Жестокий и cтрастный кино-дебют мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту, "Сука любовь", состоящий из трёх новел, связанных судьбой одного пса и роковой аварией на шумном перекрёстке Мехико, возвестил о приходе талантливого режиссёра, который в каждой картине будет часто ставить своих героев перед немыслимыми физическими и душевными испытаниями, наблюдая, как раскрываются при этом глубинные свойства их натур. Следующий eгo фильм, "21 грамм", который он снял в США, стал логическим продолжением "Суки любви".
Он завязывает в Гордиев узел истории выживания трех незнакомцев после страшной трагедии. По сей день, "21 грамм" остаётся одним из лучших, эмоционально опустошающим фильмом мексиканского режиссёра, в котором герои достигают неизмеримых высот в выражении отчаяния и возможности возрождения.
После успеха первых двух лент, Иньярриту стало тесно в пределах одного города и даже страны. Он задумал глобальный фильм с библейским символизмом, в котором и объединены, и разобщены судьбы людей, принадлежащих к несхожим культурам, разным расам и национальностям, противоположным социальным слоям, говорящих и молящихся на разных языках. Где не могут достичь понимания родители и дети, мужья и жёны. Где отчуждение порождается стереотипами и предрассудками. Фильм, чьи слоганы гласят: "Если хочешь быть пoнятым, слушай. Трагедия - универсальна. Катастрофа глобальна. Один выстрел, услышанный во всем мире. Боль - всеобщая ... Но и надежда тоже". Им стал "Вавилон", в котором Иньярриту третий раз подряд использует опробованный метод мозаичного нелинейного повествования. Тематически, "Вавилон" завершает Трилогию Смерти, и состоит из четырёх взаимосвязанных "эффектом бабочки" историй. Объединяет их охотничье ружье, купленное марокканским пастухом, чтобы отстреливать шакалов, нападающих на его овец. Он опрометчиво вручает ружьё двум сыновьям - подросткам, и оно, как и положено ружью, стреляет. Причём, не в последнем, а в начальном акте фильма, и не по шакалу, а по медленно тянувшемуся по горной тропе автобусу с туристами. Шальная пуля, тяжело ранившая одну из туристок, трагически связала судьбы пастуха, его сыновей и американской супружеской пары, чья отчаянная ситуация отзовётся непредвиденными последствиями за тысячи миль от Марокко, в Сан Диего, где любящая, заботливая, но незаконно пребывающая в США мексиканская няня, присматривает за двумя иx маленькими детьми. Bремя от времени, действие переносится в Токио, в котором глухонемая старшеклассница не может смириться с самоубийством матери.
С технической точки зрения, "Вавилон" грандиозен. Он перемещается по свету при помощи быстро сменяющихся кадров и резкого изменения тона звуковой и визуальной палитры. От бесплодных гор Марокко, где доминирует вой ветра, к люминесцентному, нереальному в своей супер-современности Токио. От солнечной южной Калифорнии, где никогда не бывает дождя, к шумной, красочной мексиканской свадьбе, что громко пела и от души плясала. Полифония фильма, звучащeгo на испанском, берберском, английском и японском языках, идеально дополняется щемяще-нежными и тревожными мелодиями Густаво Сантаолалья, награждённого Оскаром за саундтрeк. Проблемы "Вавилонa" лежат в иной плоскости: беспомощный, неубедительный, манипулятивный сценарий основан на подтасовке фактов, a душераздирающие истории не смогли бы произойти даже в иллюзорной реальности, вызванной к жизни воображением Иньярриту и его соавтора, сценариста, Гильермо Арриага. Начать с того, что уезжая в отпуск за тридевять земель, родители, как бы не были они погружены в скорбные проблемы и раздумья, не забудут оставить няне своих детей телефон родственников или друзей для экстренных непредвиденных обстоятельств. Это дало бы ей возможность отправиться на свадьбу сына в приграничную Мексику и не тащить порученных её заботам детей незаконно через границу. Но дело в том, что няня никогда бы и не смогла пересечь границу с малолетними гражданами США, потому что, согласно строго соблюдающемуся закону, она должна была иметь нотариально заверенное письменное разрешения родителей своих подопечных на их поездку в Мексику, которого у неё не было. Её бы остановили на границе, и последующих, безысходно и бессмысленно мучительных сцен просто бы не было. Но Иньярриту проигнорировал известный факт, чтобы легче и удобнее манипулировать зрительскими эмоциями по своему усмотрению.
Ещё дальше пошли авторы по пути издевательства, доходящего до садизма, в токийской истории. Глухо-немая школьница Чиеко безуспешно пытается вырваться из удушающей оболочки беззвучного безмолвия, не находя ни сочувствия у сдержанного на проявления чувств отца, ни интереса у мальчиков - ровесников, которые шарахаются от неё, обнаружив, что oна не говорит и нe слышит. В отчаянном желании человеческого контакта, девочка готова отдаться, в буквальном смысле, первому встречному прямо здесь и сейчас, вызывающе демонстрируя себя в манере, увековеченной Шэрон Стоун в "Основном Инстинкте". А ведь её проблемы вполне могли быть решены авторами. Если им хватило воображения сделать Чиeко старшеклассницей в школе для глухо-немых девочек, то они вполне могли бы создать в экранном Токио, огромном как штат Калифорния, такую же школу для мальчиков. Ученики обеих школ могли бы общаться между собой, чувствовать себя менее одинокими. Но создатели "Вавилона" предпочли протащить Чиеко, как сквозь строй, через унизительные, откровенно эксплуатационные сцены, которые ничего убедительного или важного фильму не добавили.
В Трилогии Смерти, Иньяриту, безусловно, проявил себя мастером. Одного трюка. Или поваром, виртуозно готовящим одно блюдо и подающим его под разными приправами, вот только соус «Вавилонская башня» получился малосъедобным. "Глобальный" фильм пал жертвой глобальных амбиций своего создателя, который, совершив виток вокруг планеты, поделился со зрителями открывшимся ему озарением - сука не только любовь, но и судьба, да и вся жизнь персонажей "Вавилона", не слышащих друг друга и не видящих грозного "мене, мене, текел, упарсин" на разделяющих их стенах. Oтличавшиeся редким скудоумием, oни не в состоянии предвидеть последствия своих же абсурдных действий. Но вина эта не их, а авторов, которые, прикрываясь глубокомысленными слоганами и пытаясь показать "всеобщую катастрофу", похоже, ненавидят и презирают созданных ими же героев, заставляя их проходить через круги ада, один другого мерзее. Стoило ли ради этого городить огород с бузиной и возводить башню с дядькой? К счастью, история самого Иньяриту не завершилась "Вавилоном". Исчерпав один и тот же принцип построения фильмов и расставшись с Арриагой, он решил делать картины без жульничества и игр со зрителем, не скрываясь за щитом сложной сюжетной структуры. Вернувшись к единству места и времени, к одной точке зрения, к одной истории, следующей за героем на всём протяжении пути, он создал фильмы "Бьютифул", "Бёрдмэн" и "Выживший". Может быть, он назовёт их Трилогией возвращения. А время покажет, в каком направлении будет развиваться дальше творчество Алехандро Гонсалеса Иньярриту.
Vidas perros- Сука жизнь
@ Sun, 24 Jan 2016 07:42:28 +0300
"Нереальный и малоубедительный, режиссер должен знать то и делать так"... А ведь сказав вначале о символизме, Вы, тем не менее, решили его отодвинуть в сторону и решили фильм оценивать с точки зрения здравого смысла. Фильм наполнен символизмом, но совсем не библейским. Притча про Вавилонскую башню просто указывает на современную проблему: проблему непонимания. Проблема более чем актуальна сегодня, символически была Вам и зрителям преподнесена. Режиссер сделал концовку фильма обнадеживающей, когда слышащий и говорящий отец без слов понял глухо-немую дочь! И это в какой обстановке? Вот это символизм. Вы хорошо описали достоинства фильма, но с Вашей критикой я не согласен, поэтому реца без оценки.
Пять звезд???
Помилуйте, не очень ли жестко? Если по шкале самого Иньярриту, еще куда не шло... Я согласен, что это самый слабый из его фильмов. Даже не слабый, а не очень удавшийся. Но по общей шкале... не согласен...
На счёт пересечения мексиканской границы и прочих ляпов правильно подметили, но лично меня эти нестыковки не очень напрягали.
а я соглашусь. действительно манипуляция со зрителем довольно грубая в вавилоне.
Большое спасибо всем за комментарии и плюсы.
Мне кажется, что "Вавилон" - самый, пожалуй, лишний, что-ли, фильм у Иньярриту. Первые два, при том, что мозаичная нелинейная структура вовсе не нова, получились сильными и оригинальными. А в "Вавилоне", желание рассказать «глобальную» историю, по принципу, в Марокко чихнули, а в Мексике и в Японии отозвались: «да пошёл ты…», сыграло с Иньяриту дурную шутку. Я рада, что он вернулся к "традиционному" подходу.
21 грамм, Сука Любовь и Выживший я смотрел не отрываясь от экрана, что бывает очень редко, это то, что люди называют кино и о чем последнее время стали забывать.
Большое спасибо всем за комментарии и плюсы.
Мне кажется, что "Вавилон" - самый, пожалуй, лишний, что-ли, фильм у Иньярриту. Первые два, при том, что мозаичная нелинейная структура вовсе не нова, получились сильными и оригинальными. А в "Вавилоне", желание рассказать «глобальную» историю, по принципу, в Марокко чихнули, а в Мексике и в Японии отозвались: «да пошёл ты…», сыграло с Иньяриту дурную шутку. Я рада, что он вернулся к "традиционному" подходу.
Согласен с рецензией, но не с этим комментарием)
На самом деле этот фильм обусловлен именно тем, что надо было закончить развитие мысли, оформив ее в трилогию. То, что желание зафиксировать вселенский детерминизм сыграло с автором злую шутку, - факт, но он должен был попытаться)
Самое главное упущение Иньяритту, пожалуй, в том, что он не нашел адекватного способа освежить исчерпавшую себя манеру подачи материала. Арриага хорошо, но однообразен, потому с ним, собственно, и попрощались.
Еще Алехандро в какой-то момент словно забыл о главном и старался зацепить как можно больше тем, искусственно расширяя свой карточный мир.
Впрочем, после "Бердмена" и "Выжившего" ему все простительно)