Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Janpaul thumb
10/10

Вкалывают роботы, или Первый закон робототехники

Рецензия на фильм «Приключения Электроника»

2667 thumb

«Антимодерн куда как современнее и сложнее, чем то, что он отвергает, и уж в любом случае он мрачнее, глуше, брутальнее и циничнее…» - П. Слотердайк

Пересмотрев в очередной раз отличный советский киберпанк от Бромберга «Приключения Электроника», я в который раз понял, как мелочны и поверхностны все эти голливудские аrrival`ы, ех machin`ы, тhe matrix`ы,  the terminator`ы и прочие псевдонарративы. 

Понятно, что «Приключения Электроника» в первую очередь поражают зрителя взрывной смесью научной фантастики, ретроутопии и фентезифутуризма. Но история про блондинистого кудрявого киборга-подростка  всё-таки трогает в первую очередь забористой смесью из безысходности, экзистенциальной тоски и тщетными попытками молодого андроида победить своё отчаяние. Cоветский мастер киберпанка Бромберг позиционирует Электроника как машину, в которую попали вирусы сложноорганизованного биологического организма под названием «человек». Вирусы-идеи. Именно эти информационные организмы формируют на базе мальчика-андроида неоархетип, который несёт в себе информационные коды, актуальные не только для «сейчас» и «здесь». Нет, Электроник – это симбиоз информационных генов культурного кода цивилизации, порождённый ею и способный концептуально проектировать в будущее вектор развития социума на Земле.

Концептуальный арт-нарратив «Приключения Электроника» состоит из трёх постмодернистских новелл – «Побег», «Тайна 6 «Б»» и «Мальчик с собакой».

История начинается довольно незатейливо: в неких богемных футуристических фавелах, похожих на мраморный рай шербета и содомии,  некий профессор Громов – вылитый пожилой лорд Байрон – создаёт себе робота-мальчика для утех в формате Роберта Раштона. Неогиацинт утешает своего Аполлона – Виктора Ивановича Громова. Утешает и шахматами, и пениями разного рода карузами, и разговорами о смысле бытия. Да что там скрывать – иногда и просто утешает. Вот только беда в том, что наши действия ткут полотно нашей реальности, а мысли лежат в основе действий... 

Одним словом, Электроник сбегает. Сбегает, конечно, не  из-за проблем со смазкой - понятно, что резервы робота априори глубже и шире человеческих. Причиной побега подростка-киборга становятся те самые человеческие вирусы-идеи, которые погрузили кудрявую машину на дно маракотовой бездны  экзистенциальной тоски… 

Кстати, недавно Оливер Стоун – довольно известный борец за правду – в одном из интервью намекнул, что для многих голливудчан, скатившихся в фантастику, «Приключения Электроника» являются настольным кино.

Говорят,  Цой, вернувшись как-то в восьмидесятых из Голливуда, куда он ездил за песнями, рассказывал, что работники фабрики грёз планируют запустить проект «Спайдер-дог», на который их натолкнул один эпизод фильма Бромберга. Да-да, это когда роботопёс андроида-подростка Рэсси – Редчайшая Электронная Совершенная Собака И так далее - ходит по потолку. Но продюсеры не стали рисковать и остановились на пауке с человеческим лицом.  Но образ Электроника с собакой не оставлял голливудчан в покое. В итоге мир в 2007 году увидел Уилла Смита в образе доктора Роберта Невилла с собакой Самантой ( зомби-постапокалипсис  «Я – легенда» ).

По сути, каждая новелла киберпанка про Электроника подтолкнула голливудских ремесленников к созданию целого ряда фильмов, имя которым легион. «Бегущий по лезвию», «Робот по имени Чаппи», «Робокоп», «Тихоокеанский рубеж», «Я, робот», Живая сталь», «Робот и Фрэнк», «Суррогаты», «Двухсотлетний человек», «Из машины», «Робот Джи», «Ева: искусственный разум» и даже сериал «Мир Дикого Запада» - всё это киношортики на булках Электроника.

Конечно, ряд эпизодов киберпанку Бромбергу пришлось исключить из своей саги. В том числе и эротических. Всё-таки 1979 год. Так, исчезли сцены замечательного бурного секса Урри с Машей, ассистенткой профессора Громова. Жаль, ведь в этих сценах использовались такие замечательные громовские кибернетические приспособления! В фильме остались лишь аллюзии…

Впрочем, если бы цензоры окунулись в тот бурлеск, который царил на съёмочной площадке «Приключений Электроника», то ни о каких бы запретах речь бы не шла. Та новизна, тот дух глэм-киберпанка , который царил в труппе, бурным задором выжигал малейшие ростки сомнений и ханжества. И дело не в том, что цветопередача советской плёнки «Свема», на которую снимались приключения Электроника, была такова, что всем актёрам и животным приходилось накладывать плотный грим и предельно ярко красить губы розовой помадой. Нет, дело в другом. Актёры так глубоко прониклись идеями режиссёра, что превратили свою труппу в некую киберкоммуну, в некую неосоциумную общность неолюдей.

Актёры не играли. Они прометейно проживали жизни своих героев – хоть в формате Кукушкиной, хоть в формате мафиози Стампа, хоть в формате учителя математики Таратара. Кстати, именно Басов, который играл Стампа раскрепостился первый и до сладкой истомы напугал художницу по костюмам криком «Девочка, снимайте штаны!».  Понятно, что это был сладкий испуг Лолиты…

В «Электронике» Бромберг прямолинейно ставит вопросы и воодушевлённо наклоняет акценты. Свобода – это взросление? Куда направлен вектор движения амбивалентного трикстера Сергея Сыроежкина? И почему самым человечным среди всех героев кибер-саги является непосредственно андроид-подросток Электроник?

Понятно, что одни эксперты пытались выставить Электроника как советского киборга ручной сборки, мучающегося сложными этическими вопросами, неким «философским камнем» в фантастической алхимии нашего советского детства. Другие заявляли, что Электроник сочетает в себе сверхспособности с потребностью быть опекаемым, а опекать сверхсильного - большой соблазн для любого. Третьи грезили – да, мол… каловые вкалывают роботы…

Жаль, что никто не обратил внимание на то, как Бромберг тотально театрализировал советское социальное пространство, воплотив модерновый цинизм киберпанка, который окончательно стёр онтологическую границу между игрой и серьёзным делом. Бромберг, мастерски ликвидируя безопасную дистанцию между фантазией и действительностью, выводит зыбко-неопределенное соотношение между серьезным и блефом на уровень новой социальной культуры, в основе которой готовность к плутовству и ожидание обмана.

Бромберг, по сути, первый заговорил о создании трансгрессивных и лиминальных зон свободы во внутренних пространствах закрытой системы. И именно эта тема, равно как и тема крылатых качелей, выводит приключения Электроника выше елей существующих ныне философских учений.

P. S.

«В тени косматой ели, над шумною рекой, качает чёрт качели мохнатою рукой. Качает и смеётся - вперёд, назад, вперед, назад… Доска скрипит и гнётся, о сук тяжёлый трётся натянутый канат… Я знаю, чёрт не бросит стремительной доски пока меня не скосит грозящий взмах руки… Взлечу я выше ели и лбом о землю - трах! Качай же, черт, качели, всё выше, выше… Ах!» - Фёдор Сологуб, «Чёртовы качели», 1908 год.

 

P. P. S.

«…«Приключения Электроника» и образы двух его главных героев стали наиболее удачной реализацией педагогических и эстетических идей советских «шестидесятников», сильно скорректированных в результате рефлексии над опытом 1970-х. Один из последних кадров фильма – Электроник, стоящий на флюгере старинной башни в западноевропейском городе с черепичными крышами, в стилизованной под средневековье одежде, с трубой в руке и Рэсси у ног - очевидная, даже плакатная аллюзия на один из главных символов советских «шестидесятников» - легенду о трубаче на Марьяцком костёле в Кракове, ставшую известной в советской интеллигентской среде благодаря песне Булата Окуджавы «Прощание с Польшей». Напомню предпоследнюю строку этой песни: «Мы школьники, Агнешка. И скоро перемена…» - Илья Кукулин, «Четвёртый закон робототехники».

@ Tue, 07 Feb 2017 23:20:02 +0300

Комментарии к рецензии (32)

janpaul
  • Киноакадемик
  • Tue, 07 Feb 2017 23:20:14 +0300

P. P. P. S.


smile

NIKI60
  • Кинокритик
  • Wed, 08 Feb 2017 01:32:37 +0300

Как всегда много себя, аллюзий и сексуальных фантазий (проблема со смазкой все-таки проблема lol ), но не смотря на это реца информативна (теперь понятно, почему пацаны красили губы). +
__________________________
Один вопрос: А точно киберпанк? За весь фильм ни одного компьютера.
Второй вопрос? Как ты мог упустить Гусева? Это такой колоритный персонаж!
Одно замечание: о свободе пели за десять лет до этого фильма хиппи-бременские музыканты! Причем в открытую: "нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы" smile

theghostka
  • К.Модератор
  • Wed, 08 Feb 2017 03:44:09 +0300

псевдонарратив......
ретроутопия............
фентезифутуризм...
неоархетип..............
арт-нарратив...........
фавела-- разновидность трущоб в крупных городах Бразилии, в частности в Рио де Жанейро.
неогиацинт..............
глэм-киберпанк......

theghostka
  • К.Модератор
  • Wed, 08 Feb 2017 03:57:31 +0300
theghostka писал:

псевдонарратив......
ретроутопия............
фентезифутуризм...
неоархетип..............
арт-нарратив...........
фавела-- разновидность трущоб в крупных городах Бразилии, в частности в Рио де Жанейро.
неогиацинт..............
глэм-киберпанк......

Это на вскидку mrgreen
Там, где многоточие, не нашел внятного перевода и/или пояснения смысла слова... Куда наклонено, понятно, но хочется амбивалентно-содомической конкретности)))
К слову, я нашел глэмпанк, про киберпанк чивото знал, но вот глэмкиберпанк... это от ЖП))
фентезифутуризььм... одна статья про по моему румынского художника, пишущего прикольные картинки, от которых Электроником не пахнет и наоборот...))
ретроутопия.... ну, скажем хорошопонели))
а вот тут мозг у меня конкретно сломался: в неких богемных футуристических фавелах, похожих на мраморный рай шербета и содомии . идажене пытайся мне объяснять, я все равно не пойму...

неогиацинт... есть противогрибковый препарат такой кажысь...

трансгрессивность и лиминальность.... баааатюшки...
...............................
я ничего не поставлю, так как не понял, о каком фильме идет речь mrgreen

theghostka
  • К.Модератор
  • Wed, 08 Feb 2017 04:02:39 +0300

а если серьезно... ну ведь сам видишь, что перегибаешь... зачем? confused

A0903
  • Р.Модератор
  • Wed, 08 Feb 2017 09:29:54 +0300

Электроник как Предтеча, ЖП случаем Пелевина перебрал что ли? mrgreen mrgreen razz

-"по сути, первый заговорил о создании трансгрессивных и лиминальных зон свободы во внутренних пространствах закрытой системы. И именно эта тема, равно как и тема крылатых качелей, выводит приключения Электроника выше елей существующих ныне философских учений". Очень сильная фраза, прямо валит наповал, всей мощью русскаго языка.

janpaul
  • Киноакадемик
  • Wed, 08 Feb 2017 09:48:03 +0300
NIKI писал:

Как всегда много себя, аллюзий и сексуальных фантазий (проблема со смазкой все-таки проблема lol ), но не смотря на это реца информативна (теперь понятно, почему пацаны красили губы). +
__________________________
Один вопрос: А точно киберпанк? За весь фильм ни одного компьютера.
Второй вопрос? Как ты мог упустить Гусева? Это такой колоритный персонаж!
Одно замечание: о свободе пели за десять лет до этого фильма хиппи-бременские музыканты! Причем в открытую: "нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы" smile

smile
- Касаемо Гуся и его вектора. У меня есть целый цикл лекций, посвящённый Макару Степановичу Гусеву. ) Цикл называется «Там, где гуси делают гав-гав, или Йога для старшеклассников». Как-нибудь почитаю. ) Надеюсь, ты понимаешь, как нужно правильно произносить букву «г» в названии моего цикла. ))
И помни - мы жэж школьники, Агнешка. Тьфу ты! Мы школьники, Мыкола. И скоро перемена…)

janpaul
  • Киноакадемик
  • Wed, 08 Feb 2017 09:49:00 +0300
Syrdon писал:

Электроник как Предтеча, ЖП случаем Пелевина перебрал что ли? mrgreen mrgreen razz

-"по сути, первый заговорил о создании трансгрессивных и лиминальных зон свободы во внутренних пространствах закрытой системы. И именно эта тема, равно как и тема крылатых качелей, выводит приключения Электроника выше елей существующих ныне философских учений". Очень сильная фраза, прямо валит наповал, всей мощью русскаго языка.

- Да, это так. )) Я, кстати, есличо – про серотониновые качели. И ежовые… ) то исть, еловые дофаминовые ловушки. )

janpaul
  • Киноакадемик
  • Wed, 08 Feb 2017 09:50:03 +0300
theghostka писал:

Это на вскидку mrgreen
Там, где многоточие, не нашел внятного перевода и/или пояснения смысла слова... Куда наклонено, понятно, но хочется амбивалентно-содомической конкретности)))
К слову, я нашел глэмпанк, про киберпанк чивото знал, но вот глэмкиберпанк... это от ЖП))
фентезифутуризььм... одна статья про по моему румынского художника, пишущего прикольные картинки, от которых Электроником не пахнет и наоборот...))
ретроутопия.... ну, скажем хорошопонели))
а вот тут мозг у меня конкретно сломался: в неких богемных футуристических фавелах, похожих на мраморный рай шербета и содомии . идажене пытайся мне объяснять, я все равно не пойму...

неогиацинт... есть противогрибковый препарат такой кажысь...

трансгрессивность и лиминальность.... баааатюшки...
...............................
я ничего не поставлю, так как не понял, о каком фильме идет речь mrgreen

smile
- Касаемо мраморного рая шербета и содомии. )) Немнога вики. )
«…опубликованные в XX веке дневники Байрона раскрывают картину половой жизни поистине пансексуальной. Так, портовой городок Фалмут поэт описывал как «прелестное место», предлагающее «Plen. and optabil. Coit.» («многочисленные и разнообразные половые сношения»). «Нас окружают Гиацинты и другие цветы самого ароматного свойства, и я намерен собрать нарядный букет, чтобы сравнить с экзотикой, которую мы надеемся встретить в Азии. Один образец я даже возьму с собой». Этим образцом оказался юный красавец Роберт Раштон, который «был у Байрона пажом, как Гиацинт — у Аполлона». В Афинах поэту приглянулся новый фаворит — пятнадцатилетний Николо Жиро. Турецкие бани Байрон описывал как «мраморный рай шербета и содомии»…»
Карочи, фавелы-фуявелы. ))

janpaul
  • Киноакадемик
  • Wed, 08 Feb 2017 09:51:24 +0300
theghostka писал:

а если серьезно... ну ведь сам видишь, что перегибаешь... зачем? confused

- А в комнатах наших, как говорица, сидять жанпольсартры, и роботов наших ведут в кабинет... )

Добавить комментарий