Гротескно-лирическая экранизация книги покойного классика, снятая классиком живым
Чехия-Словакия, 2006.
Режиссёр: Иржи Менцель.
По одноимённому роману Богумила Грабала.
Иржи Менцель – специалист по экранизациям произведений своего соотечественника Богумила Грабала (1914-1997). В своём первом полном метре, «Поездах под пристальным наблюдением», один из зачинщиков чешской «новой волны» перенёс на экран именно его книгу. Плюс ещё несколько больших картин и короткометражек. Спустя сорок лет после «Поездов» давно не снимавший Менцель сделал
киноверсию романа «Я обслуживал английского короля» (лучшей книги Грабала - по мнению ещё одного знаменитого чеха, Милана Кундеры). Фильм получил утешительный приз жюри на последнем Берлинале, вызвал сдержанную прессу в Чехии и скромный, но тёплый приём за её пределами. История простодушного официанта, который просто хочет сколько-нибудь денег и очень любит женщин – на самом деле, конечно, панорамная история маленькой центрально-европейской страны, зажатой между безумными империалистическими великанами, история начиная от первой мировой, через послевоенный бардак, немецкую оккупацию и вплоть до начала славных деньков «народной демократии».
Надо сказать, Менцель, галопом проносясь по нескольким десятилетиям чехословацкой истории, вовсе не громоздит тяжёлый эпос. Его герой, во-первых, вызывает неизбежную лёгкую ассоциацию со Швейком. Причём это, кажется, именно менцелевская трактовка: в книжке персонаж совсем уж симплициссимус, в кино же глаза артиста Барнева сверкают лукавым пониманием того, что мир – в принципе дурацкая штука. Во-вторых, по-моему, главное, чем подкупает фильм – это россыпь гэгов, номеров пантомимы, абсурдных приёмов, разных шуток юмора: герой делает ребёнка своей немецкой, сдвинутой на фюрере, жёнушке, под портретом этого фюрера (так и делают истинных арийцев), на приёме в честь абиссинского императора очень смешно и синхронно подливают вина, нувориши с сизыми носами и их прекрасные наложницы валятся в бассейн – перечислять эти милые сцены можно долго.
Конечно, «Я обслуживал английского короля», нельзя поименовать шедевром, это далеко не «Поезда под пристальным наблюдением». Но, с другой-то стороны, верхом нелепости было бы надеяться, что снявший «Поезда» 28-летний Менцель к 70-ти годам остался бы прежним – ясным, слегка наивным, почти идеальным. Его последний фильм один упрекнёт в бессильном абстрактном гуманизме, часто одолевающем стариков, а другой не станет упрекать, а просто себе посмеётся и даже полюбуется.
Da-seiner
14.11.2007
посмотрите внимательно на текст, который вы скопировали. у вас в начале каждого абзаца предложение повторяется дважды, где-то нет точек в конце предложения, где-то отсутствуют запятые, для чего-то повторены выходные данные, которые итак есть в раздаче.
"причешите", пожалуйста, текст, который вы предоставили. спасибо)).
посмотрите внимательно на текст, который вы скопировали. у вас в начале каждого абзаца предложение повторяется дважды, где-то нет точек в конце предложения, где-то отсутствуют запятые, для чего-то повторены выходные данные, которые итак есть в раздаче.
"причешите", пожалуйста, текст, который вы предоставили. спасибо)).
Ничего, скоро будут знать, как правильно копировать
посмотрите внимательно на текст, который вы скопировали. у вас в начале каждого абзаца предложение повторяется дважды, где-то нет точек в конце предложения, где-то отсутствуют запятые, для чего-то повторены выходные данные, которые итак есть в раздаче.
"причешите", пожалуйста, текст, который вы предоставили. спасибо)).
Постаралась исправить свои недочёты... Спасибо за замечание!