написано благодаря М
Когда-нибудь будет приятно вспомнить. Мелочи жизни, разбросанные, словно булавки по полу, – воспоминания из прошлого. Люди, места, предметы. Черно-белые кадры, превращающие ничем не примечательные моменты в волшебство, когда изображение начинает проявляться. По ту сторону экватора и по эту, – старые, потрепанные, аккуратно оформленные в альбом, на полочке, в рамочке и без, – фотографии.
Так я представляю себе тайный мир Марии Ларссен. Чуть сутулые плечи, руки, держащие фотоаппарат, усталое, в тоже время, не лишенное
привлекательности лицо. И ловлю себя на мысли, что невольно сравниваю эту скромную женщину с «дурнушкой» Хертрудис Марии Виктории Менис, трогательной до слез, когда она смотрит вдаль, в надежде увидеть обелиск неведомого ей счастья, сквозь окружающие предметы. Такое ощущение, что современное общество вдруг задалось целью отыскать другие ценности, которые гармонично сливаются с человеческим организмом, не нарушая его целостность и первоначальную связь с природой, постепенно разрушенную цивилизацией. Только так я могу объяснить появление 2-х европейских фильмов, показанных публике, к тому же, в одно временное пространство, имеющих общее начертание проблемы, поднимающей вопрос понимания и восприятия «другой красоты» – «Вечные мгновения Марии Ларссен» («Незабываемые моменты») Яна Труэлля и «Камера обскура» Марии Виктории Менис.
Возвращаясь к экранной истории Яна Труэлля, скажу о том, что фильм получился не только эмоционально насыщенным и обволакивающим, при отсутствии особого рода динамичности, но еще и визуально красивым, благодаря пейзажам южной части Швеции, полному погружению в эпоху ХХ-го века, а также режиссерскому мастерству ставить фотографию выше любой художественной абстракции. Настоящее элитарное кино.
Повествование в картине идет от первого лица. Это история, рассказанная дочерью, о жизни ее матери от начала замужества до дня смерти. На протяжении экранного времени, не раз будет возникать смешанность различных оттенков чувств у зрителя, начиная от восхищения, наблюдая, как удается стойкой женщине тянуть все на собственных плечах (дом, воспитание детей), до чувства негодования за серость будней, жестокость, рукоприкладство мужа. Будет ожидание, что вот-вот случится и что-то изменится, что должно же произойти, в конце концов, какое-то событие, которое изменит ее жизнь. Но ничего не произойдет. Жизнь останется прежней. Муж по-прежнему будет шагать по улице с расстегнутой ширинкой и в спущенных подтяжках, не твердым шагом, словно моряк, ступивший на землю после продолжительного плавания. Дети по-прежнему будут появляться на свет, взрослеть, ходить в школу, возвращаться, бояться собственного отца, жалеть мать. И лишь одно обстоятельство не заглушит чувство, что подымающиеся вверх пары не скапливаются в верхних слоях атмосферы, а вытекают на землю, теплыми ручейками, - камера в руках Марии. Блеск глаз, преображение, сосредоточенность, движение руки, картинка. Еще один кадр и еще, чтобы навсегда сохранить мгновение.
Перед тем, как подвести итог, хочу более подробно остановиться на отношениях Марии с Зигфридом. Почему она не ушла? Не смотря на то, что он унижал в ней женщину. Все, что связывало их - лотерейный билет, послуживший началом ее долгих странствований в мире, глубоко безразличном ему. Только один человек смог открыть в ней внутреннюю природу и тягу к красоте - владелец фотоателье. Ее дочь в конце фильма говорит, цитирую: «Для меня всегда было загадкой, почему мама осталась с отцом. Вероятно, это была любовь». Мое мнение: скорее, это была правда жизни, состоящая из различных обстоятельств, предрассудков, накладывающих печать «обязательства» и «бремени», особенно если учитывать, что характерной особенностью режиссерского почерка Яна Труэлля является кино, максимально приближенное к действительности.
В заключение, скажу, что картина относится к так называемой «новой волне» шведского кино и будет интересна любителям элитарного европейского кино и киноэстетики.
@ Sun, 19 Sep 2010 12:53:47 +0400
уже качаю, люблю такие истории
Бровач, опять же молодец))
Потрясающая способность ярко писать
о ничем, на первый взгляд, не примечательных картинах ))
+
Я знаю вас как автора и не пропускаю ваших рецензий Хотя они и на фильмы, которых я, как правило, не видел. Но некоторые из них я все-же посмотрел именно благодаря вашим очеркам (например "Заводной апельсин" )
Здесь хотел бы прокомментировать вот это: "Почему она не ушла?"
Мне кажется, что уже само время событий (начало 20 в) подразумевает, что женщины не так легко уходили от мужчин, как сейчас. Старомодные традиции, предрассудки, меньшая самостоятельность и т.д. Если такие случаи и были, это было скорее исключение, подтверждающее правило
Я знаю вас как автора и не пропускаю ваших рецензий Хотя они и на фильмы, которых я, как правило, не видел. Но некоторые из них я все-же посмотрел именно благодаря вашим очеркам (например "Заводной апельсин" )
Здесь хотел бы прокомментировать вот это: "Почему она не ушла?"
Мне кажется, что уже само время событий (начало 20 в) подразумевает, что женщины не так легко уходили от мужчин, как сейчас. Старомодные традиции, предрассудки, меньшая самостоятельность и т.д. Если такие случаи и были, это было скорее исключение, подтверждающее правило
*Сю, Zodiak (тебе понравится, т.к. у нас наблюдается схожесть вкусов ) ), спасибо
*drei_Kameraden, спасибо,) что прокомментировали «почему»,
я как бы об этом почти написала,) может несколько непонятно получилось...
я бы хотела попросить и других кк/пользователей, высказать свои размышления по поводу Марии и Зигфрида. интересно будет почитать, и, думаю, не только мне.
*Сю, Zodiak (тебе понравится, т.к. у нас наблюдается схожесть вкусов ) ), спасибо
*drei_Kameraden, спасибо,) что прокомментировали «почему»,
я как бы об этом почти написала,) может несколько непонятно получилось...
я бы хотела попросить и других кк/пользователей, высказать свои размышления по поводу Марии и Зигфрида. интересно будет почитать, и, думаю, не только мне.
Нет, вполне понятно))) это я сейчас просто протер глаза и внимательно прочитал
Спасибо за рецензию и внимание
*Сю, Zodiak (тебе понравится, т.к. у нас наблюдается схожесть вкусов ) ), спасибо
*drei_Kameraden, спасибо,) что прокомментировали «почему»,
я как бы об этом почти написала,) может несколько непонятно получилось...
я бы хотела попросить и других кк/пользователей, высказать свои размышления по поводу Марии и Зигфрида. интересно будет почитать, и, думаю, не только мне.
Чтоб комментировать надо кино смотреть. А так просто плюс.
Да... Это действительно потрясающе. Плюс, конечно, плюс...
у любого человека страстно и глубоко увлеченного творчеством (или любым, практически, трудом), лицо становится выразительным, ярким, а от этого безумно привлекательным, ребенок всегда милее когда с усердием, прикусив кончик языка, малюет что-то в альбоме. это я про "не лишенное привлекательности" ) (посмотрел, шикарно, спасибо) ))