«Который из двух снов пойдет к чертям?
Как выпасть нам из сна?»
(с) Дилан Томас
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!
Муки совести - отражение нашей души, вывернутой наизнанку. Поднаготной, что спрятана под накипью потребностей, оправданий и нереализованных желаний. Она - личный прокурор, вытаскивающий на свет всю усердно припрятанную грязь. Она точно знает, кто ты есть - любящий муж или изменщик, эгоист или альтруист, любишь ли ты свою жизнь или тяготишься ею. Ей известно все. Хорошее и плохое, грязные секреты, тайные желания. Все то, что ты
прячешь в самой глубине сознания. Чего стыдишься, боишься, презираешь, отрицаешь в себе.
Никто не пугает нас больше нас самих. Никто не в силах посеять больших сомнений, глубже загнать в депрессию, заставить искать оправдания своим поступкам. Но фильм все-таки не об этом. Он о моральной слабости, которая страшнее физической. О нежелании вследствие этой слабости брать на себя ответственность за жизни других людей, а ответственность за жизнь ребенка - это очень тяжелый груз. О страхе перед переменами, которые кардинально меняют жизнь. Главный герой, движимый этими подсознательными страхами, представляет свою жизнь и будущее как паутину, в которой он увяз и не может выбраться. А свою жену - паучихой, готовой разродиться паучатами, которые окончательно высосут из него все жизненные соки. Мне знаком этот страх за то, что ничто и никогда уже не будет прежним. В первый день, когда моя жена вернулась с дочерью из роддома, я испугался настолько, что заболел и сбежал к родителям отлеживаться. Уже на следующий день я вернулся, потому что понял, что для меня важнее всего, но эту свою слабость запомню навсегда.
Герой фильма понимает, что слаб, но жаждет потакать своей слабости. При этом, внешне он все отрицает, что и порождает двойственность его сознания, и образы женщин-пауков, главной из которых является его мать. Недаром именно к ее появлению в фильме приурочено явление гигантского паука, нависающего над городом. Нависающего над всей жизнью героя. Направляя сына по одной ей видимому "истинному пути", заставляя его подавлять собственные желания, навязывая свою волю, она превратила любую форму подчинения обстоятельствам, будь это просто прямые и честные отношения с женщиной или грядущие трудности семейной жизни, в ощущаемые героем на физическом уровне паучьи тенета. Именно она стала причиной того, что герой сам загоняет себя в тупик, не в силах противиться своим порывам, но и не умея признать своей слабости и порочности. Он - воплощение бесконечного цикла самобичевания и самооправдания.
В лекциях героя кроется ключ к его пониманию ситуации. Вольная жизнь, беспорядочные связи - это свобода, упорядоченный хаос, оставляющий для него возможность выбора, которой ему так не хватает в жизни. А жизнь с женой и ребенком, в рамках обязательств - это порядок, близкий к тирании для его измученного самоподавлением духа. Все эти темы прямо или намеками раскрываются по ходу действия, многие неоднократно озвучиваются вслух. Все дело лишь в восприятии и поэтому трудно рекомендовать такой фильм кому бы то ни было. Чтобы понять его полностью, нужны не только внимательность и терпение. Не помешает какой-никакой жизненный опыт и, хорошо это или плохо, совпадающий хотя бы в чем-то с опытом героя Джейка Джилленхола. Сам актер либо так талантлив, что настолько впечатляюще достоверно смог одеть скелет сценария в плоть своего мастерства, либо основная тема фильма ему не чужда. В любом случае, его игра - это настоящая песня. Тонкая и пробирающая, как невидимые вибрации воздуха.
Нас окунают с головой в вязкое и холодное ощущение психологического саспенса с элементами детектива, поиска, психоделического приключения в реальности и в голове героя. Можно сказать, что весь фильм выдержан в одном тоне. Тревожные музыка и звуки, которые держат в напряжении на протяжении спокойных, даже статичных сцен. Грязный, больнично-болезненный цвет картинки создает ощущение тоски и уныния, однообразия, которого так боится главный герой. Но, при всей запутанности и статичной враждебности, фильм оставляет нам огромное количество подсказок, объясняющих происходящее. Не все они заметны с первого раза, а финал и вовсе может показаться бредом сумасшедшего из-за того, что суть фильма была упущена еще в его первой половине, что может показаться достаточно спорным решением режиссера. Но как по мне, здесь тягучесть, напряженность и необходимость искать ответы играют в определенной мере против него, но не в той, чтобы снизить итоговую оценку.
Невозможно однозначно оценивать то, что было увидено на экране. Это фильм-настроение, фильм-понимание, субъективный ровно настолько, насколько субъективно человеческое восприятие. То есть, полностью. Его тяжело смотреть так же, как и легко, и выводы после просмотра остаются на полный откуп фантазии зрителя, положительно или отрицательно воспринимающей картину. Ведь фантазия - это наш спасательный круг, в который так хочется судорожно вцепиться, чтобы не утонуть в океане понимания. Чтобы не проснуться.
@ Sat, 28 Nov 2015 13:00:48 +0300
Мне понравиЛось (тут пробегает лось).
Ты определённо стал писать лучше, твоя мысль интересна и ясна читателю, заманивает на Врага очень-преочень, обязательно посмотрю. Это же тот же режиссёр, что снял Prisoners, уиии.
Джилленхолл офигительный, это несомненный факт!
Мне понравился ход Ваших мыслей, изложенных в рецензии относительно причин того, что происходит с главным героем. Целиком и полностью принимаю оценку игры Джилленхола (который в фильмах Вильнёва меня вообще поражает) и анализ влияния на состояние Адама извне, приводящее к его самобичеванию изнутри. При этом осталось совершенно неясным толкование скрытых смыслов картины, т.е. Ваша интерпретация произошедшего. Вы неоднократно пишете о том, что это помогают понять подсказки, щедро разбросанные по ходу сюжета, а также личные опыт, фантазия и прочее, но не озвучиваете свою версию, оставляя читателя всё в той же "нахмуренной непонятности". Спойлерить так спойлерить! Что означают последние секунды картины? Какая из реальностей реальна (или же они реальны обе?)? И т.д.
Для меня экранизация Вильнёва стала дополнением к роману Сарамаго, но, если бы я смотрела фильм без знакомства с книгой, боюсь, так ничего бы и не уяснила из него, а, обратившись к Вашей рецензии, тоже не нашла бы ответов. И это при том, что картина сильна и оригинальна, она сделана совсем в другой стилистике, чем прежние работы режиссёра, а Ваша рецензия тоже на порядок выше ранних…
P.S. Мой "+" поставлен.
P.P.S. А Вы смотрели последний фильм Вильнёва "Убийца"? Там торжество жёлтого цвета и параллели с режиссёрской манерой Финчера ещё явственнее.
Был этим летом в Торонто. Фильм смотрел до этого. Не поверишь, но город именно такой, как снял Вильнев: серый, давящий, с бесчисленными проводами в небе, с хмурым народом на улицах...
Рецензия понравилась. Не смотревшего мотивирует, смотревший заново переживает. Да, есть недосказанность, но сам фильм такой же, я думаю. Я после просмотра, помню, несколько дней ломал голову, но пересмотреть не хотелось. Да и важно ли это? Ведь на эмоциональном уровне все понятно...
Плюс
Мне понравиЛось (тут пробегает лось).
Ты определённо стал писать лучше, твоя мысль интересна и ясна читателю, заманивает на Врага очень-преочень, обязательно посмотрю. Это же тот же режиссёр, что снял Prisoners, уиии.
Джилленхолл офигительный, это несомненный факт!
а его ''Пожары'' смотрела?
Мне понравился ход Ваших мыслей, изложенных в рецензии относительно причин того, что происходит с главным героем. Целиком и полностью принимаю оценку игры Джилленхола (который в фильмах Вильнёва меня вообще поражает) и анализ влияния на состояние Адама извне, приводящее к его самобичеванию изнутри. При этом осталось совершенно неясным толкование скрытых смыслов картины, т.е. Ваша интерпретация произошедшего. Вы неоднократно пишете о том, что это помогают понять подсказки, щедро разбросанные по ходу сюжета, а также личные опыт, фантазия и прочее, но не озвучиваете свою версию, оставляя читателя всё в той же "нахмуренной непонятности". Спойлерить так спойлерить! Что означают последние секунды картины? Какая из реальностей реальна (или же они реальны обе?)? И т.д.
Для меня экранизация Вильнёва стала дополнением к роману Сарамаго, но, если бы я смотрела фильм без знакомства с книгой, боюсь, так ничего бы и не уяснила из него, а, обратившись к Вашей рецензии, тоже не нашла бы ответов. И это при том, что картина сильна и оригинальна, она сделана совсем в другой стилистике, чем прежние работы режиссёра, а Ваша рецензия тоже на порядок выше ранних…
P.S. Мой "+" поставлен.
P.P.S. А Вы смотрели последний фильм Вильнёва "Убийца"? Там торжество жёлтого цвета и параллели с режиссёрской манерой Финчера ещё явственнее.
Спасибо за подробное и обстоятельное мнение) К сожалению, "Убийцу" я не смотрел, но он у меня в очереди на просмотр, причем после просмотра "Врага" он существенно продвинулся к ближайшему времени))
А что касается более подробного описания - боюсь при трактовке всего перечисленного, рецензия бы стала в раза четыре-пять больше. Думаю, этому можно найти место в комментариях, поэтому на один вопрос даже отвечу Последние кадры говорят о том, что трагедия, превратившаяся в фарс, продолжается. Он вроде бы сумел "выпасть из сна", обрести реальность со своей женой и найти свое единое "Я". Но тут же приходит конверт с ключиком от тайного секс-клуба и он, не в силах противиться своей сущности, говорит ей, что вечером должен будет отлучиться. То есть, поддается своим желаниям снова и поэтому, когда он видит свою жену, то вместо нее визуализирует паука. Паука, который таки тянет его в паутину, где всему этому - его желаниям и сексуальной свободе места нет. Очень четко видно - в глазах героя Джилленхола не страх. В его глазах разочарование. И в его движении мышц, и во вздохе, который он издает. А в движениях паука - страх. Жена понимает подсознательно, как он ее воспринимает, понимает что ничего не изменилось. Вот как то так
Мне понравиЛось (тут пробегает лось).
Ты определённо стал писать лучше, твоя мысль интересна и ясна читателю, заманивает на Врага очень-преочень, обязательно посмотрю. Это же тот же режиссёр, что снял Prisoners, уиии.
Джилленхолл офигительный, это несомненный факт!
Я сразу предупреждаю - фильм действительно очень тягучий и тяжелый. Он чем то неуловимо отличается от других фильмов Вильнева. Как оказалось вот, не ото всех (все посмотреть не успел еще)) Тем не менее, мне лично картина показалась очень сильной. И учитывая мое прошлое до брака и трудности с воспитанием нашего ребенка, вопрос ответственности и ее принятия мне показался раскрытым очень остро и тонко. Укол шпагой метафоры вместо удара лопатой открытой подачи.
Был этим летом в Торонто. Фильм смотрел до этого. Не поверишь, но город именно такой, как снял Вильнев: серый, давящий, с бесчисленными проводами в небе, с хмурым народом на улицах...
Рецензия понравилась. Не смотревшего мотивирует, смотревший заново переживает. Да, есть недосказанность, но сам фильм такой же, я думаю. Я после просмотра, помню, несколько дней ломал голову, но пересмотреть не хотелось. Да и важно ли это? Ведь на эмоциональном уровне все понятно...
Плюс
Меня достаточно сильно эмоционально прижал этот фильм. И мне даже понравилось, что я не все уловил, и я его таки пересмотрю. Но да - нескоро, потому что такие деликатесы я предпочитаю часто не есть.)) И если Торонто реально такой город, я бы врядли смог в нем жить - не представляю, как давит такая обстановка. В чем-то тогда, наверняка, на героя повлиял и этот город, с его дорогами-нитями паутины.
"Образы-подсказки разбросаны везде. В граффити на стенах домов, в фотографиях, фразах героев, выражении их лиц, в рисунках трещин на стекле автомобиля, узоре проводов на фоне неба над Торонто".
Забыл рассказать про саундтрек "лук аут фор зе читер ля-ля"
Видимо, это больше, а может, и полностью мужской фильм. Мне не понравился, наверное, больше всего тем, что, как отметил и ты, к середине уже забываешь, что было в начале. А я вообще его три дня смотрела. Посмотрела, поморщилась, почитала комментарии, посмотрела начало, вздохнула и даже, оказывается, оценку не поставила. Джиленхолл хорош и Гадон тоже интересна.
---------------------------------------
Рецензия очень хорошая. +
так держать!