Три близкие подруги, молодые девушки-провинциалки делят комнату в рабочем московском общежитии, мечтая найти своё счастье в столице. Скромная застенчивая Тоня. Яркая, нахрапистая Людмила, уверенная, что ей в лотерее жизни достанется главный выигрыш. Мечтающая поступить в институт, уткнувшаяся в книги Катя. Город — жизнерадостный малыш, а ты — красная краска, которую он слизывает со своей игрушки. Вокруг тебя и с тобой происходят важные и неожиданные события. Ты заваливаешь экзамены в институт, но переселяешься на месяц из общежития
в отдельную квартиру дяди-профессора в престижной высотке на Котельнической набережной. Знакомишься с прекрасным принцем, стоящим за телекамерой и вдохновенно вещающем о роли зарождающегося телевидения. Влюбляешься в него, но низвергаешься с Олимпа высотки обратно в комнатку общежития, где тебе придётся одной растить дочку, разрываясь между работой, детским садом, и вечерним институтом, надеясь и рассчитывая только на себя. Москва, безусловно, одно из главных "действующих лиц" картины, но история, которая разворачивается в течение 20 лет, - универсальна. Она посвящена близким и важным для всех темам любви и профессионального успеха, извечной борьбе полов и реализации себя как личности.
Режиссёр фильма Владимир Меньшов и его жена, исполнительница роли Кати, актриса Вера Алентова испытали на себе жизнь москвичей в первом поколении, пройдя через общежития, через творческие неудачи, через борьбу за выживание в большом, не всегда приветливом городе, который кому мать, а кому - мачеха. Именно поэтому, фильм, во всяком случае, его первые 100 минут, получился достоверным в изображении жизни столицы и её обитателей в совсем античном, 1958-ом году, а затем, двадцать лет спустя, в 1978-ом. Меньшов удачно использует реалии московский жизни конца 1950-х годов, такие, как песни и эстрадные номера, звучащие в первой серии. И Бесса Ме Муче, и песня из индийского фильма "Бродяга" действительно были очень популярны в то время. Молодёжь собиралась у памятника Маяковскому, чтобы послушать стихи молодых, многообещающих поэтов Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского. Виртуознo написана и снята сцена приезда популярных кино-артистов конца 50-х годов на фестиваль французского кино в Москве, во время которой Катя и Людмила вместе с толпой поклонников с восторгом встречают кино-кумиров того времени - Георгия Юматова, Татьяну Конюхову и Леонида Харитонова. А никому тогда неизвестный, поздно начавший артистическую карьеру Иннокентий Смоктуновский стреляет лишний билетик, как и простые смертные. Эти детали органично вплетены в ткань повествования. Они вызывают доверие к режиссёрскому видению, дают возможность приобщиться к истории страны, Москвы, понять заботы, чаяния и радости наших матерей и бабушек, когда они были молоды, прелестны, исполнены надеждой и мечтами, готовые к покорению столицы. Пусть она и не сразу строилась, и не сразу всё устроилось.
Во второй половине фильма в центре оказывается Катя, которая за двадцать лет, что пролетели между двумя звонками будильника, прошла достойный восхищения путь. Провинциалка в чужом городе, мать-одиночка, она работала, училась, сама вырастила дочь, добилась высокой и ответственной должности, стала членом Моссовета. Но успешная карьера не спасает от одиночества, которое в большом городе кажется ещё острее, от стыда за урванные тайком встречи с чужим мужем, от страстного желания встретить своего единственного, суженного. Как и положено в мелодраматической комедии-фантазии, встреча, конечно же, состоится. Золушка встретит своего принца. Точнее, Золушок встретит неузнанную принцессу. Не на балy в королевском дворце, а в поздней электричке. И будут на нём замызганные ботинки вместо хрустальных туфелек. Но он окажется уверенным в себе, с захлёстывающим обаянием, золотыми руками. А ещё умён, умеет ухаживать и готовить. Почему же манера поведения с женщиной, которая привлекла его с первого взгляда, начинает вызывать недоумение, а затем раздражение и желание выставить его и захлопнуть за ним дверь? Он душит в ней любой импульс индивидуальности, предполагая, что лучше знает, чего она хочет, что ей подходит, а что нет. Он и не скрывает, что относится к ней свысока; унижает её, возможно не замечая и не задумываясь об этом, начиная с первых же слов" "У вас глаза незамужней женщины". Тот, кого она искала долгие годы, в ком надеялась обрести родственную душу, сидя в её доме, за её столом, в присутствии её взрослой дочери заявляет: "Я буду все решать на том простом основании, что я мужчина!" Кому-то это покажется обезоруживающей простотой, а кому-то грубой фамильярностью и ни на чём не основанной самонадеянностью.
"Москва слезам не верит" вышла на экраны всего на два года позже не менее известного и любимого зрителями разных поколений "Служебного романа" Эльдара Рязанова. Глубоко московские по духу, оба фильма всматриваются в незаурядных женщин, приближающихся к сорокалетнему рубежу, сделавших блестящую карьеру, но одиноких, никогда не бывших замужем. Обе героини руководят сотнями подчинённых. Обе - сильные, волевые личности, в чьих жизнях отсутствует что-то очень важное и необходимое. Но если "Служебный роман" приводит к выводу, что нет в жизни женщины истинного счастья без любви и взаимопоминания, то "Москва слезам не верит" пытается убедить, что главное для женщины - это штамп в паспорте и мужчина за её столом. Робкий и застенчивый Анатолий Ефремович Новосельцев, Золушок "Служебного романа", кажется поначалу прямым наследником Акакия Акакиевича Башмачкина. Но сколько в нём достоинства, благородства и силы характера, раскрывшихся постепенно и особенно ярко проявившихся в сцене объяснения с подонком, стоящим гораздо выше его на служебной лестнице. Новосельцев учится противостоять властной героине, общаться с нею на равных. Он разглядел в ней тонкость, ранимость, глубоко запрятанную женственность и, при этом, всегда относился к ней с истинным уважением. Гоша же, он же Гога, он же Жора, "настоящий мужчина" не верящей слезам Москвы, так и стремится поставить Катерину на место - "помалкивай и делай так, как я скажу". Интересно, что исполнитель роли Гоши, прекрасный и тонкий актёр Алексей Баталов очень скептически относился к созданному им образу интеллигентного слесаря. Он считал, что одинокие советские женщины, для многих из которых Гоша стал идеалом, просто не рассмотрели его как следует. Этого ли мужчину так долго искала и ждала Катерина, преодолевая в одиночку непреодолимые препятствия, реализуя свой потенциал, достигая определённых высот? Мужчину, не разделившего тяготы её жизненого пути, безразличного к её внутреннему миру, прикрикивающего на неё в её же доме. Да просто не уважающего её. Как долго сможет она мириться с этим? Единственная ли это возможность счастья для умной, независимой, самодостаточной женщины, уставшей от одиночества?
@ Mon, 19 Jun 2017 23:31:36 +0300
Во как!!)) Совершенно упущенный мной угол зрения..
А может, вся эта независимость героини Алентовой была лишь шелухой, и на самом деле глубоко внутри она ждала именно такого вот Гошу?))
Ух ты!! Я слышу другие нотки!!!
Нахлобучив беретик на кудрявую головушку..еще раз перечитав ..
"А если это Любовь Надя?)))"
Нууу нязнааюю вы все пряматки слова какие то говоритя...кака тут любовь !?когда вот воздуху нехватат! А в груди прям жжет жжет..как будто жар из печки сглотнула
Не могу принять название фильма.
Чему тогда верить, если не слезам?
Фильм кажется слишком во многом притянутым за уши, чтобы однобоко представить жизнь людей в СССР.
Не верю ни идее одиночества, ни сомнительному содержанию самого фильма, обильно политого водкой и ложным артистизмом.
Советские люди не такие!
Советские люди показаны в таких фильмах и сериалах как "Коммунист", "Щит и меч", "Отец солдата", "Судьба человека".
Но рядом с этими фильмами нельзя ставить такие как "Они сражались за Родину", "Калина красная" и т.д., потому что в последних показана ничем не оправданная бравада и принижение исторического значения Советского человека. В них, как и в "Москва слезам не верит" высвечивается только одинокая однонаправленность на индивидуальность и обособленность, вместо объединения в единый монолит Советского политического и общественного характера.
Мои слова подтверждаются Советскими песнями и стихами.
и
Оценки не ставлю, потому что сколько ни старался понять этот фильм - не получилось.
Нахожу в нём больше отрицательного, чем положительного.
Не могу принять название фильма.
Чему тогда верить, если не слезам?
Фильм кажется слишком во многом притянутым за уши, чтобы однобоко представить жизнь людей в СССР.
Не верю ни идее одиночества, ни сомнительному содержанию самого фильма, обильно политого водкой и ложным артистизмом.
Советские люди не такие!
Советские люди показаны в таких фильмах и сериалах как "Коммунист", "Щит и меч", "Отец солдата", "Судьба человека".
Но рядом с этими фильмами нельзя ставить такие как "Они сражались за Родину", "Калина красная" и т.д., потому что в последних показана ничем не оправданная бравада и принижение исторического значения Советского человека. В них, как и в "Москва слезам не верит" высвечивается только одинокая однонаправленность на индивидуальность и обособленность, вместо объединения в единый монолит Советского политического и общественного характера.
Мои слова подтверждаются Советскими песнями и стихами.
и
Оценки не ставлю, потому что сколько ни старался понять этот фильм - не получилось.
Нахожу в нём больше отрицательного, чем положительного.
Мирони, советские люди были РАЗНЫЕ!)) Они всегда разные, эти люди, что с ними не делай. Даже при твоём любимом Сталине, который жизнь свою положил, чтобы сделать народ однообразной серой массой, они оставались РАЗНЫМИ,
Мне вот интересно, если бы у тебя была машина времени, ты бы действительно перекочевал в 30-ые годы, к примеру?
Во как!!)) Совершенно упущенный мной угол зрения..
А может, вся эта независимость героини Алентовой была лишь шелухой, и на самом деле глубоко внутри она ждала именно такого вот Гошу?))
Из интервью Алексея Баталова:
«Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове, — считал Баталов. — А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется».
Актер считал, что одинокие советские женщины просто не рассмотрели его Гошу как следует. Но все его попытки разуверить зрительниц в идеальности этого персонажа пошли крахом. Поклонницы продолжают обожать Баталова в этой роли.
http://www.womanhit.ru/stars/news/2017-06-15-gosha-proschaj-moskva-poverila-slezam/
И действительно, как можно не любить Баталова? Он настолько тонкий, умный и чуткий актёр, что эти качества переносятся и на его героев. Я видела фильм столько раз, что долгое время не замечала качеств Гоши, которые вдруг вышли на передений план и стали очень раздражать. И не в том штука, что Катерина влюбилась в него без памяти, а в том, что он преподносится как истинный герой. А это далеко не так. Я вот упомянула Новосельцева из "Служебного романа". По моему мнению, он гораздо более человечный и мужественный киногерой. Но это кому как.
Всего три человека в комнате московского общежития - это и сейчас неплохо.
Да, когда то и у нас снимали выдающиеся фильмы.
А Москва слезам действительно не верит.
Это я говорю, как слоняющийся под шпилем Котельнической высотки.
Из интервью Алексея Баталова:
«Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове, — считал Баталов. — А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется».
Актер считал, что одинокие советские женщины просто не рассмотрели его Гошу как следует. Но все его попытки разуверить зрительниц в идеальности этого персонажа пошли крахом. Поклонницы продолжают обожать Баталова в этой роли.
http://www.womanhit.ru/stars/news/2017-06-15-gosha-proschaj-moskva-poverila-slezam/
И действительно, как можно не любить Баталова? Он настолько тонкий, умный и чуткий актёр, что эти качества переносятся и на его героев. Я видела фильм столько раз, что долгое время не замечала качеств Гоши, которые вдруг вышли на передений план и стали очень раздражать. И не в том штука, что Катерина влюбилась в него без памяти, а в том, что он преподносится как истинный герой. А это далеко не так. Я вот упомянула Новосельцева из "Служебного романа". По моему мнению, он гораздо более человечный и мужественный киногерой. Но это кому как.
Согласен про третью серию)))
Но ведь и преподносится как настоящий герой не на пустом месте. Значит, действительно была/есть потребность в таких мужиках у советских/российских женщин... Я уверен, что и сейчас, будь выбор, большинство одиноких российских женщин отдали бы предпочтение Гоше, а не Новосельцеву))
Да, харизма Баталова сыграла свою роль, но как бы сложилось, если бы Гошу играл другой актер, нам уже не дано знать..
Согласен про третью серию)))
Но ведь и преподносится как настоящий герой не на пустом месте. Значит, действительно была/есть потребность в таких мужиках у советских/российских женщин... Я уверен, что и сейчас, будь выбор, большинство одиноких российских женщин отдали бы предпочтение Гоше, а не Новосельцеву))
Да, харизма Баталова сыграла свою роль, но как бы сложилось, если бы Гошу играл другой актер, нам уже не дано знать..
Вы чооо!?вы чо!?!?
В том то и дело!!что вы опять из серии крайности в крайности!!!!! Меньшов правильно подавал идею!настоящего! Посмотрите как Гоша остановил ее за руку..он не стукнет женщину!!он уйдет!!но в том то и дело! Что таких редко!чтоб слово камень..чтоб знала "могу ударить!!"но не знала" что ни в жисть не ударю потом что я выше..!"
На этой кстати почве у Меньшова с Баталовым и был ругань!что Меньшов заставлял Баталова играть крепкого как крепень а Баталов считал что русская душа не знает границ!!поэтому если выпил рюмку значит дальше нажратся!!!( это уточннение Меньшов каждый раз в кадрах добавлял.. вспомните как Гоша рассказывал как любит выпить но...)
Ну фуу !!ну вы ну все опять в кучу скинули шаблоны накидали и буе зделали((
Почему Алексей Баталов не хочет общаться с внуками? Узнав о том, что у великого актера родилась правнучка, мы решили поздравить его с этим событием. Но оказалось, что Алексей Владимирович не помнит, что у него вообще есть внуки, а уж о том, что родилась правнучка, он просто не знает. Баталов рассказал нам, почему не общается с дочерью от первого брака.
Источник: https://sobesednik.ru/scandals/pochemu-aleksei-batalov-ne-khochet-obshchatsya-s-vnukami
Моё личное впечатление, что Алексей Баталов немного того... Не со зла будет сказано.
какие же все же бабы дуры бывают