Режиссёр: Люк Бессон
Актеры: Фриц Веппер, Кристиана Крюгер, Пьер Каррив, Жан-Мишель Кастанье, Мишель Дозе, Бернард Аве
"Последняя битва" - фильм французского кинорежиссера Люка Бессона. Да, вы не ошиблись - это он, маэстро, снявший такие запоминающиеся картины, как Подземка, Никита и Леон! "Битва" была снята в далеком 1983 году и фильм сразу собрал множество наград таких как приз критики на Брюссельском кинофестивале, лучший фильм на фестивале в Каталонии, премия Сезар в номинации за лучший режиссерский дебют и другие!
Предшественницей этого фильма была короткометражка, названная режиссером "Предпоследний",где одетые в примитивные доспехи люди, сражаются за жизнь и еду в декорациях постапокалиптического мира. Лента не была показана широкой публике и Бессон переработал ее в полнометражный фильм "Последняя битва", который и стал его дебютом в мировом кинематографе!
Трудно сказать сейчас, почему Люк снял свой первый фильм в черно белом варианте, хотя в 1983 году цветные фильмы были очень популярны! Дело в том, что до 1935 года, весь кинематограф был черно-белым и только в сороковые годы в кино возник цвет, зритель в то время истосковался по цвету, он хотел видеть жизнь в ее реальных цветовых проявлениях, а не в черных и белых полутонах с промежуточной гаммой серого! И эта жажда ярких, насыщенных цветов продолжает существовать и сейчас, уже в третьем тысячелетии, монохромное изображение кажется большинству из нас скучным! Поэтому странно, что в 80 – ых годах Люк Бессон снимает свой первый фильм в таком варианте…,тем более, что фильм этот еще и практически немой! Логично предположить, что режиссер сделал это осмысленно, во имя возвращения к фотографической реалистичности того исходного «чистого» кинематографа, который в начале века был не «засорен» еще ни звуком, ни цветом!
Черно-белый кинематограф, как и его предшественница, монохромная фотография, явление прежде всего концептуальное: взаимоотношения черного и белого включают в себя несколько различных смыслов, таких как Инь и Янь, Добро и Зло, Жизнь и Смерть! Черно-белое кино, как средство воплощения художественного замысла, очень лаконично, ибо ничто не отвлекает нас от созерцания СМЫСЛА, экзистенциального акцента диалога или события, тогда как в цветовом кино мы можем иногда отвлекаться на различные посторонние яркоокрашенные предметы или явления, вместо того, чтобы всецело сосредоточиться на восприятии ИДЕИ! Таким образом, черно-белое кино во многом символично и являет главной своей целью концентрацию нашего внимания на смысле, вложенном автором в картину!
Последняя битва, снята Люком бессоном в жанре постапокалиптик. Почему многим из нас так нравится этот жанр? Не потому ли, что люди с развитым воображением любят задаваться вопросом : а что было бы если … ? А может быть мы просто устали от этого мира в том виде, в котором он существует? Быть может мы иногда, в тайне, мечтаем видеть этот жестокий мир разрушенным? Но смогли бы мы построить на его обломках что – то новое, смогли бы мы изменить сою природу? Вот основной вопрос, который поднимается в фильмах, снятых в жанре постапокалиптик!!!
Основным конфликтом фильма является извечная борьба Добра и Зла, Черного и Белого! Основная битва разыгрывается между Человеком и Убийцей, которые названы так автором и не имеют каких либо других имен и это усиливает символичность их противостояния! Кроме того, в фильме имеется явный намек на культ ЖЕНЩИНЫ, которая является главной ценностью постапокалиптического мира после еды и воды! Спустя некоторое время, в процессе просмотра, мы понимаем, что борьба главных героев происходит именно из за нее – последней жемчужины разрушенного катаклизмом мира!
Человек выбирается из местности, покрытой зыбучими песками на самодельном аэроплане и попадает в сердце разбитого города, где пожилой доктор в развалинах психиатрической лечебницы оберегает Прекрасную Даму! Психиатрическая больница в этом случае является символом безумства окружающего мира, уничтожившего саму надежду на выживание. А интеллигент – доктор в ней, последний оплот чистого, светлого разума! В атмосфере чудовищной разрухи и упадка он старается сохранить человеческое лицо, которое давно потеряла группа людей, оставшаяся в песках и которую нам показывают в самом начале фильма! Все они – немы, так как уподобились в своей жестокости диким зверям и по потребностям их, слова больше не имеют значения, ибо не осталось никаких других целей, кроме воды, еды и потребности в женщине. Зачем нужны слова человеку, когда он может просто поддать ближнего сапогом, загоняя его в трубу, чтобы тот достал воды из подземного источника?! Ведь это так просто для зверя. Доктор же, фигура знаковая – он, возможно, последний хранитель культуры и человечности! Он так трогательно использует за обедом примитивные столовые приборы, что мы широко улыбаемся этой его благородной привычке! А еще он – художник… рисует на стенах больницы, словно на граните пещеры фигурки животных и мы понимаем, как быстро может человек опуститься до своего изначального уровня примитива, облечься в вонючие шкуры и схватить каменный топор!
Фигура кровожадного «Убийцы», которого играет замечательный Жан Рено – хрестоматийна и несколько менее интересна, чем те с кем он борется за право обладания Женщиной. Судьба распоряжается таким образом, что Убийца проникает в забаррикадированную больницу, насилует и убивает(?) Женщину, а Человек не успевает ему помешать, хотя и одолевает потом Убийцу в жестоком поединке! Доктор трагически погибает за некоторое время до этого и Человеку приходится возвращаться в страну песков на своем отремонтированном после падения аэроплане. Там он встречает показанную нам в начале фильма группу оборванных людей, живущих под гнетом Тирана, носящего грязный белый костюм, вероятно, являющийся признаком власти! Тут мы наблюдаем своеобразную инверсию смысла: цвет пиджака этого героя – белый и должен ассоциироваться в первую очередь со светлой стороной его натуры, но в реальности этот субъект – «черный», он является диктатором группы. У Оборванцев наблюдается зачаточная иерархия общества. Подчинение основано на страхе. Человек убивает лидера их общины.
«Человек» и Доктор являются в фильме положительными героями и в этом смысле, кажется, что все акценты между добром и злом расставлены правильно, но … так же как в монохромном кино между абсолютно белым и совершенно черным есть масса серых оттенков, так и между добром и злом существует некая третья сторона медали. Концовка фильма далеко не однозначна. Убивая лидера Оборванцев, Человек отрезает ему палец и бросает его одному из толпы, вероятно тем самым подтверждая преемственность власти и делая его помошником! Кроме того, Человек становится обладателем Женщины этой группы, к которой приводит его освобожденный из заточения в багажнике машины подносчик воды. В конце фильма видно, что Человек одет в белый костюм, что заставляет зрителя подумать о том, что Он становится новым диктатором Оборванцев! Хочется верить, что Он станет справедливым и человечным предводителем этих несчастных людей и что битва действительно будет последней!
Как это здорово, когда для просмотра иностранного фильма не нужен переводчик! Когда мы слышим и понимаем оригинальную фонограмму! В данном случае мы смотрим дебютную картину Люка Бессона начала 80 годов, где в игровом фильме… просто отсутствует текст. Нечто подобное мы видели также во французской картине Жан-Жака Анно «Борьба за огонь». Там была показана жизнь наших первобытных пращуров, когда человеческая речь сводилась к какому-то хрюканью, сопенью, крику и визгу, и все было понятно без перевода. Там борьба, и здесь - битва. Но если у Анно фильм, как говорится, доисторический, то у Бессона - постисторический, постапокалиптический.
Знаете ли вы, что свою первую работу в кино Люк Бессон осторожно назвал «Предпоследний»? Это была короткометражка и широкой публике она так и не была показана. Это был как бы набросок, эскиз к «Последней битве» - его первому полнометражному фильму. Молодой режиссёр тут же был причислен ко второй французской Новой волне (она начиналась с Жан-Жака Анно и Лео Каракса). Дебют оказался удачным — картина получила два приза на фестивале фантастических фильмов в Авориазе и ещё с десяток прочих премий.
Кроме текста в картине отсутствует цвет. Черно-белое кино. Нет цвета, нет текста и даже нет имен у персонажей. Придется мне самому их придумать. Главный герой, молодой человек, способный из обломков мебели с помощью ленты скотч построить самолет. Назову его – Авиатор. Его играет Пьер Жоливе, который также является соавтором сценария. Авиатор одиноко обитает в каком то многоэтажном офисном здании, одиноко стоящего среди пустыни. Пустыня, видимо, возникла в результате какого-то неназванного автором катаклизма. Вероятно, рассыпавшийся в мелкий песок большой город.
Вооруженный самодельным копьем, он совершает вылазки в поисках неразряженного аккумулятора для своего летательного аппарата. Забавно, но может и неспроста совпадение: и дикие наши пращуры из фильма Анно, и герой из фильма Бессона занимаются одним делом – ищут искру, способную разжечь костер или запустить двигатель. Даже внешне их одеяния (звериные шкуры, рваные тряпки) чем-то похожи.
Наш Авиатор обнаружит нужный ему аккумулятор в одной из машин принадлежавших банде, главаря которой играет немецкий актер Фриц Веппер, хорошо памятный нам по великому фильму «Кабаре». Назовем его – Химик. Он контролирует добычу питьевой воды, делая анализы. Впрочем, здесь у него совсем маленькая и, как и у всех, бессловесная роль. И его, к тому же, быстро выводит из строя Авиатор. Бандиты, впрочем, сохранившие вполне цивильный вид, бросаются в погоню за похитителем аккумулятора, но наш герой успевает завести мотор и стартует в небо прямо из окон своего небоскреба и пускается в полет над песчаными дюнами.
Опустевший город, где совершает вынужденную посадку наш Авиатор. Город, тоже разрушенный, но сохранивший некоторые кварталы. Некий пожилой господин проживает там затворником в руинах хирургической клиники, пусть он будет - Доктор. В его роли очень опытный французский актер - Жан Буиз. Этот джентльмен пользуется услугами уличного бродяги, который поставляет ему продукты, причем старается не расплачиваться за них.
Незадачливого бродягу-очкарика, безуспешно преследующего Доктора и Авиатора назовем - Громилой. В этой роли снялся мало кому еще известный в то время Жан Рено. Этого чистокровного испанца, родившегося в Касабланке, во французском протекторате Марокко, еще недавно звали Хуаном Морено. Отбросив две первые буквы своей фамилии и сменив имя Хуан на Жан, молодой актер бок о бок с Бессонном начал свой стремительный подъем по лестнице популярности. Как Доктор и Авиатор, Громила, их соперник, несмотря на свою устрашающую наружность, порой вызывает даже некоторую симпатию, вернее, сочувствие. Ведь все три персонажа Люка Бессонна, все-таки, клоуны.
Эти грустные клоуны поодиночке и дуэтом великолепно разыгрывают пантомимические этюды. Им действительно не нужны слова. Замечательные эпизоды! При помощи тонкой мимики, отточенных жестов возникают незабываемые сценки-номера в мрачноватом антураже города с выбитыми окнами. Там можно набрести на отель, в баре которого полно выпивки. Там на улицах то воют пыльные бури, то хлещут дожди и с неба сыплются то рыба, то камни – довольно много юмора с черным оттенком. По-французски тонкого и искрометного.
Молодой режиссер некоторое время как бы балансирует перед выбором: сохранить свой фильм, как оригинальную черную комедию, либо пойти по более простому пути – снять триллер. Люк Бессон, до этого уже побывавший в Голливуде, к сожалению, свернул на более упрощенный коммерческий путь. И потому недотепа Громила все-таки превратится в зловещего злодея и убийцу, а Авиатор, потеряв друга - Доктора, вернется на своем самолете обратно в пустыню, и там выиграет свою последнюю битву с тамошними бандитами за воду, власть и Женщину.
Таковым был оригинальный дебют молодого французского режиссера Люка Бессона. Не сказал бы, что фильм пугающий или предупреждающий об ужасах выживания и одичания после третьей мировой войны. Скорее, игра, забава. Эксперимент формального построения сюжета на музыку в исполнении джазового квартета Эрика Серра. Студийного оборудования для записи актерской речи попросту не было. Поэтому в сценарии не нужно было прописывать диалоги.
Я даже подозреваю, что идея снять нечто постапокалиптическое возникла у Люка Бессона во время прогулки по Парижу. Он попал в квартал, где происходила реконструкция - перестройка старинной больницы Сан-Сальпетриер. Большинство эпизодов снято в предназначенных на снос старых корпусах.
Эти парижские развалины монтируются с кадрами песчаных дюн на юго-западе Франции, в Аквитании, Ланды в районе Бордо. Где-то там Бессон поселил в начале фильма своего Авиатора, который обозревает пустынные просторы из окон какого- то высокого этажа, обжитого им офисного здания.
В показе необычных ситуаций с обычными предметами, помещениями, зданиями и заключается драматургия фильма. Основная цель – поиск. Поиск еды, поиск воды, поиск неразряженного аккумулятора, поиск газовой плиты, поиск Женщины, в конце концов. И лицо этой единственной живой Женщины мы увидим в последнем кадре фильма, тогда как в начале мы наблюдали любовный акт главного героя с надувной куклой.
__________________________________________________
Фильмы с оригинальной французской аудиодорожкой.
Les films qui sont avec la piste audio française.
__________________________________________________
Люк Бессон родился 18 марта 1959 года во Франции, в Париже. Родители его были инструкторами — аквалангистами и много ездили по миру, и он с детства хотел стать биологом и изучать жизнь дельфинов, но несчастный случай помешал его планам. В 18 лет Люк вернулся в Париж и впервые окунулся в жизнь большого города, и тогда он осознал, что кино — его призвание. Вскоре он основал кинокомпанию `Les Films de Loups`, которую вскоре переименовал в `Les Films de Dauphins`. Мечту же о подводном мире воплотил фильмЛюка Бессона `Голубая бездна`. О молодом р...
Будет ласковый дождь, будет запах земли,
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах,
И цветение слив в белопенных садах.
Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну —
Пережито-забыто, ворошить ни к чему.
И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.
(с) Сара Тисдейл
Хорошее кино, но не для всех... Пост-апокалиптичное и очень ровное. Если не ошибаюсь, то вообще без диалогов! Сам мариновал его примерно пол года, пока не поймал нужное настроение для просмотра.
Интереснейший фильм Люка Бессона! Звукоряд без слов. Рекомендуется именно Кинолюбителям.
(Бизон! Спсб!)
Очень сложно охарактеризовать этот фильм...
Мне-то конечно нравятся все эти постапокалиптические штуки, а вот советовать другим... наверное не буду. Почему? Я думаю что те кто этот фильм искал, найдут и будут рады, а те кто хочет вечерок скоротать таких ощущений конечно не получат.
Я если честно был под большим впечатлением после просмотра... Мне даже думается что антураж "Безумных Максов" пророс именно отсюда. Звукоряд без слов завораживает, да буквально фильм немой всё говорят детали, жесты. Образ мира как выжженой пустыни использовался потом не раз, но такой черно-белой как здесь... не видел!
Коменты интригуют, скачаю, выберу настроение и посмотрю обязательно
на любителя
Согласен - это не кинопрокат, а киноискусство.
В золотую сборную КК! "Последняя битва" - бъемся за женшину. Без слов. Люк, наш, Бессон - отличился. Редкость. Режиссерище с операторищщем снимали актерищщев. Звуковики - сила джедайская. "Диалогописатей рукой" - утопили в ведре!
Посмотри, Солнышко!
"Рецензентам" - писать...
классика жанра вот и все
классика жанра вот и все
Да такго "жанра!" - нет в природе!
Это - уникум!
Отличный фильм без голивудской мишуры... заставляет о многом задуматься и по другому посмотреть на некоторые вещи... но не для всех
Смотреть Всем!Только нужно поймать настрой.