Прочитав разгромную рецензию на "Край" я сразу же поставил плюс и написал одобрительный комментарий, мол политагитке политагитская смерть. Но что-то в дискуссии все же подвигло меня к просмотру модной "пропагандисткой штамповки" (такой вердикт я вынес "Краю" еще до просмотра)
Посмотрел. И вот о чем я подумал при просмотре фильма Учителя: нестыковки, несоответствия, ляпы, пропагандисткие затертые штампы (на что указывал мой предшественник в рецензии)... а что если отойти от своего привычного
серьезно-высокомерно-кинокритикского состояния и взглянуть на фильм под другим углом? В самом деле: почему мы все думаем, что Учитель, Продюсер (он же Учитель) и Сценарист глупее нас?
Настроив себя на такой лад, я досмотрел фильм с интересом и в хорошем настроении. Перед моими глазами предстало пестрое полотно из наслоений метафор, ассоциаций, аллюзий. Те же "затертые штампы" порой кажутся таким нарочным художественным приемом, призванным гиперболизировать сюжет, приблизить к... сказке, если угодно, к притче, былине... на выбор. Нагромождение нелогичностей приобретает смысл, возникает мысль, что создатели фильма каждым ходом хотели донести до зрителя какую-то идею. Между строк.
Завязка точно как в сказке. Добрый молодец Игнат (танкист, экс-машинист, победитель) шел-шел по свету. Пришел на Край. Потому что дальше паровоз ему уже точно не дадут. А тут можно во широком полюшке вволю гонять на железном коне по встречной. Так чтобы аж бабы с платформы сзади повылетали. Если бы Игнат жил в наше время, был бы минимум байкером. В общем герой железнодорожного полотна вместо героя асфальта.
Край населен колоритными сказочными персонажами: одноруким ветераном, медведем, бабами (которые ранее предположительно дружили организмами с немцами) и Башировым (Баширов он и в Африке Баширов).
Освоившись в Краю, Игнат (Машков) не довольствуется достигнутым. Стремясь к более глубокому познанию себя, подгоняемый возможно идеями Ницше о сверхчеловеке, он делает шаг за Край. В этой своеобразной Зоне он... нет, не находит комнату исполнения желаний. Конечно же там он находит паровоз. И немку. Немного поиграв с ней в вестерн, он пленяет ее и довольно бесчеловечно эксплуатирует при строительстве ЖД моста. Как рабочую силу и как инженера.
Дальше происходит эпохальное столкновение двух фундаментальных мировоззрений: немецкого и русского. На вялое немецкое занудство о ненадежности конструкции и осторожном расчете скорости Игнат победоносно отвечает стремительным разгоном до 70 км/ч в стиле русского "авось". И, пролетев над разрушенным пролетом моста, бодро изрекает сакральное "Вот так, бля!" Эмет Браун и Марти МакФлай обзавидовались в своем 1855-м.
Дальше следует калейдоскоп ярчайших притч. Тут и трогательная сцена торжества любви и человечности, когда немка разговорила молчаливого немецкого мальчика по немецки (хотя есть мнение, что если бы приемная мама не привязывала парнишку к столу в своей комнате, он бы общался с людьми и давно уже говорил бы по русски)... И драка голых женщин в бане (да, да, друзья! Сценарист и Учитель по настоянию Продюсера не забыли о нас, потешили мужскую часть зрительской аудитории)
Есть даже отсылка к Булгакову: в одном из моментов Игнат душит немку, приговаривая шариковское "мы вас давили, давили... давили, давили"
Чуть не забыл. Весь фильм ожидается приезд некоего могущественного и страшного нквдиста Фишмана (фамилия тоже неспроста). Со времен "Первый после Бога" Злой Нквдист стал неотъемлемой частью российско-кинематографического эпоса. Абстрактное абсолютное Зло. Былинное Лихо. Ветер порывистый задует и тучи черные закроют ясно солнышко. Впору уже детей непослушных пугать.
Омрачил мое настроение эпизод с гибелью Софьи (та что помогла Игнату освоиться на Краю и привязывала ребенка). Но и тут не обошлось без курьеза: машинист-армянин (конкурент Игната в гонках) пожурил Злого Нквдиста (конечно же Гармаш): зачем женщину убил? Сам теперь веди паровоз...
Здесь я представил Продюсера и Сценариста в виде Славика (С. Светлаков) и Димона (Галустян):
- А как он паровоз-то поведет? Славик, че-то я очкую... Думаешь прокатит?
- Да ты успокойся!!! (голосом Светлакова) Я уже 100 раз так делал. Скажем, что у Нквдиста батя 40 лет паровозы водил.
... И снова ГОНКИ! Игнат "сделал" Нквдиста на паровозе. И торжественно предьявил ему вырванный скоростеметр с зафиксированным рекордом. Нквдист даже обрадовался: "Неужели 75?!!!" Казалось уже что они щас закурят вместе и пойдут по пивку, как старые гонщики-коллеги... Но Игнат разбил скоростеметр на голове Нквдиста...
Дальше... Медведя распяли на передке паровоза. То ли как символ России, попранной большевиками, то ли еще смысл какой...
Игнат, немка и мальчик конечно же стали счастливыми...
А Нквдист оказался вовсе не абсолютным Злом, а старым несчастным человеком, на велосипеде едущем к давно погибшей дочери в снежную даль, по ЖД колее...
Браво! Блестящая рецензия. Если бы было возможно, поставила бы несколько плюсов! Спасибо за доставленное удовольствие от прочтения Вашего опуса!
Браво! Блестящая рецензия. Если бы было возможно, поставила бы несколько плюсов! Спасибо за доставленное удовольствие от прочтения Вашего опуса!
Спасибо)
Спасибо)
Да, даже не знаю что сказать... видимо фильм настолько многогранен, что сколько не пиши рецензий, все будут разными! Плюс.
понравилось. спасибо.
Как же весело, задорно написано! Читать одно удовольствие! Вот это я понимаю альтернатива...ЗдОрово! Конечно плюс.
И, пролетев над разрушенным пролетом моста, бодро изрекает сакральное "Вот так, бля!" Эмет Браун и Марти МакФлай обзавидовались в своем 1855-м.
________________
посмеялся от души
И, пролетев над разрушенным пролетом моста, бодро изрекает сакральное "Вот так, бля!" Эмет Браун и Марти МакФлай обзавидовались в своем 1855-м.
________________
посмеялся от души
С нетерпением жду Вашей очередной рецензии. Должна уже где-то быть. Вот вот не сегодня, завтра.
А мне понравилась идея - Игнат, на никому не нужном паровозе, так как там одного хватало для того, чтобы раз в неделю отвести лес в центр, туда-сюда разъезжал, как заправский деревенский парень, на мотороллере.
Читаю вторую рецензию на этот фильм. Тот же сарказм, та же ирония, только в профиль, с элементами философии и обобщения. Нормальная рецензия, она мне понравилась больше, чем первая. Вот только замечания такие же, как и к первой - где анализ режиссерской работы, актерского мастерства? От меня +.
Читаю вторую рецензию на этот фильм. Тот же сарказм, та же ирония, только в профиль, с элементами философии и обобщения. Нормальная рецензия, она мне понравилась больше, чем первая. Вот только замечания такие же, как и к первой - где анализ режиссерской работы, актерского мастерства? От меня +.
Я Пастернака не читал, но осуждаю))))) Так вот я картины ещё не успел посмотреть, но где то внутренне понимаю, что рецензию надо написать именно так!!!! Потому как видимо много пафоса, много агитки, много про СССР времен Папы Джо))))