"Последняя битва" - фильм французского кинорежиссера Люка Бессона. Да, вы не ошиблись - это он, маэстро, снявший такие запоминающиеся картины, как Подземка, Никита и Леон! "Битва" была снята в далеком 1983 году и фильм сразу собрал множество наград таких как приз критики на Брюссельском кинофестивале, лучший фильм на фестивале в Каталонии, премия Сезар в номинации за лучший режиссерский дебют и другие!
Предшественницей этого фильма была короткометражка, названная режиссером "Предпоследний",где одетые в
примитивные доспехи люди, сражаются за жизнь и еду в декорациях постапокалиптического мира. Лента не была показана широкой публике и Бессон переработал ее в полнометражный фильм "Последняя битва", который и стал его дебютом в мировом кинематографе!
Трудно сказать сейчас, почему Люк снял свой первый фильм в черно белом варианте, хотя в 1983 году цветные фильмы были очень популярны! Дело в том, что до 1935 года, весь кинематограф был черно-белым и только в сороковые годы в кино возник цвет, зритель в то время истосковался по цвету, он хотел видеть жизнь в ее реальных цветовых проявлениях, а не в черных и белых полутонах с промежуточной гаммой серого! И эта жажда ярких, насыщенных цветов продолжает существовать и сейчас, уже в третьем тысячелетии, монохромное изображение кажется большинству из нас скучным! Поэтому странно, что в 80 – ых годах Люк Бессон снимает свой первый фильм в таком варианте…,тем более, что фильм этот еще и практически немой! Логично предположить, что режиссер сделал это осмысленно, во имя возвращения к фотографической реалистичности того исходного «чистого» кинематографа, который в начале века был не «засорен» еще ни звуком, ни цветом!
Черно-белый кинематограф, как и его предшественница, монохромная фотография, явление прежде всего концептуальное: взаимоотношения черного и белого включают в себя несколько различных смыслов, таких как Инь и Янь, Добро и Зло, Жизнь и Смерть! Черно-белое кино, как средство воплощения художественного замысла, очень лаконично, ибо ничто не отвлекает нас от созерцания СМЫСЛА, экзистенциального акцента диалога или события, тогда как в цветовом кино мы можем иногда отвлекаться на различные посторонние яркоокрашенные предметы или явления, вместо того, чтобы всецело сосредоточиться на восприятии ИДЕИ! Таким образом, черно-белое кино во многом символично и являет главной своей целью концентрацию нашего внимания на смысле, вложенном автором в картину!
Последняя битва, снята Люком бессоном в жанре постапокалиптик. Почему многим из нас так нравится этот жанр? Не потому ли, что люди с развитым воображением любят задаваться вопросом : а что было бы если … ? А может быть мы просто устали от этого мира в том виде, в котором он существует? Быть может мы иногда, в тайне, мечтаем видеть этот жестокий мир разрушенным? Но смогли бы мы построить на его обломках что – то новое, смогли бы мы изменить сою природу? Вот основной вопрос, который поднимается в фильмах, снятых в жанре постапокалиптик!!!
Основным конфликтом фильма является извечная борьба Добра и Зла, Черного и Белого! Основная битва разыгрывается между Человеком и Убийцей, которые названы так автором и не имеют каких либо других имен и это усиливает символичность их противостояния! Кроме того, в фильме имеется явный намек на культ ЖЕНЩИНЫ, которая является главной ценностью постапокалиптического мира после еды и воды! Спустя некоторое время, в процессе просмотра, мы понимаем, что борьба главных героев происходит именно из за нее – последней жемчужины разрушенного катаклизмом мира!
Человек выбирается из местности, покрытой зыбучими песками на самодельном аэроплане и попадает в сердце разбитого города, где пожилой доктор в развалинах психиатрической лечебницы оберегает Прекрасную Даму! Психиатрическая больница в этом случае является символом безумства окружающего мира, уничтожившего саму надежду на выживание. А интеллигент – доктор в ней, последний оплот чистого, светлого разума! В атмосфере чудовищной разрухи и упадка он старается сохранить человеческое лицо, которое давно потеряла группа людей, оставшаяся в песках и которую нам показывают в самом начале фильма! Все они – немы, так как уподобились в своей жестокости диким зверям и по потребностям их, слова больше не имеют значения, ибо не осталось никаких других целей, кроме воды, еды и потребности в женщине. Зачем нужны слова человеку, когда он может просто поддать ближнего сапогом, загоняя его в трубу, чтобы тот достал воды из подземного источника?! Ведь это так просто для зверя. Доктор же, фигура знаковая – он, возможно, последний хранитель культуры и человечности! Он так трогательно использует за обедом примитивные столовые приборы, что мы широко улыбаемся этой его благородной привычке! А еще он – художник… рисует на стенах больницы, словно на граните пещеры фигурки животных и мы понимаем, как быстро может человек опуститься до своего изначального уровня примитива, облечься в вонючие шкуры и схватить каменный топор!
Фигура кровожадного «Убийцы», которого играет замечательный Жан Рено – хрестоматийна и несколько менее интересна, чем те с кем он борется за право обладания Женщиной. Судьба распоряжается таким образом, что Убийца проникает в забаррикадированную больницу, насилует и убивает(?) Женщину, а Человек не успевает ему помешать, хотя и одолевает потом Убийцу в жестоком поединке! Доктор трагически погибает за некоторое время до этого и Человеку приходится возвращаться в страну песков на своем отремонтированном после падения аэроплане. Там он встречает показанную нам в начале фильма группу оборванных людей, живущих под гнетом Тирана, носящего грязный белый костюм, вероятно, являющийся признаком власти! Тут мы наблюдаем своеобразную инверсию смысла: цвет пиджака этого героя – белый и должен ассоциироваться в первую очередь со светлой стороной его натуры, но в реальности этот субъект – «черный», он является диктатором группы. У Оборванцев наблюдается зачаточная иерархия общества. Подчинение основано на страхе. Человек убивает лидера их общины.
«Человек» и Доктор являются в фильме положительными героями и в этом смысле, кажется, что все акценты между добром и злом расставлены правильно, но … так же как в монохромном кино между абсолютно белым и совершенно черным есть масса серых оттенков, так и между добром и злом существует некая третья сторона медали. Концовка фильма далеко не однозначна. Убивая лидера Оборванцев, Человек отрезает ему палец и бросает его одному из толпы, вероятно тем самым подтверждая преемственность власти и делая его помошником! Кроме того, Человек становится обладателем Женщины этой группы, к которой приводит его освобожденный из заточения в багажнике машины подносчик воды. В конце фильма видно, что Человек одет в белый костюм, что заставляет зрителя подумать о том, что Он становится новым диктатором Оборванцев! Хочется верить, что Он станет справедливым и человечным предводителем этих несчастных людей и что битва действительно будет последней!
@ Sun, 25 Jul 2010 12:31:13 +0400
Содержательная рецензия. Можно даже сказать слишком. Не понравился стиль изложения.
даже и не знаю что ставит: плюс или минус суть рецензии понравилась, но за такое количество восклицательных знаков, которые совершенно не к место, хочется убить
даже и не знаю что ставит: плюс или минус суть рецензии понравилась, но за такое количество восклицательных знаков, которые совершенно не к место, хочется убить
Перечитал тут, да,ты прав,многовато восклицательных! Борщнул,однако!
Доктор в фильме - хирург, а клиника не психиатрическая, а хирургическая.
Это там написано на чистом французском языке.
Пересказ фильма, сдобренный размышлениями о черно белом кино. Пересказа больше...то есть практически рассказано все