Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Brovach thumb
9/10

Вместо мыслей эпилептического рода

Рецензия на фильм «Восход солнца»

6089 thumb

написано благодаря М /В/

Вместо мыслей эпилептического рода.

Для ясности: плюс минус один квадратный дюйм.

Если строить мосты и воздвигать на них историю кино, вероятнее всего, что при малейшем дуновении ветра вся конструкция окажется на дне моря. Лучше строить в воздухе, прибегая к помощи зигзагов мысли, свободных материй и кислородных коктейлей, тогда приземление будет сродни прыжку с парашютом к истокам киноистории.

Нужно ли мне говорить, что эпоха немого кино стала не только предпосылкой зарождения звука, но воздвигла прочный фундамент

для последующего развития кинематографического языка и стилей? Отсутствие технических возможностей записи и синхронного воспроизведения звука определило направление поиска новых решений - составляющих художественного оформления и организации изобразительного ряда ("немая школа" актеров, пантомима, появление титров). Именно на художественность, а также на донесение до аудитории сложностей понимания сюжета средствами монтажа, делался акцент, другие составляющие (например, отсутствие цвета) были второстепенны.

"Восход солнца: Песня двух человек" - это яркий пример вкрапления европейского киноязыка в Голливудские просторы. После выхода картины на экраны многие американские режиссеры, наследуя опыт Фридриха В. Мурнау, стали обращаться к искусству как к первоисточнику подачи материала, превышающего коммерческую значимость. В содержательности авторских решений, сохранивших влияние немецкого экспрессионизма (нагнетание обстановки, хаотичность во временном пространстве, резкие теневые диссонансы), все же ощущается игривая нотка, возможно, взращенная на "американской плодородной почве". Режиссер использовал приемы субъективной камеры для визуальной презентации искаженного сознания персонажей и для усиления ощущения, что камера является как бы "движущимся лицом". Сюжетная линия построена на черном и белом контрасте, балансируя между воспоминаниями из прошлой счастливой семейной жизни и зловещими снами; сцены встреч главного героя с Женщиной из Города сопровождаются яркими музыкальными номерами и панорамами большого города, освещенного огнями, притягательного, манящего, как сама искушенная природа, скрывающая опасность. Возникает ощущение вязкости, беспокойства и, сразу же, как подтверждение тому: мокрая земля, грязные туфли, женские ноги, уже не такие изящные, а руки, рвущие тростник, не такие "городские". Игра на контрастах, в качестве эксперимента с визуальными эффектами, создает атмосферу театрального действия, с чертами безумия и истерии, при том персонажи не являются психически неуравновешенными, а всего лишь вовлеченными в семейную драму.

Несколько моментов, которые запомнились больше.

Лицо главной героини, удивительно способное к мимическим перевоплощениям: склонившееся над мужем, заботливое и нежное; доверяющее и предательски обманутое; любящее и всепрощающее.

Сцена в лодке, самая пронзительная, самая отвратительная, с громким призывом и ощущением, что блоки семейной жизни безвозвратно утрачены, обращены в пыль, растворены в грязной душонке вместе с ее низкими поступками (обратите внимание, важно(!)).

Город после раскаяния и прощения: иллюзорный мир счастья. Потому что до этого он складывается в памяти, всего лишь как черное пятно, исторгающее холодное и поглощающее теплое, сквозь которое не видно чужих слез и радости. Разве что музыка (потрясающая, кстати, музыка(!)), настолько успевающая следовать в такт с героями, будет постоянно свидетельствовать о превратностях настроения.

Танец мужа и жены(!). Полное воссоединение и возрождение в нарочито тяжеловесных декорациях (как бы подчеркивающих, что идиллии нет, ничто не может быть вечно), громких возгласах и всеобщем ресторанном веселье.

История маленького человека – это всегда маленькая драма в водовороте жизни. Но есть кинематограф, в данном случае - немой кинематограф, который может показать бремя человеческих страстей не как забытую песчинку в песочных часах, а как образец высокого искусства. И это - к счастью!

@ Tue, 19 Oct 2010 03:42:41 +0400

Комментарии к рецензии (5)

sergeibolshakov
  • Киновед
  • Tue, 19 Oct 2010 05:21:39 +0400

Великолепно! Молодцы Б М /В/! wink mrgreen

Syun
  • Киновед
  • Tue, 19 Oct 2010 14:10:42 +0400

Подредактировала. Понравилось. rolleyes

brovach
  • bro
  • Кинокритик
  • Tue, 19 Oct 2010 22:55:21 +0400
Сю писал:

Подредактировала. Понравилось. rolleyes

Сю, дорогая, приятно ощущать заботу love
что-то со стилистикой было или грамма? я текст не сохранила.

***
Братец Лис, спасибо )

Syun
  • Киновед
  • Wed, 20 Oct 2010 00:03:03 +0400
bro писал:

Сю, дорогая, приятно ощущать заботу love
что-то со стилистикой было или грамма? я текст не сохранила.

***
Братец Лис, спасибо )

вэлкам. )
из того, что помню - "сродни прыжка" )
а в остальном, чуть-чуть пунктуации.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Wed, 08 Dec 2010 15:13:46 +0300

Ваша рецензия, как игра на скрипке. На хорошей скрипке. Вот вчера пришлось читать рецензию, которая напоминала чугунный котелок. +

Добавить комментарий