Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Grannatt thumb
8/10

«И мир опять предстанет странным, закутанным в цветной туман!»

Рецензия на фильм «Горечь»

22857 thumb

Художник обязан говорить красками, а не словами.

Ганс Хофман

Я нарисовал точечку синюю,
я провел зелёную линию,
от счастья смеясь, смеясь…

Веня Д'ркин

     Ни о чём не подозревая, вы включаете «Горечь» и… с головой погружаетесь в отнюдь не скупо, а барбически окрашенную пучину образов, страхов, предчувствий, страхов предчувствий и предчувствий страхов. Переставая осознавать, кто вы, и догадываясь: отсюда так просто не выбраться. Беря в толк, что заглянули в ту самую, запретную комнату чертога

Сине-зелёно-красной бороды.

     Замочные скважины с зияющими в них зрачками, лестницы, тени, силуэты, амулет на цепочке, обрывки фраз, «шёпоты и крики», битое стекло поджидают вас за каждым сантиметром картины, как толпа ненасытных фанатов – своего кумира. Вопрос: «Кто?» - вдребезги разбивается о другие вопросы, формулировать которые бесперспективно, поскольку плодятся они быстрее ответов и кроликов.

     В режиме он-лайн удалой бармен тщательно взбалтывает в шейкере мондриано-хофмано-уорхоловское разнотравье, чтобы разлить получившийся хмельной медовый напиток в прозрачные тонконогие бокалы. Чин-Чин! Слайд-шоу в светофорных тонах, где вместо жёлтой лампочки вкрутили синюю, вводит в гипнотический транс, парализует и порождает цыганскую пляску ассоциаций. Мозаика. Калейдоскоп. Витраж. Распущенный павлиний хвост. Психологическая геральдика. RGB*. «И капельки пота, и люди-моллюски»... Дальше сами.

     Джалло – эффектная раскраска для гурманов-колористов и поклонников холодного оружия. С кистью в чёрной кожаной перчатке, уверенно сжимающей стилет совсем не для того, чтобы просить чьё-либо сердце, как в детской страшилке. Уж вернее, чтобы действовать – как в считалке: «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана. "Буду резать, буду бить!"» Поэтизация смерти и амурные заигрывания с этой непреклонной дамой испокон веков удавались жизнелюбивым итальянцам хоть на словах, хоть на деле, хоть на киноплёнке (Марио Бава, Дарио Ардженто, Лючио Фульчи). За шутливой интонацией Азии Ардженто кроется откровенное признание: «Мой отец очень любит убивать женщин – в кино, конечно. И я хорошо его понимаю. Он убивает женщин, потому что женщины умирают красивее, чем мужчины. Они звонче кричат, их судороги грациознее, и они гораздо больше знают о боли».

     У Эллен Катте и Бруно Форцани получилось пропеть гимн забытому итальянскому жанру почти без слов, но сотворить стилизацию тонко, томно, сюрреалистично. Бельгийско-французская «Горечь» – это венец монтажного беспредела и операторской фантазии. Смена предельной чёткости и расфокусировки, цветовых фильтров и планов, поданных нижним ракурсом или при помощи макросъёмки, вгоняет то в жар, то в холод. Суетливый муравей, ползущий по коже девушки, незаметно перебирается на вашу ладонь. Хочется встряхнуть ею. Затем одёрнуть юбку, фривольно вздёрнутую порывом ветра, под чью дудку послушно танцуют в воздухе поверх белой простыни развешенные после стирки джинсы. (А зрительские тела вибрируют им в унисон под музыкальные темы Эннио Морриконе, Бруно Николаи и Стельвио Киприани.)

     Наложение смысловых слоёв «Горечи» упрятано под присущим Тарсему Сингху визуальным полнокровием, физиологическими чересчурностями Питера Гринуэя и продуманным хаосом Дэвида Линча. Но пусть вас не введёт в заблуждение многомерность видео, не заслонит собою коннотативного подтекста. Кровавые титры – это присказка, не сказка. Отсчёт пойдёт тогда, когда широко распахнутся сначала глаза, а вслед за ними – кованые ворота поместья, пропуская нас внутрь тайных переживаний героини на отрезке прохождения ею дистанции «девочка-девушка-женщина».

     В отличие от второй картины творческого дуэта Катте-Форцани с названием «Странный цвет слёз твоего тела», исследующей лабиринты мужского подсознания, первая посвящена женскому. Эротические желания созревающей плоти Аны ведут упорную борьбу в плоскости «инь-ян».  Поединок этот преимущественно односторонний, опосредованный, он не простирается далее «дуэли на глазах» или собственного усмирения. Юная бунтарка забрасывает мяч первого воздыхателя подальше от себя и дефилирует перед отрядом байкеров, за что получает оплеуху от матери. Молодая женщина противостоит молчаливой угрозе зловещего таксиста, однако уступает искушению отдаться ласкам прохладных воздушных струй от вентилятора в его машине – до расползающегося по швам платья и улетевшего платка…

Горечь! Горечь! Вечный привкус
на губах твоих, о страсть! 
Горечь! Горечь! Вечный искус –
окончательнее пасть.

(Марина Цветаева)

     Угодив декоративным корабликом в закупоренную бутылку фильма, постарайтесь принять правила игры и не ищите большой воды внутри изящной стеклянной тары. Мой вам совет: всего на полтора часа лишите работы въедливое левое полушарие для самозабвенного плавания по волнам психоделического арт-перфоманса! И вы наверняка услышите угасшее было вдалеке эхо высокопарных или коротких и резких, как клинок кинжала, названий джалло-фильмов: «Птица с хрустальным оперением», «Кровь и чёрные кружева», «Кошка о девяти хвостах», «Суспирия», «Дрожь», «Горечь»…

     *   RGB (аббревиатура английских слов Red, Green, Blue – красный, зелёный, синий) – аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения.

@ Tue, 08 Sep 2015 23:22:03 +0300

Комментарии к рецензии (31)

rustam1967
Grannatt писал:

Жду с нетерпением! Особенно твоей интерпретации происходящего: признаюсь, оно поставило меня в тупик. confused

Вроде, я старался, как раз, вывести "из тупика" ))

Grannatt
  • Кинокритик
  • Fri, 11 Sep 2015 20:29:49 +0300
Иллюстратор писал:

Вроде, я старался, как раз, вывести "из тупика" ))

Да нет же, я это о "Странном цвете...". С "Горечью" после твоих разъяснений глобальных вопросов не осталось.

janpaul
  • Киноакадемик
  • Sat, 12 Sep 2015 09:33:59 +0300
Иллюстратор писал:

Наверняка я не знаю, не специалист психологии, но возможно так:
Доверительных отношений с матерью нет совсем. Мать ведет себя с дочерью подчеркнуто строго и холодно. Таинственные старики и пугают и привлекают, но тоже не собеседники. Ребенок "варится в собственном соку", в своих видениях, где много вопросов но нет ответов. Сцена в спальной запала конечно в сознание, но тоже только как вопрос. Что они делали? боролись ли? Стонали от чего - может быть от боли или нет? Вопросы которые она не знает "куда положить" - становятся почвой для диких интерпретаций и ,в конечном счете, для шизофрении, наверное (?)
И внутреннее движение - интерес девушки к мужчинам (на байках) обрывается также холодно и строго - тоже остается "внутри без ответа".
Секс ее тянет и пугает одновременно. Сцена в такси - ярко это иллюстрирует. А такие разнонаправленные и взаимоисключающие "движения" хорошая почва для развития невроза (в легком случае) или шизофрении.
Для нее секс - нечто непонятное и непонятое - он и сладострастие и боль - одновременно (так она восприняла это в детстве, и это теперь для нее "связано" в одно понятие). Очень возможно, что она так и была девственницей.
Замучилась она хотеть и бояться, и вены себе в ванной вскрыла.
И мертвая выглядела уже счастливой и даже более живой - она освободилась

Вот примерно так. wink

smile
Напевая на бегу мотив песни ББГ "Марина мне сказала, что она е..."
- Е... е... Еу! Вот-вот! Примерно об этом я и писал в своём горьком ) комменте к горькому тексту... ) правда, его - мою искреннюю горечь - удалили...
Я ж как раз и писал про то, как и... вернее, пи... писал, кароч, именно про то, что девственницы порой сходят с ума от хотений и колений... )
Надеюсь, иллюстратор иллюстратору глаз не это самое... ) Ну, ты понел... ) ничо личного... smile

sl256
  • Киновед
  • Thu, 17 Sep 2015 18:32:55 +0300

Эмоционально. Не побоюсь этого слова - поэтично!
Но, после такой рецензии я от фильма ожидал немного большего :-)
Но и фильм неплох, заставляет о многом задуматься, правда не сразу.
Это проявляется постепенно, как фотография :-)
Я открыл для себя много нового, благодаря автору :-) thumbsup

Grannatt
  • Кинокритик
  • Thu, 17 Sep 2015 19:08:52 +0300
sl256 писал:

Эмоционально. Не побоюсь этого слова - поэтично!
Но, после такой рецензии я от фильма ожидал немного большего :-)
Но и фильм неплох, заставляет о многом задуматься, правда не сразу.
Это проявляется постепенно, как фотография :-)
Я открыл для себя много нового, благодаря автору :-) thumbsup

Полжизни мы теряем из-за спешки.
Спеша, не замечаем мы подчас
Ни лужицы на шляпке сыроежки,
Ни боли в глубине любимых глаз...
И лишь, как говорится, на закате,
Средь суеты, в плену успеха, вдруг,
Тебя безжалостно за горло схватит
Холодными ручищами испуг:
Жил на бегу, за призраком в погоне,
В сетях забот и неотложных дел...
А может главное – и проворонил...
А может главное – и проглядел...

(Юлия Друнина)

Это я к тому, что иногда постепенность полезна. wink
Большое спасибо за отзыв и Ваши впечатления и от картины, и от моей рецензии. smile

wildberries
  • Кинокритик
  • Fri, 18 Sep 2015 12:47:10 +0300

Кажется, что фильм подобен закручивающейся спирали внутреннего конфликта гг, либо подобен темному лабиринту чужого сознания, по которому бродишь в надежде (или безнадежно) отыскать хоть какой-то проблеск света. Твоя рецензия хорошо передает эмоциональное содержание фильма, в то время как смысловое содержание остается где-то за гранью (опять таки смотреть нужно). Этот текст вызвал во мне состояние подобное кататоническому ступору - виртуозно описанные художественные приемы картины режиссерского тандема вызывают во мне странное отрешение... Вероятно, не моя тема... Фильмы в жанре джалло смотрела немного и постольку поскольку, чтобы создать для себя представление, что это такое и с каким соусом подают.
Рецензии бесспорный плюс. Фильм смотреть не буду smile

Grannatt
  • Кинокритик
  • Fri, 18 Sep 2015 13:05:03 +0300
Wildberry писал:

Кажется, что фильм подобен закручивающейся спирали внутреннего конфликта гг, либо подобен темному лабиринту чужого сознания, по которому бродишь в надежде (или безнадежно) отыскать хоть какой-то проблеск света. Твоя рецензия хорошо передает эмоциональное содержание фильма, в то время как смысловое содержание остается где-то за гранью (опять таки смотреть нужно). Этот текст вызвал во мне состояние подобное кататоническому ступору - виртуозно описанные художественные приемы картины режиссерского тандема вызывают во мне странное отрешение... Вероятно, не моя тема... Фильмы в жанре джалло смотрела немного и постольку поскольку, чтобы создать для себя представление, что это такое и с каким соусом подают.
Рецензии бесспорный плюс. Фильм смотреть не буду smile

И не надо. Боже упаси смотреть тем, у кого уже от текста – кататонический ступор. И классическое-то джалло, как и фильмы ужасы в целом, на любителя, а уж это и подавно.
У меня тут возникли интересные размышления по ходу чтения твоего комментария. Как по-разному зритель выбирает для себя ту плоскость кинематографического изврата, которую лично он готов и принять, и восхвалить. То, что для одного – запредельно и вульгарно, как леопардовый принт, для другого – повод пропеть осанну… "Я умираю, когда вижу то, что вижу, и некому спеть. Я так боюсь не успеть! Хотя бы что-то успеть..."
Но это так, к слову.
Спасибо! smile

wildberries
  • Кинокритик
  • Fri, 18 Sep 2015 13:29:56 +0300
Grannatt писал:

И не надо. Боже упаси смотреть тем, у кого уже от текста – кататонический ступор. И классическое-то джалло, как и фильмы ужасы в целом, на любителя, а уж это и подавно.
У меня тут возникли интересные размышления по ходу чтения твоего комментария. Как по-разному зритель выбирает для себя ту плоскость кинематографического изврата, которую лично он готов и принять, и восхвалить. То, что для одного – запредельно и вульгарно, как леопардовый принт, для другого – повод пропеть осанну… "Я умираю, когда вижу то, что вижу, и некому спеть. Я так боюсь не успеть! Хотя бы что-то успеть..."
Но это так, к слову.
Спасибо! smile

Ничего не могу сказать по поводу выбора плоскости "кинематографического изврата" восприятия конкретного фильма, но с твоими размышлениями, соглашусь. Вспомни хотя бы фильм "Тайное влечение", который у иных зрителей вызвал положительные эмоции, тогда как другие увидели лишь извращение и упадок моральных ценностей (( Возможно, "Горечь" - фильм из той же категории, те способен вызвать широкую амплитуду откликов.

Grannatt
  • Кинокритик
  • Fri, 18 Sep 2015 13:40:27 +0300
Wildberry писал:

Ничего не могу сказать по поводу выбора плоскости "кинематографического изврата" восприятия конкретного фильма, но с твоими размышлениями, соглашусь. Вспомни хотя бы фильм "Тайное влечение", который у иных зрителей вызвал положительные эмоции, тогда как другие увидели лишь извращение и упадок моральных ценностей (( Возможно, "Горечь" - фильм из той же категории, те способен вызвать широкую амплитуду откликов.

Ты знаешь, я здесь даже не о моральном аспекте кино говорила. Если же о моральном, то, например, при всей моей огромной любви к актёрской безбашенности Джулианны Мур и её готовности пойти на самую рисковую роль (большинство этих рисков окупилось в силу её таланта и удачности фильмов в целом) "Дикая грация" стала для меня той картиной, о которую я споткнулась. Впала в тот самый пресловутый ступор и не смогла из него выйти, сказав: "Нет, здесь вы без меня!" А ведь сколько хвалебных отзывов!..

wildberries
  • Кинокритик
  • Fri, 18 Sep 2015 13:47:58 +0300
Grannatt писал:

Ты знаешь, я здесь даже не о моральном аспекте кино говорила. Если же о моральном, то, например, при всей моей огромной любви к актёрской безбашенности Джулианны Мур и её готовности пойти на самую рисковую роль (большинство этих рисков окупилось в силу её таланта и удачности фильмов в целом) "Дикая грация" стала для меня той картиной, о которую я споткнулась. Впала в тот самый пресловутый ступор и не смогла из него выйти, сказав: "Нет, здесь вы без меня!" А ведь сколько хвалебных отзывов!..

Созвучно. "Дикая грация" и меня обескуражила. Купив лицензионный диск я подарила его (уже после просмотра) кому-то и без сожаления, как и фильм "Необратимость". И дело вовсе не в том, что мне режиссура не понравилась или я в претензии к сюжету или игре актеров. Дело в другом. Слишком тяжкое впечатление оставляют некоторые картины, и с этим впечатлением мне хочется расстаться и никогда уже не сталкиваться, не вспоминать... А если есть возможность даже не знакомиться с новыми подобными киноизысками, то этому я буду только рада. "Горечь", как мне показалось из твоей рецензии, может стать для меня именно таким фильмом, от которого я буду убегать без оглядки... чур-чур smile

Добавить комментарий