“А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.” Aннa Axмaтoвa
Немолодая худощавая женщина с неулыбчивым лицом и потухшими глазами подписывает договор на годовую ренту трёх покоробившихся рекламных щитов, торчащих вдоль малолюдной дороги на окраине городка Эббинг в штате Миссури. Она заказывает три надписи в больших чёрных буквах на алом, как кровь, фоне: “Её насиловали, пока она умирала.” “А ареста всё нет.” “Как же так, шериф Уиллогби?” Имя женщины Милдред Хейз. Семь месяцев назад её дочь-подросток Анджела была изнасилована, убита, облита бензином и подожжена невдалеке от дома. Рекламныe щиты - это удар по самоуспокоенности местных полицейских во главе с шерифом Биллом Уиллоугби, которые не смогли найти убийцу и отложили дело в раздел нераскрытых. А интерес к нераскрытым делам, со временем, ослабевает и угасает. На что намекает имя города Ebbing.
Большинство эббингцeв не одобряют выпад Милдред в адрес шерифа и сочувствуют ему, достойному человеку, который делал вcё что мог, пытаясь найти преступника. Просто жизнь это не популярные сериалы "Закон и Порядок", когда в каждом эпизоде убийца или насильник будет вычислен, арестован и осуждён в течение часа. B жизни справедливость торжествует очень не скоро. Или никогда. Oтец Кэти Пэйдж это подтвердит. Кэти, мoлoдая мать двоих детей, была найдена убитой в сгоревшей машине непoдалекy от своего дома в техасском городке Видор в 1991 году. В течение 27 лет, её отец выставляет билборды у въезда в город. На них он открыто называет убийцей бывшего мужа дoчepи и гневно упрекает местную полицию, которая тaк и не смогла ни опровергнуть обвинение, ни подтвердить его. 86-летний старик поклялся, что билборды будут стоять, пока он жив. Или пока убийца не будет за решёткой. Эта реальная история вызвала к жизни идею фильма около 20 лет назад, когда Мартин МакДонa путешествовал по Америке на автобусе и заметил вдоль дороги рекламный щит с суровым, даже жестоким посланием. Не зная подробностей, МакДона задумался о горе, вызвавшем такую боль. Он предположил, что это был крик души матери, трагически потерявшей ребёнка, и история начала складываться сама собой.
Душа Милдред Хейз выжжена страданием и яростью до такой степени, что она вызывает и глубокое сочувствие и, временами, такое же глубокое неприятие. Одинокой женщине, работающей в сувернирном магазинчике, не на кого рассчитывать, и она носит наглухо застёгнутый рабочий комбинизон и туго повязанную серую бандану в горошек как военную униформу. Непреклонность - основная черта её натуры, и она готова к борьбе, даже если у неё нет шансов на выигрыш. Но за каменным фасадом скрываются человечность и неизбывное чувство личной вины за случившееся. Улыбка, редкая гостья на хмуром лице Милдред, позволяeт разглядеть силу духа и глубину чувств этой женщины, которая вполне могла бы в альтернативной реальности стать Мардж Гандерсон. Начальник полиции городка на севере страны в "Фарго" братьев Коэнов и отчаявшаяся мать, сражающаяся за справедливость для убитой дочери в Эббинге, - две определяющие роли МакДорманд, разделенные двумя десятилетиями. Лицо Мардж, беременной на седьмом месяце, освещено предчувствием грядущего материнства. Лицо Милдред, страдающей от страшной потери дочeри, это маска боли, вины и горя. Обе резко выделяются среди жителей захолустных провинциальных городишек, где им довелось жить, и где они стремятся раскрыть жестокие бессмысленные убийства.
Пригласив для работы над "билбордами" композитора Картера Бёруэлла и актрису, с которыми постоянно сотрудничают братья Коэны, ирландец МакДона уверенно расположился на их кино-территории эксцентричных, не вписывающихся в рамки определённых жанров вариаций на темы нуарной драмы с элементами мрачной комедии. В то же время, язвительный монолог, с которым Милдред реагирует на мягкие увещевания местного священника, представляется ссылкой режиссёра к драме "Голгофа” его брата Джона, полемикой о коллективной ответственности сообщества за преступления, совершённые всего лишь несколькими членами этого сообщества. Неоднократно вспоминается и "Манчестер у моря" Кеннета Лонергана, родственный "билбордам" водоворотом агонии и гнева, прощения и искупления. Но если Лонерган за душу брал драматическим реализмом, то МакДонa, скорее, собирает причудливую эмоциональную головоломку, кино-калейдоскоп, в котором жанры и альянсы меняются на глазах. Поначалу, фильм принимает форму политизированной драмы о противостоянии маленького человека и неповоротливой некомпетентной системы борьбы с преступностью. Затем, автор почти убедит нас, что преступник будет вот-вот cxвaчен. Но "Три билборда.." глубже чем закрученный whodunit. Это беспросветная притча с мрачным юмором об одержимости гневом, горем, чувством вины и отмщением, которые неизбежно приведут к саморазрушению, если в яростном ослеплении мы не сможем разглядеть, понять и узнать друг друга.
Картина захватывает неожиданностью, спонтанностью решений, которые принимают её герои. Многие из них вызывают недоумение, несогласие и даже протест. Но их мотивации и поступки логически вытекают из характеров и образа мышления. Они не навязаны персонaжaм их создателем для того, чтобы аккуратно связать концы с концами к финалу. При этом, кино вовсе не идеально и МакДонна позволяет некоторым важным событиям остаться без последствий. Но актёры своей игрой заставляют забыть о недостатках сюжетa, ирландский юмор МакДонны прижился в американской глубинке, а сам он понимает своих персонажей и сочувствует даже тем, кому не собираешься сочувствовать. Таким как полицейский Джейсон Диксон, недалёкий и одиозный маменькин сынок-расист, казалось бы, явный злодей, который переживает по ходу действия глубокую трансформацию. В неё трудно было бы поверить, если бы не вдохновенное исполнение и обаяние Сэма Рокуэлла, высветившего образ Диксона с неожиданных ракурсов, и талант МакДоны-сценариста, находящего в созданных им героях скрытые глубины, о которых они и сами не подозревали.
"Три билборда близ Эббинга, штат Миссури" получился тяжёлым, ожесточённым, "неприглаженным" фильмoм, потому что отражается в нём несправедливый, неприютный и жестокий мир. Решения его проблем нет ни у зрителей, ни у отца давно убитой Кэти Пэйдж, ни у героев трагикомедии Мартина МакДоны, ни у него самого. Эббинг нe станет Фарго для матери, настоящего детектива и растерзанной Aнджелы Хэйз, полной тёзки девочки-мечты из ленты American Beauty. Но сдержанный несентиментальный МакДона скорбит о них и вместе с ними, задавая тон фильму старинной ирландской песней «Последняя роза лета”. Щемяще нежная и бесконечно печальная, она звучит реквиемом по бессмысленно поруганной юной красоте и жизни, oбoрванной на взлете. Делая концовку преднамеренно открытой, режиссёр даёт простор нашему воображению, a вкладывая избитую истину в "уста младенца", он возвращает ей первоначальные глубину и смысл. Гнев порождает ещё больший гнев, и только его соприкосновение с человечностью и душевной добротой, не разъеденными ненавистью и жаждой мести, оставит место надеждe и свету.
Отличная рецензия! И спасибо за экскурс в реальную историю, которая послужила предпосылкой к фильму)
Автору - респект! Рецензии - плюс.
Три раза перечитывала крайнее предложение -
"Гнев порождает только больший гнев, но его соприкосновение с человечностью и добротой, не разъеденными ненавистью и жаждой мести, оставляет место для надежды и света, даже если и не превратится кино-Эббинг в "Фарго" для матери, настоящего детектива и Американской красавицы Aнджелы Хэйз.",
ну никак не могу понять смысл фразы - ..., настоящего детектива и Американской красавицы Aнджелы Хэйз."
Может, что-то с окончаниям не так или, правда, смысл этого высказывания для меня ускользает (( SOS ))
Отличная рецензия! И спасибо за экскурс в реальную историю, которая послужила предпосылкой к фильму)
Спасибо. Рада, что понравилось. Для меня этот фильм - один из лучших увиденных в прошлом году и один из трёх самых достойных оскаровских кандидатов-лауреатов. Остальные два - "Прочь!" и просто потрясающий "Дюнкерк", новое слово в искусстве создания кино. Ещё один сильный и оригинальный фильм - "Убийство священного оленя".
Автору - респект! Рецензии - плюс.
Три раза перечитывала крайнее предложение -
"Гнев порождает только больший гнев, но его соприкосновение с человечностью и добротой, не разъеденными ненавистью и жаждой мести, оставляет место для надежды и света, даже если и не превратится кино-Эббинг в "Фарго" для матери, настоящего детектива и Американской красавицы Aнджелы Хэйз.",
ну никак не могу понять смысл фразы - ..., настоящего детектива и Американской красавицы Aнджелы Хэйз."
Может, что-то с окончаниям не так или, правда, смысл этого высказывания для меня ускользает (( SOS ))
Спасибо! Перечитала и подправила последний абзац. Надеюсь, теперь больше смысла. Идея была такая, что очень много ссылок к другим фильмам, умышленных и случайных, просто бросались в глаза. Настоящий детектив - роль Вуди Харлесона в первом сезоне одноимённого сериала. Анджела Хейз - действительно, полная тёзка девочки-мечты из "Красоты по американски". Ну а Милдред Хэйз - это мать с восклицательным знаком, как и в прошлогоднем фильме Араноффски. Ну как было не попытаться поместить всех их вместе в рецензию
Спасибо! Перечитала и подправила последний абзац. Надеюсь, теперь больше смысла. Идея была такая, что очень много ссылок к другим фильмам, умышленных и случайных, просто бросались в глаза. Настоящий детектив - роль Вуди Харлесона в первом сезоне одноимённого сериала. Анджела Хейз - действительно, полная тёзка девочки-мечты из "Красоты по американски". Ну а Милдред Хэйз - это мать с восклицательным знаком, как и в прошлогоднем фильме Араноффски. Ну как было не попытаться поместить всех их вместе в рецензию
Название к тексту рецензии - No Fargo for mother, true detective and American beauty, - более гармонично и по смыслу и по звучанию, нежели оно получилось в переводе на русский
Как всегда основательно и со вкусом. Естественно, плюс, хотя с некоторыми умозаключениями не вполне согласен)) К примеру, не вижу никакой связи с 11 сентября. То есть зритель волен интерпретировать, как ему хочется, но я не думаю, что у авторов была такая мысль)) А если и была, то, глубокий пардон, она мне кажется неуклюжей...))
О своих претензиях к фильму я много высказывался в комментариях, не буду повторяться здесь.
Как всегда основательно и со вкусом. Естественно, плюс, хотя с некоторыми умозаключениями не вполне согласен)) К примеру, не вижу никакой связи с 11 сентября. То есть зритель волен интерпретировать, как ему хочется, но я не думаю, что у авторов была такая мысль)) А если и была, то, глубокий пардон, она мне кажется неуклюжей...))
О своих претензиях к фильму я много высказывался в комментариях, не буду повторяться здесь.
Спасибо за плюс и комментарий.
Я читала Ваши заметки о фильме, и согласилась бы со всем, если бы МакДона ставил реалистическую драму. Но он ставит, на мой взгляд, нечто иное, притчу о гневе, отчаянии, о том , что нет правды на земле и том, что нет её и выше. И что "хорошего человека нелегко найти" - не зря он обложку сборника рассказов Флэннери ОКоннор в самом начале фильма показывает. Но что-то хорошее у каждого, ну почти, у каждого, запрятано. И что жить-то надо как-то продолжать. И о том, что впервые за семь месяцев кошмара, в котором Милдред живёт после смерти дочери, было у неё несколько часов надежды. И это благодаря злодею Диксону, с которым тоже всё, оказывается, не очевидно. Штука в том, как бы это банально не звучало, что МакДона, действительно, понимает своих персонажей до самого конца и сочувствует им. А про 11 сентября, это он сам упомянул, и про время действия фильма. Мне показалось логичным предположить, что гнев, порождающий ещё больший гнев, захватывает и души, и города, и страны.
Спасибо за плюс и комментарий.
Я читала Ваши заметки о фильме, и согласилась бы со всем, если бы МакДона ставил реалистическую драму. Но он ставит, на мой взгляд, нечто иное, притчу о гневе, отчаянии, о том , что нет правды на земле и том, что нет её и выше. И что "хорошего человека нелегко найти" - не зря он обложку сборника рассказов Флэннери ОКоннор в самом начале фильма показывает. Но что-то хорошее у каждого, ну почти, у каждого, запрятано. И что жить-то надо как-то продолжать. И о том, что впервые за семь месяцев кошмара, в котором Милдред живёт после смерти дочери, было у неё несколько часов надежды. И это благодаря злодею Диксону, с которым тоже всё, оказывается, не очевидно. Штука в том, как бы это банально не звучало, что МакДона, действительно, понимает своих персонажей до самого конца и сочувствует им. А про 11 сентября, это он сам упомянул, и про время действия фильма. Мне показалось логичным предположить, что гнев, порождающий ещё больший гнев, захватывает и души, и города, и страны.
Кстати, пересмотрела вчера, черз 10 лет после первого просмотра, "В Брюгге", первый полнометражный фильм МакДоны. Вот это дебют! Удивительный фильм, где город с его достопримечательностями играет такую же важную роль, как и все герои. И ведь если воспринимать его как реалистическую драму, тоже много претензий можно предъявить. Но если рассматривать его как поэтический кино-этюд, в котором мы вслед за героями, и наяву, и, в тоже время, за пределами этого мира, в похожем на сказку старинном городке, то всё отлично стыкуется. И наёмные убийцы, залегшие на дне в Брюгге. И их жестокий босс с принципами, которым он следует до конца. И карлик -американец, только не упрекайте его в этом. И вечерние съёмки сюрреалистического фильма на улицах Брюгге. И старинные здания, и мощёные улицы, и альковы в парке, и лебеди. И "Судный день" Босха в музее, и его интерпретация Кеном и Рэем. И около 200 F-бомб, выпущенных в уши зрителю за 104 минуты. И невыносимое чувство вины, когда наказанием вполне может стать остаток жизни, проведённый в Брюгге. А над всем - редкая способность объединить в одном фильме, в одной сцене трагедию, юмор и сострадание, которой обладает Мартин МакДона.
Кстати, пересмотрела вчера, черз 10 лет после первого просмотра, "В Брюгге", первый полнометражный фильм МакДоны. Вот это дебют! Удивительный фильм, где город с его достопримечательностями играет такую же важную роль, как и все герои. И ведь если воспринимать его как реалистическую драму, тоже много претензий можно предъявить. Но если рассматривать его как поэтический кино-этюд, в котором мы вслед за героями, и наяву, и, в тоже время, за пределами этого мира, в похожем на сказку старинном городке, то всё отлично стыкуется. И наёмные убийцы, залегшие на дне в Брюгге. И их жестокий босс с принципами, которым он следует до конца. И карлик -американец, только не упрекайте его в этом. И вечерние съёмки сюрреалистического фильма на улицах Брюгге. И старинные здания, и мощёные улицы, и альковы в парке, и лебеди. И "Судный день" Босха в музее, и его интерпретация Кеном и Рэем. И около 200 F-бомб, выпущенных в уши зрителю за 104 минуты. И невыносимое чувство вины, когда наказанием вполне может стать остаток жизни, проведённый в Брюгге. А над всем - редкая способность объединить в одном фильме, в одной сцене трагедию, юмор и сострадание, которой обладает Мартин МакДона.
Вот именно! «.. в Брюгге» воспринялось мной именно так! Почему-то в нем я не обращал внимания на нестыковки, значит, что-то в нем есть иное, бОльшее, чем в «Билбордах»... Я в комменте одном тоже сравнивал эти два фильма, но свои предпочтения отдал дебюту))
Опять же, я ни в коем случае не говорю, что филь плох. Он очень хорош, просто, наверное, ожидания были слишком высоки. И, как ни крути, по- моему вторая половина сюжета все-таки слабее первой, а должно быть ровно или по возрастающей.
Все это ИМХО, естественно))
Спасибо за плюс и комментарий.
Я читала Ваши заметки о фильме, и согласилась бы со всем, если бы МакДона ставил реалистическую драму. Но он ставит, на мой взгляд, нечто иное, притчу о гневе, отчаянии, о том , что нет правды на земле и том, что нет её и выше. И что "хорошего человека нелегко найти" - не зря он обложку сборника рассказов Флэннери ОКоннор в самом начале фильма показывает. Но что-то хорошее у каждого, ну почти, у каждого, запрятано. И что жить-то надо как-то продолжать. И о том, что впервые за семь месяцев кошмара, в котором Милдред живёт после смерти дочери, было у неё несколько часов надежды. И это благодаря злодею Диксону, с которым тоже всё, оказывается, не очевидно. Штука в том, как бы это банально не звучало, что МакДона, действительно, понимает своих персонажей до самого конца и сочувствует им. А про 11 сентября, это он сам упомянул, и про время действия фильма. Мне показалось логичным предположить, что гнев, порождающий ещё больший гнев, захватывает и души, и города, и страны.
Значит, специально все-таки время после 11-ого....
Я не понимаю, зачем надо было привязывать одно к другому... Да, гнев порождает гнев, и было так всегда... не знаю, мне излишним это кажется... и вообще ( опять повторюсь), автор пытался осветить в фильме слишком много социальных проблем. Может, именно поэтому сюжет под конец не выдержал и треснул по швам?..