Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Wildberries thumb
6/10

Инициация, по-британски

Рецензия на фильм «Ритуал»

32210 thumb

“Мы всего лишь птенцы, выпавшие из гнезда на суровую землю…

… просто вошли не в ту кучу гребаных деревьев.

Так в чём же смысл жизни? Прожил мало, умер, про тебя забыли…” ¹

 

       Каждый, ну или почти каждый, мальчик желает стать мужчиной. Во многих странах, этносах и культура испокон веков и по наши дни сохраняется ритуал посвящения в мужчины или обряд инициации. Этот ритуал знаменует собой взросление и переход неофитов в мир мужчин. Цена возмужания – путь

великого испытания, мучительно болезненного и зачастую опасного, после которого подросток получает право считаться храбрым и безжалостным воином.

      Четверо британских парней срываются со своих насиженных мест, чтобы отправиться в  поход по скалистым ландшафтам шведской глухомани. Нет чтобы смотаться на Ибицу или на худой конец замутить совместную пьянку, отпраздновав встречу университетских друзей. Так нет ведь! Парни решили отправиться в суровую реальность. Славно начавшийся поход, однако,  вскоре превратился в похоронную процессию. Недолго думая туристический квартет покинул  уже натоптанный маршрут, решив срезать путь через дремучий девственный лес, ведущий своими тропами неведомо куда. Забравшись в сумрачные дебри, бедолаги сбились с пути, заблудились, словно кучка жалких любителей, и сырой лес сжался вокруг них, поглотил и не желал выпускать из своих когтистых объятий. Долго бродили они по лесу, всё глубже погружаясь в него, превращая свой поход уже в борьбу за выживание. “Лес действовал как воронка, ловушка для глупцов, которые решили искать через него короткий путь, в надежде избежать соседних заболоченных участков. … В поисках света и открытого пространства они лишь сильнее отклонялись от намеченного курса. Лес как будто сам вел их…” ²

       Сверхъестественный ужастик “Ритуал” поставлен по одноименному роману современного английского писателя Адама Нэвилла, сочиняющего преимущественно в жанре мистического хоррора. Экранизация, как известно, всегда непростое дело, и героические попытки следовать оригиналу бывают порой обречены на безжалостный провал. Как бы то ни было, малоизвестный режиссер Дэвид Брукнер, взяв за основу сюжетный квест первоисточника, добавил к полотну сценария несколько авторских штрихов, в результате чего явил зрителям несколько иной ритуал.

       Добавив  “пятый элемент” и кроваво подкрасив предтечу истории, режиссер на сложных щах отправил героев любоваться дикой природой Швеции, по сути, существенно сузив смысловое содержание фильма, сведя цель похода к тривиальной мотивации – почтить память погибшего друга. Тогда как в первоисточнике героев сподвигло отправиться в поход смутное желание преодолеть образовавшуюся за многие годы разобщенность, стряхнуть бремя личных неурядиц и догнать смысл своей жизни. А так как сюжет оказался далеко не нов – лес, дом да хтоническое чудище, то много выжать через цифру не получилось. Динамику задают блуждающие в лесу парни, ставшие кормом для охотящегося на них монстра. Эмоции фильм вызывает, то всплесками волн паники и отчаяния, то выбросами злости и раздражения от взаимных нападок героев.  И пусть за горло фильм вас не хватает,  сжимая ваши мысли в кристаллы страха, зато неплохо создаёт вакуум ожидания.

       Кинофильм зияет смысловыми пустотами, зато прост в понимании, чем, собственно, и скушен.  Лишь неугомонное воображение зрителя способно дополнить или дорисовать недостающее, наделив картину подходящими смыслами. Адам Нэвилл как-то отметил, что роман “Ритуал” повествует о мужчинах его поколения, точнее о “представителях поколения засранцев”, о фундаментальной разобщенности между людьми, об одиночестве и потери смысла жизни, о спорной философии и многом другом. Брукнер же поступил проще,  представив публике незамысловатую историю о туристах с приключениями на свои задницы, отчаянно желающих выбраться из леса живыми.  

       В отличие от первоисточника, киноадаптация слабо передаёт атмосферу жуткого древнего леса, тёмные недра которого таят в себе неведомые символы и черные сущности, предвещающие лишь удушающий страх и вещи похуже смерти. Визуальный ряд, напичканный оккультными символами, транс психическими сеансами сновидений, выпотрошенными трупами и мумиями древних божеств, лишь усиливает ощущение вторичности.  Со зрителем играют в хорошо знакомую игру – дразнить, но не показывать монстра. “Ты еще не видел его, но тьма уже рисует тебе образы, составляя их из фрагментов существа, которого ты видел в другом месте и в другое время ” ³

       Слабое раскрытие характеров героев, как и отсутствие глубинного смысла происходящего, привели к тому, что фильм, поначалу цеплявший ощущениями неизвестного и чего-то невообразимого, плавно скопытился к нелепому концу с предсказуемой развязкой. Нелепому, потому как финальная развязка примитивно и на соплях стыкуется с предшествующими трагическими событиями, не принося зрителю, вдоволь нашагавшемуся по странному лесу, долгожданной награды.

       Пришлось награду искать самой. Смысловой вакуум фильма стал для меня “содержательной пустотой”,  в которой и родилась идея инициации, еще до прочтения оригинального произведения.  Ведь что, по сути, режиссер нам являет? Мучительные испытания, безумие, страх и ужас, что выпали на долю сбившихся с пути тюфяков туристов. Эти мучения стали посланием о том, что они больше не могут вернуться домой прежними, в прямом смысле этого слова.

       Если вы действительно хотите познакомиться с сильной страшной историей, которая  захватывает дух и создает неповторимый эффект присутствия,  то лучше прочитайте одноименный роман британского писателя. Ни до ни после, а вместо просмотра фильма ))

 

“Он просто хотел вырваться из мира, в котором не ужился.

Его работа, убогая квартира, постоянные ежедневные разочарования,

старение – он погряз во всём этом. Он хотел перемены и получил её” ⁴

 

1,2,3,4 – цитаты из романа Адама Нэвилла "Ритуал".

 

@ Thu, 27 Jun 2019 18:37:28 +0300

Комментарии к рецензии (22)

theghostka
  • К.Модератор
  • Thu, 27 Jun 2019 18:55:22 +0300

я помню, что мучительно пытался просыпаться и снова погружался в дремоту при просмотре сего кина...))
честно говоря, странный выбор фильма для написания рецензии))
хотя, я так понял, именно прочтение книги подтолкнуло на ..
плюс

wildberries
  • Кинокритик
  • Thu, 27 Jun 2019 19:05:12 +0300
theghostka писал:

я помню, что мучительно пытался просыпаться и снова погружался в дремоту при просмотре сего кина...))
честно говоря, странный выбор фильма для написания рецензии))
хотя, я так понял, именно прочтение книги подтолкнуло на ..
плюс

Спасибо за коммент! Верно, именно книга поспособствовала написанию текста wink Была под сильным впечатлением от романа ))

vaxmurka

О !супер!за что люблю твои рецензии, что уже стала ловить на том «если Ягода написала фигня!значит фигня»!) значит и не буду смотреть))

wildberries
  • Кинокритик
  • Thu, 27 Jun 2019 22:54:41 +0300
Тигра конопатая писал:

О !супер!за что люблю твои рецензии, что уже стала ловить на том «если Ягода написала фигня!значит фигня»!) значит и не буду смотреть))

Воопчимта и пральна rolleyes Спасибо за лайк.
Ps Из-за твоего комментария я чутка изменила крайнее предложение в тексте ))

mokryak
  • Зритель
  • Fri, 28 Jun 2019 15:02:47 +0300
Тигра конопатая писал:

О !супер!за что люблю твои рецензии, что уже стала ловить на том «если Ягода написала фигня!значит фигня»!) значит и не буду смотреть))

А вот и не соглашусь, фильм вполне приличный. Правда, книгу не читал.
За рецензию +.

vaxmurka
mokryak писал:

А вот и не соглашусь, фильм вполне приличный. Правда, книгу не читал.
За рецензию +.

Хотела посмотреть потому что сюжет зато самое..но вот как то с Ягодой я не прогадывала...тем более что книжка есть!!)

mironistars
  • Зритель
  • Fri, 28 Jun 2019 18:53:24 +0300

Цена возмужания всегда были знания, но знания не родословные, естественно, а академические,признанные компетентным и прогрессивным научным сообществом,где нет места ошибкам или просто откровенной лжи.
В клановой традиции аборигенов, которые и по сей день бьют бубен и нещадно стирают ступни о землю в охотничьем азарте, подвергать подростков психофизическому шантажу, при завершении которого вылупляется дикое животное, а не разумный человек.
Фильм не смотрел и смотреть не стану, но не по прочтении рецензии, а по принципам выбора предпочтений и интереса.
И, вспоминая вашу рецензию на сериал "Тьма", почти уверен, что высматривали в фильме известные Вам установки, к которым привыкли и не представляете иного суждения вне их границ.
Не оцениваю.

mokryak
  • Зритель
  • Fri, 28 Jun 2019 19:07:26 +0300
Тигра конопатая писал:

Хотела посмотреть потому что сюжет зато самое..но вот как то с Ягодой я не прогадывала...тем более что книжка есть!!)

Очень мало есть экранизаций, которые лучше/не хуже книги-оригинала, увы. Могу перечислить их по пальцам одной руки. Но кино - это массовое искусство. А книжку то прочитаешь?

wildberries
  • Кинокритик
  • Fri, 28 Jun 2019 19:31:27 +0300
mironistars писал:

Цена возмужания всегда были знания, но знания не родословные, естественно, а академические,признанные компетентным и прогрессивным научным сообществом,где нет места ошибкам или просто откровенной лжи.
В клановой традиции аборигенов, которые и по сей день бьют бубен и нещадно стирают ступни о землю в охотничьем азарте, подвергать подростков психофизическому шантажу, при завершении которого вылупляется дикое животное, а не разумный человек.
Фильм не смотрел и смотреть не стану, но не по прочтении рецензии, а по принципам выбора предпочтений и интереса.
И, вспоминая вашу рецензию на сериал "Тьма", почти уверен, что высматривали в фильме известные Вам установки, к которым привыкли и не представляете иного суждения вне их границ.
Не оцениваю.

Спасибо за ваш комментарий.
"Цена возмужания всегда были знания,..." - странное утверждение. Насколько мне известно, возмужание мальчиков, к примеру в какой-нибудь цивилизованной стране, например, в Европе, происходило не за партой или столом, корпя над книгами и грызя гранит науки. Возможно, я просто не понимаю, что вы подразумеваете под возмужанием юноши confused

Меня шокировал нарытый в инете пример инициации юношей в древнерусских племенах. В статье отмечено, что юношей заставляли убивать своих собак. Лишь после этого они считались настоящими мужчинами, достойными стать воинами своего племени. Дальнейшие исследования показали, что все принесённые в жертву собаки имели возраст от 7 до 12 лет. Это открытие может означать, что требовалось принести в жертву не просто случайную собаку, а из числа собственных домашних животных! Какова могла быть логика этого жестокого ритуала? Для того чтобы юноши превратились в воинов, от них требовалось убить того, кого они любили.

wildberries
  • Кинокритик
  • Fri, 28 Jun 2019 19:34:11 +0300
mokryak писал:

А вот и не соглашусь, фильм вполне приличный. Правда, книгу не читал.
За рецензию +.

Спасибо за ваше внимание к моему творчеству wink

Добавить комментарий