Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Chevaist thumb
10/10

Скучающее ружье на воображаемой стене

Рецензия на фильм «Солдаты Буффало»

6286 thumb


«Вообще, вся реальность становится не такой уж реальной, когда вы изучаете общую теорию относительности. Или буддизм. Или вас забирают в армию.» (с) Джо Холдеман



Говорят, нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать. Но что, если ружье все продолжает висеть, давя на психику и мрачно напоминая о своем присутствии, но никак не стреляет? Что, если на самом деле все боятся стрелять из него. Повесившие его на стену старики уже поседели, ожирели и закостенели, поливая друг

друга политической грязью, а молодые не хотят держать это ружье в руках, и тем более - стрелять из него. У них другие цели, мотивы, они живут в другом мире. Да и сама стена, на которой висит ружье, уже настолько иллюзорна, что большая часть сил людей, это ружье повесивших, уходит лишь на то, чтобы продолжать убеждать всех в ее существовании.

Тут и возникает состояние свободного падения. Вакуум, образующийся вокруг человека, когда то, что в него пытаются вбить, не соответствует тому, что он видит и чувствует. Ощущение отсутствия твердой почвы под ногами, точки опоры в голове. Именно оно преследует главного героя фильма «Солдаты Буффало» в его снах. Именно его он боится в реальности, отражая в себе, как в зеркале, страх целых поколений, зависших между чужими и своими идеалами и идеями, в свободном падении смены времен, нравов и ориентиров. Все это как раз и «делает» особенную атмосферу фильма. А еще приглушенная цветовая гамма, тягучая словно патока медлительность повествования и флегматичный голос рассказчика на заднем фоне. Это не комедия, не драма и не боевик, а остросоциальная сатира, уникальная в своем роде, и даже в чем-то созвучная с нашим исконно русским «ДМБ». Но только немного – слишком разный колорит, слишком разные цели для высмеивания и выворачивания правдой наружу со стороны показухи и официоза.

Да и Хоакин Феникс – не просто актер. Это человек-атмосфера. Он несет с собой низкие мрачные облака, холодный туман, моросящий дождь и переходящие в ночь сумерки. Нельзя навскидку назвать ни одного откровенно светлого и радостного фильма с его участием. «Солдаты Буффало» - не исключение. Младший сержант Элвуд в его исполнении – на самом деле никакой не герой. И не антигерой. Лишь тот, кто в нужное время может оказаться в нужном месте. Где-нибудь рядом с героем или антигероем, в момент их триумфа или падения, и получить от этого прибыль. За маской расслабленной лености, услужливости и даже некой доверчивой простоватости, Элвуд ловко прячет изворотливый ум и отсутствие преклонения перед авторитетами. А еще настолько здоровый и жизненный цинизм, что людей в розовых очках может начать тошнить от приступа реалистичности при просмотре этого фильма.

По большей части, это и предрешило провал картины в прокате. Находившаяся на гребне волны «ура»-патриотизма после атаки на башни-близнецы, Америка не хотела видеть ладно скроенную реалистичную сатиру, полную различной степени толщины намеков. Она хотела видеть бравых, подтянутых джи-ай, одной рукой лихо спасающих демократию, а другой – давящих гидру международного терроризма. А здесь показана совершенно другая армия. Да и что такое армия? Просто еще одна ячейка общества, отягощенная своими традициями и правилами, мифами? Но, пока ты не служил, не понять тебе ее жизни, жаргона и мифологии. Не осознать атмосферы порой весьма мрачного, циничного веселья и отрыва от реальности, порождающего и специфический юмор, и жестокость в равной мере. Это все от состояния свободного падения, друзья. От него, родимого.

Присутствуют здесь и идеально подходящие для сатиры типажи и архетипы, с которыми актеры справились будто играючи, без напряжения всех внутренних сил и жертвенности на алтаре искусства. Оттого и смотрятся они очень жизненно и приземленно. Мягкий и не слишком пробивной полковник, рвущийся в генералы по большей части из-за амбиций своей гуляющей налево жены. Бравый вояка, бескомпромиссный, жесткий как рельс и патриархальный как неандерталец. Изворотливый, одновременно харизматичный и «неправильный» главный герой, олицетворяющий собой приспособляемость едва ли не на генетическом уровне. А еще это фильм о конфликтах. Карьеры и личности, пропаганды и действительности, начальства и подчиненных, системы и человека, молодости и старости. О пресловутом столкновении поколений, вызванном непониманием и потерей чувства окружающей реальности, когда молодым не нужно то, что глаголют старики, а старики не имеют никакого понятия о том мире, в котором они оказались.

И вроде бы, одни старики провозгласили, что другие проиграли, и ружье на стене было позабыто. Но, в какой-то момент закулисье ожило, превратившись в сцену, а на ней – все та же стена. И на стене – все то же ружье, заряженное, смазанное. И никто ли не имеет в виду выстрелить из него? И стоит ли обещать? Состояние свободного падения, друзья. Оно, родное.

@ Tue, 10 Nov 2015 17:28:00 +0300

Комментарии к рецензии (19)

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Tue, 10 Nov 2015 19:51:22 +0300

Неплохой текст, читалось с интересом, несмотря на то, что фильм смотреть неохота. Тематика мне не близка.
Но + Шустро и продуктивно )

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Tue, 10 Nov 2015 19:55:33 +0300
Юми писал:

Неплохой текст, читалось с интересом, несмотря на то, что фильм смотреть неохота. Тематика мне не близка.
Но + Шустро и продуктивно )

Спасибо)) Моей жене в этот раз что-то тоже фильм по тематике и настрою не зашел, пришлось смотреть в гордом одиночестве. Вернее - пересматривать)

Grannatt
  • Кинокритик
  • Tue, 10 Nov 2015 20:18:59 +0300

Я всегда замечала, что, как и сорта пива, люди делятся на светлых и тёмных. smile Чисто интуитивно, конечно. Хоакин Феникс – человек-туча, без вариантов! Хотя и ого-го какая туча! И вот этой его тяжёлой, гнетущей энергетикой умело пользуются режиссёры для создания смутных, муторных даже образов. Здесь он смотрится ещё интереснее на контрасте с Эдом Харрисом.
И о нём, и о "Солдатах Буффало" Вы всё верно написали, хотя сам фильм, на мой взгляд, и оригинален, и слишком перегружен тем, что в него хотели вложить, одновременно.
Пассаж с ружьём удачен.
Мой "+".

janpaul
  • Киноакадемик
  • Tue, 10 Nov 2015 22:41:09 +0300

punk
- Настоящий локиоддец! ))

theghostka
  • К.Модератор
  • Tue, 10 Nov 2015 23:28:41 +0300

С Фениксом точно подметил!
Я фильм этот не видел, поэтому затрудняюсь сказать, соответствует ли дух рецензии духу картины. Честно говоря, рецензия читалась тяжеловато... Но, опять же, может так оно и надо?))
Плюс

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Tue, 10 Nov 2015 23:37:33 +0300
theghostka писал:

С Фениксом точно подметил!
Я фильм этот не видел, поэтому затрудняюсь сказать, соответствует ли дух рецензии духу картины. Честно говоря, рецензия читалась тяжеловато... Но, опять же, может так оно и надо?))
Плюс

Да и фильм смотрится достаточно тяжеловато)) Помню, когда первый раз смотрел, здорово залип))

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Tue, 10 Nov 2015 23:38:15 +0300
janpaul писал:

punk
- Настоящий локиоддец! ))

Не посрамим и все такое!!! punk Здесь нет смайлика с топором - разработчики ресурса недоглядели))

kakapo
  • Кинокритик
  • Wed, 11 Nov 2015 00:15:17 +0300

Мне очень понравилось.
Тут ты как-то почти сумел отказаться от сложносочинённых предложений и канцелярских выражений и всё написал простым и понятным языком. Возможно, тяжёлым, как говорит Зегостка, но это живой язык человека, которому небезразлично увиденное (или увиденное похоже на нечто пережитое, кто знает). Особенно крутой пассаж про Феникса, я отношусь неровнодышащим на него, так что вдвойне приятно.
Можно придраться к излишним философским отступлениям, а можно и не придираться, впрочем.

Вопчем, фильмом ты меня однозначно заинтересовал. Судя по описанию, я люблю такое.

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Wed, 11 Nov 2015 00:17:08 +0300
kakapo писал:

Мне очень понравилось.
Тут ты как-то почти сумел отказаться от сложносочинённых предложений и канцелярских выражений и всё написал простым и понятным языком. Возможно, тяжёлым, как говорит Зегостка, но это живой язык человека, которому небезразлично увиденное (или увиденное похоже на нечто пережитое, кто знает). Особенно крутой пассаж про Феникса, я отношусь неровнодышащим на него, так что вдвойне приятно.
Можно придраться к излишним философским отступлениям, а можно и не придираться, впрочем.

Вопчем, фильмом ты меня однозначно заинтересовал. Судя по описанию, я люблю такое.

Спасибо) А если нравится Феникс - то точно рекомендую к просмотру, без вариантов.

rozadavletova

Читала в 2 ночи. ИМХО, Золотой фонд.

Добавить комментарий