Всем - случайным и неслучайным, молчаливым и голосистым, воинственным и доброжелательным - в преддверии новогодних праздников посвящается…
Я сегодня смеюсь над собой.
Мне так хочется счастья и ласки,
мне так хочется глупенькой сказки,
детской сказки, наивной, смешной.
Александр Вертинский
Вот уже сорок с лишним лет скачет по заснеженному лесу, мечтательно запрокидывая голову, а затем робко-горделиво, под складками накидки с остроконечным эльфийским капюшоном, несёт красоту в массы вечно молодая
Золушка Либуше Шафранкова. А в ритм с ней вдыхаем полной грудью холодный воздух напополам с терпким запахом хвои, переживаем, радуемся, очаровываемся и искренне верим в её сказку со счастливым финалом и мы, зрители...
Девочка моя, девочка, надменная ли, наивная,
белая, словно лилия, любящая тюльпаны,
словно пером очерчена – тонкой небрежной линией,
как перелётной птицею в дальние манишь страны…
(Субоши)
Юмор и теплота чешского/чехословацкого кинематографа давно стяжали ему всенародную любовь. Несколько «чёрных, белых, красных» поколений росли под песни «Принцессы с золотой звездой» и «Златовласки», заливисто смеялись над пародиями «Лимонадный Джо», «Призрак замка Моррисвилль», «Адела ещё не ужинала». Проверенные достоинства отечественных фильмов заложил в своё любимое детище и «комедийный король» киностудии «Баррандов» Вацлав Ворличек, оказавшись вдобавок эстетом с наполеоновскими планами.
Сюжет о Золушке тиражировался веками. После таких корифеев параболической науки, как Шарль Перро или братья Гримм, на этой проторённой дорожке, казалось бы, не должно было остаться ни одного неисхоженного ответвления. И всё-таки писательнице Божене Немцовой удалось его отыскать. Её «Три сестры» сохранили обязательную долю волшебства и вместе с тем приблизили выдумку к реальности. Фея была заменена дарами природы и колодезной лягушкой, королевская резиденция – костёлом, а король – князем. Ещё большим реформатором проявил себя режиссёр «Трёх орешков для Золушки». С его подачи «смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий», а точнее – фантазии немецких и чешских сказочников. По его указанию сценарист Франтишек Павличек реанимировал эффектную линию дворцового бала (правда, туда героиню доставит не тыквенная карета, а преданный конь Юрашек), ополовинил Золушкину родню и вместо непрезентабельного земноводного поместил в кадр мудрую и фотогеничную сову. (Каждой девушке по персональной фее или, на худой конец, по сове Розарке и мешку орехов!) Разборки между царственными супругами и безалаберность их «горемыки-школяра» со товарищи в кои-то веки приблизили монархов к простым смертным. Черты «девчонки с нашего двора» приобрела и Попелка (Золушка). Добрая, но боевитая, обожающая животных, но стреляющая без промаха, – подобной Золушки свет до сих пор не видывал. Перед её авантюризмом, острым язычком и эскападами пасует не только злобная родственница – сам принц!
А после, будто стая льдистых иголочек на стекле, слились в общий морозный узор множество людей и случайностей.
Подойдя к экранизации с размахом, Ворличек привлёк к участию своих коллег из ГДР. Для съёмок выбрали живописнейшие места Чехословакии и немецкий замок Морицбург. То, что кинолента получилась зимней и потрясающе нарядной, изначально не планировалось. Однако студийный график и тяга режиссёра к жанровым сценам Питера Брейгеля Старшего сделали своё дело. Предваряющие фильм титры замирают на секунду-две, потом продолжают свой бег, а мы и не подозреваем о прицельным «арт»-обстреле. Оказывается, на нас незамедлительно обрушивают прекрасное, демонстрируя под мотив из «Фауста» Гёте ожившие брейгелевские полотна. Дальше – больше.
Художник по костюмам Теодор Пиштек позже получит заслуженный «Оскар» за работу в «Амадее» Милоша Формана и сошьёт форму для гвардейцев-караульных в Пражском Граде, а пока одарит «Золушку» не менее щедро, чем фея-крёстная. Наблюдая за развитием сюжета, мы можем любоваться туалетами в стиле итальянского Возрождения. Миниатюрные мужские шапочки и объёмные женские головные уборы, усыпанные жемчугом воротники и диадемы, разноцветные панталоны, прорези на рукавах, ренессансный рисунок на ткани… конечно, неудивительно, что его творения до сих пор живы и постоянно выставляются перед публикой, приобретя статус музейных экспонатов.
Свежая миловидность кинематографического дуэта Либуше Шафранкова-Павел Травничек возвела их на пьедестал сказочных пар. В экранизации Ворличека симпатичными, а не гротескными наружно умудрились выглядеть даже мать и сестрица Золушки – что уж говорить о главной героине! Шафранкова разделит с нами дежавю, сыграв принцесс в «Русалочке» и «Третьем принце», снова услышав воркование сидящих за окном голубей в «Коле»; станет одной из самых успешных актрис на родине, но именно Золушкой будет заходить каждый сочельник в дома жителей Чехии, Германии, Норвегии и других стран Европы. 19-летней прелестнице одинаково идут и охотничий камзол, и жилет из овчины, и шитое серебром «розовое, как заря», платье со шлейфом. «Они просто не читали сказок, - подумала Гленда. - Если хочешь найти красавицу, покопайся в золе». (Терри Пратчетт) Внешность и характер «импортной» мученицы далеки от чистого, трогательного образа, созданного Яниной Жеймо, и всё-таки сумели покорить миллионы зрительских сердец.
«Скажи мне, птичка, где живёшь?
Здесь, среди зимы?
Не знаешь про обман и ложь,
так наивна ты!»
Под свирельно-колокольчиковые мелодии Карела Свободы и двухоктавный тенор «чешского соловья» Карела Готта, под уменьшительно-ласкательное журчание суффиксов в чешских фамилиях (Иржи Ружичка, Ян Либичек), а вовсе не с помощью компьютерных спецэффектов проникает в наши души новогоднее настроение, а в умы – неукоснительная сказочная мораль.
Ещё один прекрасный год,
в котором пелось и грустилось,
а то, что в нём не поместилось,
в другом году произойдёт.
В другом году, в другом саду
произрастёт такое чудо,
что и рассказывать не буду,
чтоб не испытывать судьбу.
(Юрий Михайлик)
Вы возразите: «Какие чудеса? Орешки-то израсходованы! Неужто на подходе новые?» Нет, довольно волшебных инструментов. Хотите чудес – совершайте их своими руками, пора, знаете ли. «Чудеса – это мы, и мы сами творим чудеса…»
@ Sun, 27 Dec 2015 17:25:00 +0300
Не уверена в том, что смогу отписаться на КК ближе к "часу НГ", поэтому здесь и сейчас поздравляю всех кинокопильцев с наступающими праздниками – Новым годом и Рождеством! Здоровья, бодрости, сказок и не менее чудесной реальности всем!
P.S. Три волшебных почти орешка:
наталья,вы новогодний романтик.так держать!!!!
Спасибо и за поздравление и за рецензию! Это мой действительно любимейший фильм детства! Смотрела бесконечное число раз. Отдельное спасибо за искусно вплетенную в как всегда поэтичное повествование информацию о создателях фильма и за стихи!
Пойду смотреть!
Всех с наступающим Новым годом!
Так уж случилось, что пишете Вы в основном рецы на фильмы, которые я не смотрел. Как следствие - редко их читаю (не люблю чтением портить восприятие). А тут как раз тот случай, когда смотрел. И при том как смотрел: несколько десятков раз. Этот фильм один из самых лучших про Золушку, которые я когда-то видел. И не только потому, что он с детства и веет ностальгией. А потому, что перед нами очень красивая актриса, которая прекрасно на экране воплотила озорную "девчонку". Даже не хулиганистую, а именно ту, что любит пошалить, порезвиться. Мне такое в девчонках всегда нравилось.
___________________
Реца информативна: рассказываются такие вещи, о которых я не знал. Честно говоря, думал, что замок чешский (у них их навалом), а нет, оказывается немецкий. Два замечания: фильм все-таки чехословацкий (вместе с ГДР, как правильно Вы писали), а не чешский. И название не очень соответствует фильму: не бегала она за принцем и не была изнежена.
наталья,вы новогодний романтик.так держать!!!!
Да, это я и есть. Спасибо!
Спасибо и за поздравление и за рецензию! Это мой действительно любимейший фильм детства! Смотрела бесконечное число раз. Отдельное спасибо за искусно вплетенную в как всегда поэтичное повествование информацию о создателях фильма и за стихи!
Пойду смотреть!
Всех с наступающим Новым годом!
Спасибо!
Так уж случилось, что пишете Вы в основном рецы на фильмы, которые я не смотрел. Как следствие - редко их читаю (не люблю чтением портить восприятие). А тут как раз тот случай, когда смотрел. И при том как смотрел: несколько десятков раз. Этот фильм один из самых лучших про Золушку, которые я когда-то видел. И не только потому, что он с детства и веет ностальгией. А потому, что перед нами очень красивая актриса, которая прекрасно на экране воплотила озорную "девчонку". Даже не хулиганистую, а именно ту, что любит пошалить, порезвиться. Мне такое в девчонках всегда нравилось.
___________________
Реца информативна: рассказываются такие вещи, о которых я не знал. Честно говоря, думал, что замок чешский (у них их навалом), а нет, оказывается немецкий. Два замечания: фильм все-таки чехословацкий (вместе с ГДР, как правильно Вы писали), а не чешский. И название не очень соответствует фильму: не бегала она за принцем и не была изнежена.
Спасибо за комментарий!
Замечание насчёт Чехословакии принято, кое-где исправила "чешский" на "чехословацкий" и "Чехию" на "Чехословакию", но это вопрос коварный. Ведь в целом кинематограф этой страны чехословацким не назовёшь, да и Божену Немцову и Карела Готта принято именовать чешскими представителями искусства, без привязки к исторической эпохе...
Относительно названия рецензии. А в нём нигде и не говорится об изнеженности Золушки или о том, что она бегала за принцем (хотя по фильму бегала – её ведь на соревнование за перстень короля охоты или на бал никто не звал). Вера Павлова пишет о "горошине земного шара", обыгрывая круглую форму Земли и подчёркивая космополитизм героини , а не имея в виду горошину под перинами в качестве проверки её на "голубую кровь".
P.S. "Тайны" съёмок "Трёх орешков..." и отличные фото есть здесь:
http://eldisblog.com/post348544829/
И замки (немецкий Морицбург, который стал королевским в фильме, и чешский Швигов, в котором жила родня Золушки).
Прекрасный добрый фильм! Очень красивая сказка! Азартная, веселая девушка к тому же умная и добрая. Находит свое счастье, но при этом научив и молодого принца некоторым премудростям жизни. А что поделать? И принцы нуждаются в обучении - не всегда же им веселится. Часто смотрел его в детстве в передаче "В гостях у сказки". В фильме звучит прекрасная музыка. Песни, игра артистов и костюмы - все на высоте. Красивые и обаятельнейшие Либуше Шафранкова и Павел Травничек, сказочно - прекрасная история, и не менее сказочно - прекрасный, завораживающий голос Карела Готта в драгоценной оправе прекрасной музыки. Можно писать о фильме много, и, используя лишь восторженные эпитеты, поскольку в сердцах и памяти многих поколений именно этот фильм - "Три орешка для Золушки" - остаётся самым любимым, впечатляюще - ярким, трогательно - красивым и запомнившимся на долгие - долгие годы. И у детей, и у взрослых даже только одно упоминание об этом замечательном фильме пробуждает массу самых положительнейших чувств, эмоций, воспоминаний! Этот фильм был, остается и будет шедевром! Спасибо за прекрасную рецензию.
Прекрасный добрый фильм! Очень красивая сказка! Азартная, веселая девушка к тому же умная и добрая. Находит свое счастье, но при этом научив и молодого принца некоторым премудростям жизни. А что поделать? И принцы нуждаются в обучении - не всегда же им веселится. Часто смотрел его в детстве в передаче "В гостях у сказки". В фильме звучит прекрасная музыка. Песни, игра артистов и костюмы - все на высоте. Красивые и обаятельнейшие Либуше Шафранкова и Павел Травничек, сказочно - прекрасная история, и не менее сказочно - прекрасный, завораживающий голос Карела Готта в драгоценной оправе прекрасной музыки. Можно писать о фильме много, и, используя лишь восторженные эпитеты, поскольку в сердцах и памяти многих поколений именно этот фильм - "Три орешка для Золушки" - остаётся самым любимым, впечатляюще - ярким, трогательно - красивым и запомнившимся на долгие - долгие годы. И у детей, и у взрослых даже только одно упоминание об этом замечательном фильме пробуждает массу самых положительнейших чувств, эмоций, воспоминаний! Этот фильм был, остается и будет шедевром! Спасибо за прекрасную рецензию.
Спасибо!
Вы всё очень верно подметили о фильме. И, кстати, напомнили, что действительно благодаря телепередаче "В гостях у сказки" моё поколение смотрело любимые фильмы. Был ещё второй вариант – кинотеатр. Помню, что под финальную песню Карела Готта в "Трёх орешках...", когда принц со своим конём едва не утонули в снежном сугробе, догоняя Золушку, никто из зрительного зала не хотел уходить... Да, были времена...
Обалденно про костюмы!!(помню ..родившегося жеребнка..дед мне не дал назвать Юрашеком..поэтому его фронтовой немецкий велик был назван..и носился по бескрайним неасфальтированным тропинкам и васильковым полям иенно как Юрашек))))
С праздником!
Плюс как всегда.