Режиссёр: Дэвид Брукнер
Актеры: Мария Эрвольтер, Джейкоб Джеймс Бисвик, Франческа Мула
“Мы всего лишь птенцы, выпавшие из гнезда на суровую землю…
… просто вошли не в ту кучу гребаных деревьев.
Так в чём же смысл жизни? Прожил мало, умер, про тебя забыли…” ¹
Каждый, ну или почти каждый, мальчик желает стать мужчиной. Во многих странах, этносах и культура испокон веков и по наши дни сохраняется ритуал посвящения в мужчины или обряд инициации. Этот ритуал знаменует собой взросление и переход неофитов в мир мужчин. Цена возмужания – путь великого испытания, мучительно болезненного и зачастую опасного, после которого подросток получает право считаться храбрым и безжалостным воином.
Четверо британских парней срываются со своих насиженных мест, чтобы отправиться в поход по скалистым ландшафтам шведской глухомани. Нет чтобы смотаться на Ибицу или на худой конец замутить совместную пьянку, отпраздновав встречу университетских друзей. Так нет ведь! Парни решили отправиться в суровую реальность. Славно начавшийся поход, однако, вскоре превратился в похоронную процессию. Недолго думая туристический квартет покинул уже натоптанный маршрут, решив срезать путь через дремучий девственный лес, ведущий своими тропами неведомо куда. Забравшись в сумрачные дебри, бедолаги сбились с пути, заблудились, словно кучка жалких любителей, и сырой лес сжался вокруг них, поглотил и не желал выпускать из своих когтистых объятий. Долго бродили они по лесу, всё глубже погружаясь в него, превращая свой поход уже в борьбу за выживание. “Лес действовал как воронка, ловушка для глупцов, которые решили искать через него короткий путь, в надежде избежать соседних заболоченных участков. … В поисках света и открытого пространства они лишь сильнее отклонялись от намеченного курса. Лес как будто сам вел их…” ²
Сверхъестественный ужастик “Ритуал” поставлен по одноименному роману современного английского писателя Адама Нэвилла, сочиняющего преимущественно в жанре мистического хоррора. Экранизация, как известно, всегда непростое дело, и героические попытки следовать оригиналу бывают порой обречены на безжалостный провал. Как бы то ни было, малоизвестный режиссер Дэвид Брукнер, взяв за основу сюжетный квест первоисточника, добавил к полотну сценария несколько авторских штрихов, в результате чего явил зрителям несколько иной ритуал.
Добавив “пятый элемент” и кроваво подкрасив предтечу истории, режиссер на сложных щах отправил героев любоваться дикой природой Швеции, по сути, существенно сузив смысловое содержание фильма, сведя цель похода к тривиальной мотивации – почтить память погибшего друга. Тогда как в первоисточнике героев сподвигло отправиться в поход смутное желание преодолеть образовавшуюся за многие годы разобщенность, стряхнуть бремя личных неурядиц и догнать смысл своей жизни. А так как сюжет оказался далеко не нов – лес, дом да хтоническое чудище, то много выжать через цифру не получилось. Динамику задают блуждающие в лесу парни, ставшие кормом для охотящегося на них монстра. Эмоции фильм вызывает, то всплесками волн паники и отчаяния, то выбросами злости и раздражения от взаимных нападок героев. И пусть за горло фильм вас не хватает, сжимая ваши мысли в кристаллы страха, зато неплохо создаёт вакуум ожидания.
Кинофильм зияет смысловыми пустотами, зато прост в понимании, чем, собственно, и скушен. Лишь неугомонное воображение зрителя способно дополнить или дорисовать недостающее, наделив картину подходящими смыслами. Адам Нэвилл как-то отметил, что роман “Ритуал” повествует о мужчинах его поколения, точнее о “представителях поколения засранцев”, о фундаментальной разобщенности между людьми, об одиночестве и потери смысла жизни, о спорной философии и многом другом. Брукнер же поступил проще, представив публике незамысловатую историю о туристах с приключениями на свои задницы, отчаянно желающих выбраться из леса живыми.
В отличие от первоисточника, киноадаптация слабо передаёт атмосферу жуткого древнего леса, тёмные недра которого таят в себе неведомые символы и черные сущности, предвещающие лишь удушающий страх и вещи похуже смерти. Визуальный ряд, напичканный оккультными символами, транс психическими сеансами сновидений, выпотрошенными трупами и мумиями древних божеств, лишь усиливает ощущение вторичности. Со зрителем играют в хорошо знакомую игру – дразнить, но не показывать монстра. “Ты еще не видел его, но тьма уже рисует тебе образы, составляя их из фрагментов существа, которого ты видел в другом месте и в другое время ” ³
Слабое раскрытие характеров героев, как и отсутствие глубинного смысла происходящего, привели к тому, что фильм, поначалу цеплявший ощущениями неизвестного и чего-то невообразимого, плавно скопытился к нелепому концу с предсказуемой развязкой. Нелепому, потому как финальная развязка примитивно и на соплях стыкуется с предшествующими трагическими событиями, не принося зрителю, вдоволь нашагавшемуся по странному лесу, долгожданной награды.
Пришлось награду искать самой. Смысловой вакуум фильма стал для меня “содержательной пустотой”, в которой и родилась идея инициации, еще до прочтения оригинального произведения. Ведь что, по сути, режиссер нам являет? Мучительные испытания, безумие, страх и ужас, что выпали на долю сбившихся с пути тюфяков туристов. Эти мучения стали посланием о том, что они больше не могут вернуться домой прежними, в прямом смысле этого слова.
Если вы действительно хотите познакомиться с сильной страшной историей, которая захватывает дух и создает неповторимый эффект присутствия, то лучше прочитайте одноименный роман британского писателя. Ни до ни после, а вместо просмотра фильма ))
“Он просто хотел вырваться из мира, в котором не ужился.
Его работа, убогая квартира, постоянные ежедневные разочарования,
старение – он погряз во всём этом. Он хотел перемены и получил её” ⁴
1,2,3,4 – цитаты из романа Адама Нэвилла "Ритуал".
Вроде как за просмотром не было скучно, выключить желания не возникло. Но простовато. Это середнячок на раз. 6/10
Учитывая общий уровень современных фильмов данного жанра, очень неплохой фильм. Да и сценарий достаточно оригинальный, скандинавская мифология, суровая природа Швеции, все достаточно атмосферно получилось. Мне кажется зря авторы бросились объяснять природу явлений, получилось скомкано как-то, некоторая недосказанность была бы более в тему... Книга по которой снят фильм конечно лучше, но тут все логично хотя бы из-за хронометража, крайне мало примеров экранизаций когда фильм оказывался на уровне книги. И данный вариант точно не самая плохая попытка, поэтому фильму твердая семерочка.
Неожиданно неплохо, прям почти хорошо...
Чуток натягивает ранним Кингом. Смотреть было интересно и ночью страшновато. 7 б.
Повторю чуть выше.
Неожиданно, хорошо прям очень не плохо.
вроде бы неплохо, но мне было скучновато...
Недавно искал его и вот оно чудо!
Фильм порадовал. За последнее время мало что достойно для просмотра. Оценка 7
посмотрим)) Книгу прочел, точнее прослушал. Очень даже такая книженция оказалась... Будет видно, что тут наснимали.
Последние полчаса самые интересные. События начинают быстро развиваться, но при этом режиссер успевает рассказать, что тут происходит. Идея хорошая и развязка тоже неплохая, поэтому плохую оценку поставить не могу. Всё-таки ужасы сняты Netflix, а они вкладывают денег чуть больше, чем дешевые компании, так что фильм ни какой-то лютый трэш, а вполне годный продукт.Советую посмотреть это кино поклонникам "Ведьма из Блэр", "Плетеный человек" и "Охотники на троллей".) Мне кажется в данном триллере имеется всего понемногу от тех старых хороших фильмов... Развязка понравится всем, так что главное в этом фильме перетерпеть первый час... ахах, а потом всё пойдет как по маслу!)))