Несмотря на то, что уже присутствующие на сайте рецензии исключительно хороши, хочется написать еще одну. Отнесем это к достоинствам ленты, к многоплановости ее содержания, которая поэтому и порождает множество интерпретаций.
Как и многие другие (практически все имхо) фильмы Михаэля Ханеке, Белая лента посвящена проблеме жестокости. Это не та жестокость, к которой зритель привык по боевикам, детективам, триллерам и фильмам ужасов, где зло всегда локализовано. То есть вот есть злые люди, плохие парни, они жестоки, с ними надо бороться и их можно
побороть.
Ханеке препарирует человеческую, в основном юношескую, природу и кажется приходит к выводу, что жестокость и есть суть человеческой природы. Немотивированная, продиктованная любопытством, возможно каким-то эмоциональным дефектом юности, ничем не сдерживаемая, страстная жестокость. От фильма к фильму режиссер исследует темную территорию человеческой психики, и кажется так и не приходит к удовлетворяющему выводу. Белая лента своей невнятной, разочаровывающей, фрустрирующей для любителей детективных интриг концовкой как бы приглашает зрителя в соучастники творческих поисков режиссера - тяжелых и безответных.
Ключевая метафора Белой ленты - это закрытая дверь, за которой режиссер прячет наиболее драматические сцены фильма, как например поочередная порка провинившихся детей на глазах друг у друга. Представляю себе состояние самого младшего из них, который в ожидании своей участи вынужден пересмотреть и пережить сцены расправы над всеми своими братьями и сестрами. Намекает ли режиссер на то, что жестокость порождает жестокость? Вряд ли. Эта дверь закрыта и кто может знать, что происходит по ту сторону?
Предвоенная Германия как локация фильма не должна вводить в заблуждение, мол, так это ж немцы, теперь понятно откуда корни их фашистского помутнения. Скорее здесь важно не место, а время действия. И в начале прошлого века, как показано в Белой ленте, и в его конце, о чем можно судить по Забавным играм (1997), эмоциональный мир юности всегда полон ужасных и по-своему бесхитросных чудовищ. Может быть, желание причинять боль - это что-то вроде инстинкта юного натуралиста, способ познания реальности, путь взросления? И от этой детской болезни нет культурной прививки.
неплохо, мне понравилось, скупо, но очень даже неплохо) +
неплохо, мне понравилось, скупо, но очень даже неплохо) +
хотелось бы быть щедрее. может в следующий раз )) но спасибо
Рецензия написана по теме, по сути и никакого словоблудия
Рецензия написана по теме, по сути и никакого словоблудия
рада что вы оценили
Понравился взгляд на фильм. Мне тоже кажется, что акценты в фильме стоят немного по-другому по сравнению с тем, как это показано в других двух рецензиях на Белую ленту.
Обратите внимание на концовку фильма: режиссер акцентирует внимание зритилей на надвигающейся войне как на долгожданном разрешении всех проблем. Учитель - положительный персонаж, главный рассказчик, которому автор картины явно сопереживает - в открытую говорит, что для него день начала войны стал праздником.
Финальные сцены наиболее пасторальны: погожий летний день, красиво одетые сельские жители сидят в кирхе, хор поет.. заметьте также, что после этого никаких ужасных событий не происходило.
Так что, думаю, дело не в нацизме (кстати, при чем там вообще фашизм? до него еще 20 лет, никого по рассовым или идейным соображениям не обижали. война начиналась Первая Мировая, а не Вторая. откуда разговоры о нацизме?), а именно что в исследовании человеческой жестокости. Кто тот "нехороший человек" так до конца и не становится ясно. И был ли это один человек. Почему все ополчились на детей пастора? Дети управляющего явно показаны с неблагоприятной стороны: зависть из-за свистелки, попытка убить брата (хотя была ли она?), странные пророчества одной из сестер, странный диалог детей после ухода врача.. Или тот же врач. Разве он не мог избить своего сына-урода? Такой персонаж явно на это способен.
Крестьяне так же далеки от пасторальных характеров и кротости нрава. А что случилось на лесопилке так до конца и останется неясно.
На мой взгляд, жестокость разлита по деревне, она не персонифицирована, нет одного "плохого человека". Тот же Догвиль хорошо это все показывает, только более явно. А как начилась война, то жестокость ушла из деревни на фронт и все кончилось. В деревне все стало опять хорошо. Потому и праздник у учителя.
Возможно, лучшая рецензия, которую я только читала на magnum opus Ханеке.)
Возможно, лучшая рецензия, которую я только читала на magnum opus Ханеке.)
спасибо за столь высокую оценку
Возможно, лучшая рецензия, которую я только читала на magnum opus Ханеке.)
И я присоединяюсь!