- Burn the witch!!!
- Burn!!!
из к/ф “Монти Пайтон и Святой Грааль"
Любите ли вы сказки, так, как люблю их я, "то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?"*
Не плюшевые диснеевские истории, сладкие от сиропа со вкусом хэппи-энда, а нормальные такие средневековые сказки, суровые и кровавые, как сами Тёмные века? Если уж Красная Шапочка по лесу идёт,
то волк её сначала три раза изнасилует вместе с пирожками, разумеется, а уж потом только съест! Своя, особая атмосфера в этих сказках, благоухающая отнюдь не розовой водой и миндальным молоком.
Как так вышло, что люди стали придумывать сказки? Да в основном от страха и незнания. Чтобы объяснить непонятное и понять необъяснимое.
- Почему коровы пали от чёрной чумы? - Рыжая ведьма наслала!
- Что страшно грохочет в горах и пышет огнём? - Стоглавое чудище проснулось!
- Отчего не вернулись наши рыбаки? - Это кракен в пучину судно утащил!
Даже в наш космический век люди верят во вселенский заговор рептилоидов, так чего ждать от дремучего крестьянина из деревушки под Неаполем, всё мирозданье которого строилось на житиях святых да на бабкиных байках (преимущественно о бабайках, попойках и случках).
Долго ли, коротко ли, а в начале XVI века записал эти байки один поэт-литератор, Джамбатиста Базиле. Книжку издали на коровьей коже и назвали «Lo cunto de li cunti», или же «Pentamerone», по общему числу собранных сказок (а именно, пятьдесят). И пошли эти легенды уже под расписной обложкой бродить по свету, пока в веке XXI другой итальянец не выбрал три из них для создания своего фильма Il Racconto dei Racconti (2015) и вдохнул жизнь в героев прошлого.
Маттео Гарроне, режиссёр фанатичный и фантастический, старательно принимается за кинотриптих, переплетая новеллы, как ткацкий станок плетёт гобелен. Здесь он позаимствовал пастельных красок у тосканских пейзажей и жемчужных рассветов эпохи Ренессанса. Тут взял яркой пряжи у живописцев-прерафаэлитов с их любовью к рыжим кудрям и белоснежным телам на изумрудном и алом. Добавил архитектурное кружево мрачной и возвышенной готики (без религиозных оттенков) и золотые кисти порочного барокко.
Под музыку Александра Депла (он же автор саундтреков к последним фильмам Уэса Андерсона, например) камера Питера Сушицки поднимается высокого в небо, опускается в дымку вод, кружит в густом лесу, между камней и скал, ныряет под своды замков и подземелий, передавая чарующе-тревожную атмосферу страны волшебства. А там, внизу, ходит в красном платье в пол неподражаемая Сальма Хайек, играет с неведомой зверушкой милейший Тоби Джонс и соблазняет девиц самый красивый мужчина на планете - Венсан Кассель.
Да, ещё пару слов о порочности: герои сказок телесны, чувственны и натуралистичны настолько, что это может у иного нежного зрителя вызвать ощущение брезгливости и даже омерзения. Нет-нет да промелькнёт какое непотребство или непристойный намёк - и заворошилось под складками золотых платьев древнее животное начАло: если рвать мясо, то зубами, размазывая кровь по лицу; если сношаться, то со всеми подряд, невзирая на пол, возраст и форму жизни.
Но мы же в средневековой сказке, помните? Здесь не только юная принцесса, статный король и морской дракон, но ещё и кровь, блохи, галльская болезнь. И местами пошловато-скабрезный юморок из комедии положений, который несколько смягчает и принижает атмосферу магнетически прекрасного, но и неуютного, страшного мира волшебной сказки.
Если разрезать три золотистых апельсина и отбросить чуть тронутую гниением кожуру антуража, то в каждом спрятана простая история: о старухе, скорбящей по безвозвратно ушедшей юности, о матери, потерявшей голову от любви и ревности к единственному сыну, и о невинной ещё девушке, стоящей на по пороге созревания, в мечтах о счастливом замужестве. Каждая из них одержима страстью, а вокруг них мухами кружат мужья, сыновья, отцы, обуреваемые своими прихотями и желаниями.
Глубинная универсальность, архетипичность этих сюжетов и есть тот самый канатоходный мостик, переброшенный через пропасть столетий. И через триста, и через тысячу лет люди будут любить, ревновать, убивать друг друга, быть равнодушными и мечтать о вечной молодости.
Прелестно-декаданское, омерзительно-изящное, гротескно-невероятное кино, “Сказка сказок, - прекрасный подарок для киногурманов-извращенцев, способных получить удовольствие от двух часов эстетики и тлена.
* В.Г. Белинский. Литературные элегии. Мечтания в прозе.
@ Fri, 18 Sep 2015 02:19:19 +0300
- Не зря мне ночь шептала прямо в полушария - не спи, мол, жди... Не зря моё Ухо Тлена и Ухо Эстетики собрались опосля полуночи на макушке... Не зря Ухи вострились... Они дождались... )
- Не зря мне ночь шептала прямо в полушария - не спи, мол, жди... Не зря моё Ухо Тлена и Ухо Эстетики собрались опосля полуночи на макушке... Не зря Ухи вострились... Они дождались... )
не спи, не спи, художник, не предавайся сну)
не спи, не спи, художник, не предавайся сну)
- Не сплю. Как лётчик. Как звезда. )
Бабаххх!!!
Бомба!
А я грешным делом раскачивался накалякать на фильму, и хорошо, что не))) Лучше все равно не написал бы.
Интересно, что мыслей много одинаковых. К примеру, я тоже про волка- насильника думал, отвечаю))
Я бы добавил (не к реце, а так, размышляю просто), что все три истории не только о страсти (одержимости), а еще и о расплате. Все три героини платят за свои непомерные желания.
Вопрос. О сношении с любой формой жизни. Ты думаешь, король со зверушкой того самого?
Одним словом, спасибо за рецу!
Как раз размышлял смотреть или нет в ближайшее время - уж больно завлекателен трейлер)) Спасибо за развеянные сомнения)
Бабаххх!!!
Бомба!
А я грешным делом раскачивался накалякать на фильму, и хорошо, что не))) Лучше все равно не написал бы.
Интересно, что мыслей много одинаковых. К примеру, я тоже про волка- насильника думал, отвечаю))
Я бы добавил (не к реце, а так, размышляю просто), что все три истории не только о страсти (одержимости), а еще и о расплате. Все три героини платят за свои непомерные желания.
Вопрос. О сношении с любой формой жизни. Ты думаешь, король со зверушкой того самого?
Одним словом, спасибо за рецу!
Про волка-насильника это довольно известный факт в принципе, так что неудивительно, что мы про него подумали)
Насчёт зверушки, я конечно, свечку не держала, но Тоби Джонс зачем-то её до таких размеров вырастил, это жжжж неспроста. Намёки, одни кругом намёки
Эх, жаль только, что у тебя примерно схожее впечатление, я бы почитала какую-нибудь разгромную отповедь.
Как раз размышлял смотреть или нет в ближайшее время - уж больно завлекателен трейлер)) Спасибо за развеянные сомнения)
Ага, ага!
Но я должна честно предупредить, в трейлере (том, что на кинопоиске), очень драйвовая подборка из эпизодов, в реальности кино гораздо более неспешное.
Пробегая. Как бы в никуда. ) В смысле, говоря как бы в никуда. )
- Этсамое… надо бы этот текст отправить Робертс Дж. ) Не, само собой вместе с кином… )
P. S.
"Я читаю детям сказки, но после родительской правки, как я это называю. Я меняю что-то, сглаживаю особенно острые углы, стараюсь оставить от сказки более приятное впечатление. Сказка при этом, правда, быстро заканчивается. Дети удивляются: "Короткая была сказка!" Взять, к примеру, сказку о Рапунцель, не отредактированную специально для детей. Она ж совершенно жуткая! Жестокие вещи там творятся. Принц падает с этой башни, теряет глаза. Весь окровавленный, он не может найти Рапунцель, ищет ее повсюду. Но много ли может слепой? Я однажды вечером пыталась прочитать эту сказку детям, она у меня получилась очень короткой, так как я пропустила большую часть этих ужасов…" - Робертс Дж.
Про волка-насильника это довольно известный факт в принципе, так что неудивительно, что мы про него подумали)
Насчёт зверушки, я конечно, свечку не держала, но Тоби Джонс зачем-то её до таких размеров вырастил, это жжжж неспроста. Намёки, одни кругом намёки
Эх, жаль только, что у тебя примерно схожее впечатление, я бы почитала какую-нибудь разгромную отповедь.
- Что хочу сказать... Всё действительно неспроста жжжж. Тоби - он ведь как Левша. В том смысле, что блоху эт самое... куёт... )
Чудненько! Еще до появления твоей рецензии планировала этот фильм посмотреть, теперь уж точно и в самое ближайшее время.
К рецензии. Написано так, словно когтистая лапа протянулась к горлу да и замерла в миллиметре от... Мотивирует, однако Часть текста, где-то в середине, сильно смахивает "по стилю" на поэму А.С.Пушкина "Руслан и Людмила", непосредственно та часть, что про дуб зелёный у лукоморья...
PS Безобразное (ужасное) и прекрасное есть противоположности, вечно связанные видимыми и невидимыми переходами друг с другом. В трагедии Шекспира Гамлет иронично замечает, что "даже такое божество, как солнце, плодит червей, лаская лучами падаль..."