Предыдущая часть этой серии выходила уже давно – ещё в 2011 году. То был «Крик-4», а нынешний – уже и без всякого номера, и без подзаголовка, которые уже давно, казалось бы, свойственны и боевикам, и фантастике, например. Такое возможно, когда сюжет полностью перезагружается и всё начинается заново (см. «Лара Крофт», «Люди в чёрном» или «Человек-паук», например). Но в нынешнем «Крике» такого нет – во-первых, появится старая
гвардия в лице актёров Нив Кэмбпелл, Кортни Кокс и Дэвида Аркетта и их героев. А новые герои картины как молодёжного слэшера будут молодыми, но при этом в основном детьми или племянниками других героев фильмов 1997 и 1999 годов. То есть связанными абсолютно напрямую! Преемственность явная.
Плюс и один из героев ближе к финалу в рассуждениях бросает фразу «не совсем перезагрузка, не совсем сиквел» - о как будто проигрываемой в реале новой части придуманной серии ужасов «Удар ножом», которая основана на реальных событиях в Вудсборо в 90-х. Этакое кино в кино про кино – квинтэссенцией которой стала сцена просмотра фильма с участием Минди Микс-Мартин (Джасмин Савой Браун) и убийцей перед «финальной бойней». Когда Минди смотрит один из «Ударов ножом», где герой смотрит что-то ещё, где в сцене тоже какой-то герой, а меж тем ко всем трём уже подбирается убийца! Глум просто неприкрытый и при этом насилие в кубе. Один из критиков уже подметил, что всем этим и разными деталями «Крик» уже просто смеётся сам над собой и всем Голливудом в целом. Хотя, как мы помним, ещё в 1999 году над ним самим уже успело уморительно поиздеваться в абсолютно неприличной форме «Очень страшное кино-1».
Режиссёров, кстати, на этот раз два – Мэтью Беттинелли и Тайлер Джиллет. И картину они посвятили создателю серии Уэсу Крэйвену, ныне уже покойному мэтру голливудских ужасов.
«Крик» - это такие ужасы, которые одновременно и детектив. Так кто же убийца? Где он? Какие мотивы? Это всё тоже присутствует. Авторы дают то намёки, то напоминания о предыдущих частях. Например, при разговоре, где упомянут серию фильмов «Удар ножом», в руке у героини окажется нож. Или место «финальной бойни» совпадёт полностью с местом фильма первого. Финал, кстати, чем-то оказался похож на кровавые развязки у Тарантино, хотя не повторяет ни его эстетику, ни философию.
Логика режиссёров в целом небезупречна, до Артура Конан-Дойла им далеко. Примерно по пальцам одной руки можно назвать основные сюжетные нестыковки, скажем, в начале убийца ну вроде бы уж никак не мог проникнуть в дом героини. Но они не то, что простительны, а некритичны. Другие плюсы компенсируют минусы – и в итоге всё смотрибельно. Например, это интрига, напряжение и атмосфера. Вдруг иногда по атмосфере вспоминаются и «Убойные каникулы» (хотя они от и до являются пародией на слэшеры). Интрига двояка – одно к финалу угадать можно, другое окажется скорее непредсказуемым.
Цитата
- Так кто написал книгу?
- Какая-то тётка из телика?
- Это не ответ!
Вместе с тем картина становится и мелодрамой двух героинь, сводных сестёр, одна из которых – дочь злодея из ранних частей. Их отношения, обиды, претензии друг к другу – это целый клубок, который и не отвлекает, и являются важной частью сюжета.
Цитата
- Я дочь Билли Лумиса.
- Хуже причины для общения и не придумать.
Одновременно новый «Крик» - штука очень киноманская и одновременно про киноманов. Множество рассуждений про фильмы, идеи, психологию фанатов. Главный тезис, наверное – это прямо выкрик про то, что в Голливуде иссякли идеи (хотя, скажем, в прессе про это рассуждения были году ещё в 2007-м, например). Бесконечные сиквелы или спин-оффы уже много раз прогремевших и самых прибыльных сюжетов в боевиках или ужасах, хождения по кругу… выход из этого даже называется, но он странный и в логике злодеев или просто гиков, горячо мешающих кино и реальность (а может, и компьютерных игр).
Немного скажем и о музыке фильма. Просто ради того, что в целом-то она создаёт атмосферу типичным для жанра инструменталом от композитора Брайана Тайлера (он же работал и на «Константине», «Иллюзии обмана», «Форсаже» и многих других картинах). Но в одном эпизоде приятно удивляет вдруг заигравшая «Red right hand» Ника Кейва – просто потому, что она уже давно использована в российском фильме, совсем другом по жанру и настроению. Кем? Ренатой Литвиновой – в фильме «Богиня: как я полюбила», то есть ещё 17 лет назад. Прелестный такой привет из прошлого.
Как это периодически бывает, новый «Крик» можно смотреть, так сказать, с паузы – не будучи знакомым со ВСЕМИ предыдущими частями. Это плюс. А вместе и интрига, и экшн, и мудрствования «маньяков-киноведов» или отбивающихся «жертв-киноведов» создают такой коктейль, наблюдать за которым любопытно.