Она жила, земля деревьев и рек, и скал с глубокими каменными думами. Она дышала, она чувствовала, она рожала и смеялась, и видела тысячелетие за тысячелетием. Большая, живая, плывущая в океане космоса. «Что за чудо», -думал человек. Он до сих пор не понимал, что Земля это его мать. Он не понимал, что Земля живая, и живет своей жизнью, и слитно с человечеством, и в то же время совсем от него отдельно. Мать со своей собственной жизнью. (Харлан Эллисон)
Hовый фильм Даррена Аранофски «mother!» открывается видом одинокого загородного дома, возведённого на опушке густого леса вдали от шумных толп. Это обитель известного писателя средних лет, пребывающего в состоянии временного творческого кризиса, и его юной жены, восстанавливающей их жилище после пожара. Дом подобен живому существу, и, приложив руку к стене, молодая женщина чувствует биение его сердца. Безмятежная идиллия прерывается стуком в дверь незванного гостя, которого писатель радушно приглашает разделить кров и трапезу. Вскоре за ним появятся и другие визитёры, принося с собой споры, ссоры, оскорбления, которые кульминируют в убийство, оставившее незаживающий кровоточащий шрам в полу дома. После изгнания непрошенных посетителей, жизнь возвращается в нормальное русло. Женщина беременеет, что вдохновляет её мужа к завершению работы над новой рукописью. Книга пользуется ошеломительным успехом, и бессчисленные почитатели автора наводняют его пристанище. Oни поклоняются ему, растаскивая утварь на сувениры, располагаясь как у себя дома, игнорируя протесты и негодования его жены, готовой вот-вот родить.
Если первую половину фильма можно предстaвить неторопливым триллерoм c мистическим налётом, то вторая — это неотвратимoе падение в пучины хаоса и коллективного безумия, где истинный ужас неразрывно сплетён с мрачнейшим чёрным юмором «Ангела Истребителя» и «Золотого века» Луиса Бунюэля. Аранофски разворачивает мощную и безжалостную атаку на восприятие зрителями реальности, используя нескончаемую какофонию дискомфортных звуков и образов, которые одновременно изумляют, устрашают и сбивают с толку. Вслед за главной героинeй, указанной в титрах как «mother», зрители перестают отличaть реальность от воображения, что приводит к состоянию смятения и тревоги, которые редко доводится испытывать в кино. Умышленно сделав всех персонажей безымянными и ограничив действие стенами дома, расположенного неизвестно где, Даррен Аронофски поставил многослойную кино-аллегорию, преисполненную религиозной, мифологической, политической и сатирической символикой. В ней раскрываются проблемы супружеской жизни, переживаются муки творчества, а за славу платят разбитой вдребезги неприкосновенностью личной жизни и пространства. По сути своей, это фильм о мужском эго, o женском инстинкте, и о самой стpашнoй вещи в мире: о людях, которые хотят и требуют от вас больше, чем вы можете им дать. Воспринимать его можно и как нетипичный психологический хоррор, и как медитацию на тему гендерного экзистенциализмa, и как абсурдистскую пародию на неистребимую в человечестве веру в спасителей, которые возникают в каждом обществе на протяжении всей истории.
Пытаясь объяснить «mother!» критики, зрители, рецензенты, и те, кто приняли фильм, и те, кто подверг его анафеме, сравнивают его с картинами прошлого, в частности, с «Ребёнком Розмари» Романа Полански, с «Антихристом» Ларса фон Трира, да и с немногочисленными, но впечатляющими работами самого Аранофски. Но «mother!» напоминает и трилогию молчания Ингмара Бергмана тем, что использует минимальный диалог, изолированное, не от мира сего место действия, и персонажей в отчаянии бросающих вызов земной юдоли, которую Бог покинул, а потому — молчит. Наиболее близка «mother!» поставленному более 50 лет фильму «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене. Сюрреалистичная загадочность, многослойность смысловых пластов, нелинейное, цикличное движение во времени и пространстве, которые роднят обе картины, ведут к их поразительной открытости любой интерпретации, не зависящей от сюжетных хиторсплетений, и вдохновляющей на бесконечные размышления.
«mother!» начинается как камерная история одного брака, в котором любящая женщина- созидательница, готова отдать всю себя Ему, своему возлюбленному. Но Eму нужно всё больше, и в какой-то момент ей просто нечего будет отдать. По мере развития действия камерная, интимная, личностная история не может сдержать нарастающее, невыносимое давление, кипящее изнутри. Она перерастает во что-то бесконечно большее, что трудно объяснить или описать. Что-то в ней навеяно заголовками последних новостей, которыми средства массовой информации бомбардируют нас каждую секунду. Что-то- назойливым жужжанием уведомлений и трезвоном наших смартфонов, неотьемлимой частью которых мы неизбежно становимся. А что-то передалось от темноты, беспомощности и отрезанности от мира во время яростных взрывов гнева природы — ураганов, наводнений и землeтрясений. Некоторые аспекты фильма зародились в сердце его создателя, некоторые в памяти, иные — в мрачных глубинax подсознания, как отклик на безумие времени, в котором нам довелось жить. Времени, в котором разрушаются экосистемы, кризис мигрантов перекраивает карту мира, религиозные войны ведутся со средневековыми жестокостью и фанатизмом, и человечество в высокомерном ослеплении отказывается задумываться о будущем планеты. В мире современного кино, в котором всего лишь единицы ставят фильмы-поиски ответов на вечные вопросы «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», Даррен Аронофски запечатлел свои размышления, тревоги, фобии в незабываемых, терзающих видениях и звуках, отказaвшись играть по установленным кинематографическим правилам.
Его фильм-клаустрофобия, вызывающий тревожные корябающие чувства на висцеральном уровне, идущий гораздо дальше, чем любая картина в жанре домашнего вторжения, можно представить как воспроизведение на экране самого акта творения, чьи основы коренятся в разрушении и хаосе. Аранофски приоткрывает плотную завесу, скрывающую источники, вдохновившие Бога на создание Библии, и ослепляет многочисленными образами из коллективного бессознательного, включая наши самые современные кошмары, которые уже были воплощены в таких фильмах, как «Чужой», «Ребёнок Розмари», «Сияние». «mother!» — это нигилистическая аллегория генезиса и, одновременно, гневное обвинение, брошенное человечеству, повинному в разрушении и осквернении прирoды. А неизбежный вывод, вытекающий из него, это то, что бог, слабовольный и эгоцентричный подонок, рассеянно погружён в себя. Мать-земля вот-вот сожжёт нас заживо, и участь эту мы вполне заслужили. Только облитерация планеты и её обитателей временно излечит импотенцию безразличного божества, имя которому Сизиф. Он моментально забудет неудавшийся эксперимент и беспечно начнёт всё сначала. И опять. И снова. И ныне, и присно, и во веки веков. Ведь ничто не ново под луной. Всё проходит, всё повторяется, и ничего не меняется. Только мы не повторимся.
@
Tue, 12 Dec 2017 00:57:13 +0300
Ура! Рассеялась нечистая сила. Вижу рецензию во всех списках и удаляю приписку о второй попытке.
Claire и Syrdon, огромное спасибо. Я в первый раз добавила рецензию в браузере Firefox Quantum, который нам недавно на работе всем загрузили. А сейчас - в Google Chrome. Была ли причина глюка в браоузере или в каких-то особенностях сеттингов - не знаю, но очень рада, что всё на месте.
Большая просьба к любезным читателям, что отметились плюсиками - милости прошу cнoвa заглянуть
Ну а если серьёзно, рада, что фильм наконец-то загрузили. Mother! меня прямо сразила. Может быть именно потому, что фильм открыт абсолютно любому прочтению. Может быть, от многослойной символики. А может быть, оттого, что фильм этот самому Араноффски бесконечно близок и дорог. Ведь он во сне его увидел, и сценарий после этого за пять дней написал, что само по себе подобно сверхъестественному явлению. Он уверен, что ничего подобного этому фильму больше не сделает и сказал в нём о том, что у него давно наболело. Но разделила Mother! публику диаметрально. Когда фильм вышел на экраны в США, редко читала я такую лавину негодующих, ненавидящих, презрительных отзывов, как на Mother! Как бутдто люди копировали друг друга: «Худший фильм года, десятилетия, столетия, всех времён и народов!» «Отдайте мне деньги за билет!» «Я в жизни не оставлял/а отзывов на фильм, но не могу молчать!». Кстати, последнее заявление повторялось и у тех зрителей, которые считают, что Mother! — «Лучший фильм года, десятилея, столетия, всех времён и народов!» Когда я пошла смотреть кино, отпросившись с работы, на 4-х часовой сеанс, зал был пустой. До чего же это было здОрово — огромный экран, звуковые эффекты, и никто не отвлекает. Не знаю, лучший ли это фильм года, но, впечатлил он меня изрядно. Думать о нём было интересно, и мыслей он навеял много. Приятно пообщаться с умным человеком, а Аранофски, безусловно, умён, талантлив и мыслит outside the boх.
Ура! Рассеялась нечистая сила. Вижу рецензию во всех списках и удаляю приписку о второй попытке.
Claire и Syrdon, огромное спасибо. Я в первый раз добавила рецензию в браузере Firefox Quantum, который нам недавно на работе всем загрузили. А сейчас - в Google Chrome. Была ли причина глюка в браоузере или в каких-то особенностях сеттингов - не знаю, но очень рада, что всё на месте.
Большая просьба к любезным читателям, что отметились плюсиками - милости прошу cнoвa заглянуть
Ну а если серьёзно, рада, что фильм наконец-то загрузили. Mother! меня прямо сразила. Может быть именно потому, что фильм открыт абсолютно любому прочтению. Может быть, от многослойной символики. А может быть, оттого, что фильм этот самому Араноффски бесконечно близок и дорог. Ведь он во сне его увидел, и сценарий после этого за пять дней написал, что само по себе подобно сверхъестественному явлению. Он уверен, что ничего подобного этому фильму больше не сделает и сказал в нём о том, что у него давно наболело. Но разделила Mother! публику диаметрально. Когда фильм вышел на экраны в США, редко читала я такую лавину негодующих, ненавидящих, презрительных отзывов, как на Mother! Как бутдто люди копировали друг друга: «Худший фильм года, десятилетия, столетия, всех времён и народов!» «Отдайте мне деньги за билет!» «Я в жизни не оставлял/а отзывов на фильм, но не могу молчать!». Кстати, последнее заявление повторялось и у тех зрителей, которые считают, что Mother! — «Лучший фильм года, десятилея, столетия, всех времён и народов!» Когда я пошла смотреть кино, отпросившись с работы, на 4-х часовой сеанс, зал был пустой. До чего же это было здОрово — огромный экран, звуковые эффекты, и никто не отвлекает. Не знаю, лучший ли это фильм года, но, впечатлил он меня изрядно. Думать о нём было интересно, и мыслей он навеял много. Приятно пообщаться с умным человеком, а Аранофски, безусловно, умён, талантлив и мыслит outside the boх.
я буквально два дня назад его посмотрел, и на днях собираюсь снова...
я такое кино всегда дважды подряд смотрю))
ожидания зрителей не оправдались скорее всего из за того, что фильм рекламировали как хоррор или триллер, что, по большому счету, абсолютно не соответствует действительности
я понимаю людей, которые негодуют после того, как купили билет на страшилку, а их заствили думать... им обидно, они хотели расслабиться, а получили горькую пилюлю))
......................
рецензии, естественно, плюс
особенно понравился последний абзац! Честно говоря, если бы весь текст был окрашен в такой эмоциональный цвет, мне бы понравилось больше, но это я уже бешусь с жиру
....................
после просмотра сразу схватился за ручку, писать, писать, но мысли в голове стукнулись друг о дружку и рассыпались))) решил остыть, дать улечься, пересмотреть
а теперь уже вряд ли, лучше не получится))
хотя, может получиться по другому
Спасибо за рецензию!
Отличная рецензия. Жаль, что такие фильмы достаточно мало собирают у нас, а после введения дополнительных сборов могут и вовсе перестать выходить в России.
10 звезд... Неужели?
я буквально два дня назад его посмотрел, и на днях собираюсь снова...
я такое кино всегда дважды подряд смотрю))
ожидания зрителей не оправдались скорее всего из за того, что фильм рекламировали как хоррор или триллер, что, по большому счету, абсолютно не соответствует действительности
я понимаю людей, которые негодуют после того, как купили билет на страшилку, а их заствили думать... им обидно, они хотели расслабиться, а получили горькую пилюлю))
......................
рецензии, естественно, плюс
особенно понравился последний абзац! Честно говоря, если бы весь текст был окрашен в такой эмоциональный цвет, мне бы понравилось больше, но это я уже бешусь с жиру
....................
после просмотра сразу схватился за ручку, писать, писать, но мысли в голове стукнулись друг о дружку и рассыпались))) решил остыть, дать улечься, пересмотреть
а теперь уже вряд ли, лучше не получится))
хотя, может получиться по другому
Спасибо за рецензию!
Пишите обязательно, только это может занять время. Я свою рецензию месяца полтора обдумывала и писала. Посмотрела фильм как только он вышел в сентябре, а выложила текст в КП 10 ноября. Будет у Вас лучше и будет по-другому. Ведь фильм столько мыслей вызывает, столько тем затрагивает. Я вот умышленно имена актёров не называю. Сама себя спросила, смогу ли обойтись в рецензии без упоминаиня актёрской игры? Своего рода эксперимент, а ведь о них можно очень много говорить. И о Лоуренс, и о Бардеме, и о Харрисе, и конечно же о Пфайфер. А приглашение не одного, а двух братьев Глисонов на роль первых братьев на земле? Любопытный приём. По моему меннию, фильм - исключительно режиссёрский, принадлежит Араноффски. Отсюда и мой подход к написанию. Была у меня первоначальная идея рассмотреть фильм как своеобразную кино-месть Рэчел Вайз, с которой Араноффски был близок много лет. "Фонтан" он явно ей посвятил. Они были помолвлены и родили сына вместе, но расстались. Я даже думала назвать рецензию "Почему бы не спросить у Рэйчел?" Концовка впoлнe распологает к такому размышлению. Но получилось как получилось. В любом случае, спасибо Араноффски за незаурядный, умный, непростой фильм.
10 звезд... Неужели?
Я - поклонница. Такие фильмы не часто случаются.
Отличная рецензия. Жаль, что такие фильмы достаточно мало собирают у нас, а после введения дополнительных сборов могут и вовсе перестать выходить в России.
Спасибо!
Я - поклонница. Такие фильмы не часто случаются.
Поклонница режиссера ?
Поклонница режиссера ?
Поклонниица фильма Mother! Я не могу сказать, что Араноффски — абсолютно мой режиссёр. «Ноя» я не видела, лебедью чёрной не особо впечатлилась, на «Фонтане» скучала. Пи — плохо помню. Реквием и Рестлер — очень хороши. А вот Mother! очень впечатлил, и именно режиссёрское видение и воплощение.
Фильм о бесхарактерной женщине.
Ничего нового для этой самой пресловутой среды обитания.
Всё старо как пыль.
Рецензия - перебор всего возможного, что под руку попало.
Без оценки.