, физиологическими чересчурностями Питера Гринуэя и продуманным хаосом Дэвида Линча. Но пусть вас не введёт в заблуждение многомерность видео, не заслонит собою коннотативного подтекста. Кровавые титры – это присказка, не сказка. Отсчёт пойдёт тогда, когда широко распахнутся сначала глаза, а вслед за ними – кованые ворота поместья, пропуская нас внутрь тайных переживаний героини на отрезке прохождения ею дистанции «девочка-девушка-женщина».
В отличие от второй картины творческого дуэта Катте-Форцани с названием «Странный цвет слёз твоего тела», исследующей лабиринты мужского подсознания, первая посвящена женскому. Эротические желания созревающей плоти Аны ведут упорную борьбу в плоскости «инь-ян». Поединок этот преимущественно односторонний, опосредованный, он не простирается далее «дуэли на глазах» или собственного усмирения. Юная бунтарка забрасывает мяч первого воздыхателя подальше от себя и дефилирует перед отрядом байкеров, за что получает оплеуху от матери. Молодая женщина противостоит молчаливой угрозе зловещего таксиста, однако уступает искушению отдаться ласкам прохладных воздушных струй от вентилятора в его машине – до расползающегося по швам платья и улетевшего платка…
Горечь! Горечь! Вечный привкус
на губах твоих, о страсть!
Горечь! Горечь! Вечный искус –
окончательнее пасть.
(Марина Цветаева)
Угодив декоративным корабликом в закупоренную бутылку фильма, постарайтесь принять правила игры и не ищите большой воды внутри изящной стеклянной тары. Мой вам совет: всего на полтора часа лишите работы въедливое левое полушарие для самозабвенного плавания по волнам психоделического арт-перфоманса! И вы наверняка услышите угасшее было вдалеке эхо высокопарных или коротких и резких, как клинок кинжала, названий джалло-фильмов: «Птица с хрустальным оперением», «Кровь и чёрные кружева», «Кошка о девяти хвостах», «Суспирия», «Дрожь», «Горечь»…
* RGB (аббревиатура английских слов Red, Green, Blue – красный, зелёный, синий) – аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения.
@ Tue, 08 Sep 2015 23:22:03 +0300
Плюс! Рецензия встречает вихрем ощущений, впечатлений, красок. Этот "вихрь" прямо-таки завлекает к просмотру фильма. В дальнейшем текст радует такими яркими предложениями как: "...Юная бунтарка забрасывает мяч первого воздыхателя далеко от себя и дефилирует перед отрядом байкеров, за что получает оплеуху от матери..." - . Надо будет запомнить это выражение про мяч.
С жанром "джалло" я не сталкивался (а если и сталкивался, то не знал, что это "джалло" ), надо будет глянуть "Горечь". Вот только на раздаче вместо сидера - "перекати поле".
Плюс! Рецензия встречает вихрем ощущений, впечатлений, красок. Этот "вихрь" прямо-таки завлекает к просмотру фильма. В дальнейшем текст радует такими яркими предложениями как: "...Юная бунтарка забрасывает мяч первого воздыхателя далеко от себя и дефилирует перед отрядом байкеров, за что получает оплеуху от матери..." - . Надо будет запомнить это выражение про мяч.
С жанром "джалло" я не сталкивался (а если и сталкивался, то не знал, что это "джалло" ), надо будет глянуть "Горечь". Вот только на раздаче вместо сидера - "перекати поле".
Большое спасибо за такой яркий и эмоциональный комментарий!
Тандем Катте-Форцани удивителен визуально-техническим перерождением классического джалло в авторскую видеоинсталляцию, которая беспрестанно движется, меняется, живёт в кадре. Скорее всего, поэтому о картине и пишется отрывочно – образами и ассоциациями. Она как бы диктует определённый стиль в продолжение увиденного.
Из интересных фактов о "Горечи" стоит упомянуть включение её Квентином Тарантино в личную 20-ку лучших фильмов 2010-го года и 5 наград, из которых наиболее "говорящей" является премия "The Blade" (Лезвие) (достойное название для джалло!).
Кстати, по моему запросу на сайт вскоре добавят и вторую киноленту этого творческого дуэта, упоминаемую мной в рецензии.
P.S. Джалло я давно приметила, потому что питаю любовь к детективам, триллерам и слэшерам, а этот жанр – сплав всего названного выше. У джалло-картин всегда свои каноны, немного плавающий сюжет и своеобразная манера съёмки. Из наследия Ардженто особенно хороши трилогия о Матерях-ведьмах и "Феномен" с молоденькой Дженнифер Коннелли, но Бава мне всё-таки ближе. Он мягче и поэтичнее, чуть наивнее и красочнее Ардженто, даже в чёрно-белой "Девушке, которая слишком много знала". Хотя... тут всё на любителя.
Спасибо автору рецензии за наводку на эту картину. По своему обыкновению я сперва посмотрел фильм, после чего уже прочел рецензию, за которую, однозначно +.
Я не умею писать про фильм не опираясь на образы, смыслы и даже целые эпизоды фильма, так что далее - ОСТОРОЖНО ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!
Во-первых я подобных фильмов еще не видел. Amer оказывается - "горечь", не в смысле "обида", как можно было бы подумать, а скорее в смысле "острое". То есть нам сразу объявляют что предлагают "Острое блюдо", острым оно и будет во всех отношениях.
Монтаж. По правилам кино положено делать примерно так: общий план, средний план крупный план, средний, общий, средний, крупный... и иногда - деталь. Тут же все построено на деталях и лишь иногда появляется остальное. Так видят аутисты - много деталей, из которых они вяжут общую картину.
Я слышал мнение, что эта картина от ненормальных и для таки же ненормальных. На это сложно возразить. Однако, я считаю, что если человек нормален процентов на 30 - считай уже повезло. Тот кто этого не понимает, у того, вероятно, и процент пониже "...все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь".
Один добрый человек советовал запастись перед просмотром косячком. Боже упаси. Ни косячка, ни тем более грибов вам не надо. Фильм достаточно галлюциногенный сам по себе. И наверное, лучше смотреть одному или запретить всем разговаривать, так связь с фильмом будет лучше.
Вначале авторы словно провоцируют нас на то чтобы мы обострили органы чувств. Или даже вырастили новые, которых раньше не имели. Мы научаемся осязать глядя на экран. Получаем сверхчуткое ухо. Зрение наше становится RGB зрением, теперь мы можем видеть каждый канал отдельно.
Потом вторая часть - юность, можно было бы ее назвать. Когда девочка вдруг становится объектом сексуального интереса мальчишек и стариков. Она чувствует превосходство над матерью, которая отошла на второй план, или даже стала невидимкой. И вот вчерашний всем безразличный ребенок, как королева (или жертва?) перед "целой витриной" молодых самцов на рычащих байках. В этом есть что-то дикое африканское, веление инстинкта, когда и хочется и колется. Но, нет, она все-таки королева - она может взять себе любого.
Я бы хотел посмотреть такой фильм, с таким развитием про трепет, про жизнь, но материнская пощечина опускает ее с небес, или просто "опускает". А если бы ни это, все могло бы кончится хорошо. Тогда бы обостренная ее чувственность вылилась бы в реальность, и не пришлось бы ей бродить впотьмах, взращивая страх.
Наверное "Горечь" - как "Обида" здесь тоже уместно.
В этом фильме я увидел новый язык кино - буквально осязаемый, который позволяет передать ощущения героя. Может быть это уже не ново и такое уже было? - может быть, только я не видал.
Вначале авторы словно провоцируют нас на то чтобы мы обострили органы чувств. Или даже вырастили новые, которых раньше не имели. Мы научаемся осязать глядя на экран. Получаем сверхчуткое ухо. Зрение наше становится RGB зрением, теперь мы можем видеть каждый канал отдельно.
Потом вторая часть - юность, можно было бы ее назвать. Когда девочка вдруг становится объектом сексуального интереса мальчишек и стариков. Она чувствует превосходство над матерью, которая отошла на второй план, или даже стала невидимкой. И вот вчерашний всем безразличный ребенок, как королева (или жертва?) перед "целой витриной" молодых самцов на рычащих байках. В этом есть что-то дикое африканское, веление инстинкта, когда и хочется и колется. Но, нет, она все-таки королева - она может взять себе любого.
Я бы хотел посмотреть такой фильм, с таким развитием про трепет, про жизнь, но материнская пощечина опускает ее с небес, или просто "опускает". А если бы ни это, все могло бы кончится хорошо. Тогда бы обостренная ее чувственность вылилась бы в реальность, и не пришлось бы ей бродить впотьмах, взращивая страх.
Наверное "Горечь" - как "Обида" здесь тоже уместно.
В этом фильме я увидел новый язык кино - буквально осязаемый, который позволяет передать ощущения героя. Может быть это уже не ново и такое уже было? - может быть, только я не видал.
Спасибо за детальные впечатления от просмотра!
"Горечь" – как раз пресловутый фильм "не для всех", за который ставят баллы от 1 до 10. Меня это уже изначально всегда привлекает. А психологический подтекст, который нужно улавливать интуитивно, через обострённые органы чувств, вкупе с визуальным богатством именно в той "клиповой" подаче, в какой снята "Горечь", – по-моему, творческая находка Катте-Форцани.
Их вторая картина ещё ярче, ещё плотнее и насыщеннее. Лабиринт Минотавра, как минимум. Поначалу бьющий по глазам фото-арт даже зародил сомнения: не переборщили? Переборщили, однозначно, но как!..
Как всегда отличная рецензия.
Как сдадим проект - надо будет ознакомиться с сим жанром.
Как всегда отличная рецензия.
Как сдадим проект - надо будет ознакомиться с сим жанром.
Спасибо!
Успехов в сдаче проекта и удовольствия от знакомства с джалло старого и нового образца!
"потому что женщины умирают красивее, чем мужчины. Они звонче кричат, их судороги грациознее, и они гораздо больше знают о боли»". То есть более сексуальней...
Предупрежение - ПРЯМОЙ СПОЙЛЕР
до меня вдруг дошел один нюанс. Когда обмывали тело были порезы от вскрытия вен!!! То есть - смерть пришла в ванной, а всё, что было после - агонические видения. Вспомните, как наливалась вода - не от крана а от тела, то есть она была теплой водой по тактильным ощущениям - героиня чувствовала ее как воду, потому мы ее так и видели, как воду. А это обыгрывание: бритва-расческа, расческа-бритва - как она лежала на подносе (как бритва), как после характерного ее звука ванна наполнилась "водой", как потом, в видении, бритва по зубам издавала звуки расчески!
То есть - героиня фильма не убийца с раздвоением личности, она самоубийца с поэтическим складом ума.
Как всегда, превосходно