Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Drei kameraden thumb
6/10

гонки на Краю...

Рецензия на фильм «Край»

6203 thumb

Прочитав разгромную рецензию на "Край" я сразу же поставил плюс и написал одобрительный комментарий, мол политагитке политагитская смерть. Но что-то в дискуссии все же подвигло меня к просмотру модной "пропагандисткой штамповки" (такой вердикт я вынес "Краю" еще до просмотра)

Посмотрел. И вот о чем я подумал при просмотре фильма Учителя: нестыковки, несоответствия, ляпы, пропагандисткие затертые штампы (на что указывал мой предшественник в рецензии)... а что если отойти от своего привычного

серьезно-высокомерно-кинокритикского состояния и взглянуть на фильм под другим углом? В самом деле: почему мы все думаем, что Учитель, Продюсер (он же Учитель) и Сценарист глупее нас?

Настроив себя на такой лад, я досмотрел фильм с интересом и в хорошем настроении. Перед моими глазами предстало пестрое полотно из наслоений метафор, ассоциаций, аллюзий. Те же "затертые штампы" порой кажутся таким нарочным художественным приемом, призванным гиперболизировать сюжет, приблизить к... сказке, если угодно, к притче, былине... на выбор. Нагромождение нелогичностей приобретает смысл, возникает мысль, что создатели фильма каждым ходом хотели донести до зрителя какую-то идею. Между строк.

Завязка точно как в сказке. Добрый молодец Игнат (танкист, экс-машинист, победитель) шел-шел по свету. Пришел на Край. Потому что дальше паровоз ему уже точно не дадут. А тут можно во широком полюшке вволю гонять на железном коне по встречной. Так чтобы аж бабы с платформы сзади повылетали. Если бы Игнат жил в наше время, был бы минимум байкером. В общем герой железнодорожного полотна вместо героя асфальта.

Край населен колоритными сказочными персонажами: одноруким ветераном, медведем, бабами (которые ранее предположительно дружили организмами с немцами) и Башировым (Баширов он и в Африке Баширов).

Освоившись в Краю, Игнат (Машков) не довольствуется достигнутым. Стремясь к более глубокому познанию себя, подгоняемый возможно идеями Ницше о сверхчеловеке, он делает шаг за Край. В этой своеобразной Зоне он... нет, не находит комнату исполнения желаний. Конечно же там он находит паровоз. И немку. Немного поиграв с ней в вестерн, он пленяет ее и довольно бесчеловечно эксплуатирует при строительстве ЖД моста. Как рабочую силу и как инженера.

Дальше происходит эпохальное столкновение двух фундаментальных мировоззрений: немецкого и русского. На вялое немецкое занудство о ненадежности конструкции и осторожном расчете скорости Игнат победоносно отвечает стремительным разгоном до 70 км/ч в стиле русского "авось". И, пролетев над разрушенным пролетом моста, бодро изрекает сакральное "Вот так, бля!" Эмет Браун и Марти МакФлай обзавидовались в своем 1855-м.

Дальше следует калейдоскоп ярчайших притч. Тут и трогательная сцена торжества любви и человечности, когда немка разговорила молчаливого немецкого мальчика по немецки (хотя есть мнение, что если бы приемная мама не привязывала парнишку к столу в своей комнате, он бы общался с людьми и давно уже говорил бы по русски)... И драка голых женщин в бане (да, да, друзья! Сценарист и Учитель по настоянию Продюсера не забыли о нас, потешили мужскую часть зрительской аудитории)
Есть даже отсылка к Булгакову: в одном из моментов Игнат душит немку, приговаривая шариковское "мы вас давили, давили... давили, давили"

Чуть не забыл. Весь фильм ожидается приезд некоего могущественного и страшного нквдиста Фишмана (фамилия тоже неспроста). Со времен "Первый после Бога" Злой Нквдист стал неотъемлемой частью российско-кинематографического эпоса. Абстрактное абсолютное Зло. Былинное Лихо. Ветер порывистый задует и тучи черные закроют ясно солнышко. Впору уже детей непослушных пугать.

Омрачил мое настроение эпизод с гибелью Софьи (та что помогла Игнату освоиться на Краю и привязывала ребенка). Но и тут не обошлось без курьеза: машинист-армянин (конкурент Игната в гонках) пожурил Злого Нквдиста (конечно же Гармаш): зачем женщину убил? Сам теперь веди паровоз...

Здесь я представил Продюсера и Сценариста в виде Славика (С. Светлаков) и Димона (Галустян):
- А как он паровоз-то поведет? Славик, че-то я очкую... Думаешь прокатит?
- Да ты успокойся!!! (голосом Светлакова) Я уже 100 раз так делал. Скажем, что у Нквдиста батя 40 лет паровозы водил.

... И снова ГОНКИ! Игнат "сделал" Нквдиста на паровозе. И торжественно предьявил ему вырванный скоростеметр с зафиксированным рекордом. Нквдист даже обрадовался: "Неужели 75?!!!" Казалось уже что они щас закурят вместе и пойдут по пивку, как старые гонщики-коллеги... Но Игнат разбил скоростеметр на голове Нквдиста...

Дальше... Медведя распяли на передке паровоза. То ли как символ России, попранной большевиками, то ли еще смысл какой...
Игнат, немка и мальчик конечно же стали счастливыми...
А Нквдист оказался вовсе не абсолютным Злом, а старым несчастным человеком, на велосипеде едущем к давно погибшей дочери в снежную даль, по ЖД колее...

@ Fri, 29 Oct 2010 01:20:08 +0400

Комментарии к рецензии (37)

borsiknet
  • Зритель
  • Fri, 29 Oct 2010 11:29:09 +0400
Syrdon писал:

Я Пастернака не читал, но осуждаю))))) Так вот я картины ещё не успел посмотреть, но где то внутренне понимаю, что рецензию надо написать именно так!!!! Потому как видимо много пафоса, много агитки, много про СССР времен Папы Джо))))

И будешь совершенно не прав, посмотри фильм.

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Fri, 29 Oct 2010 13:30:58 +0400
Andrew писал:

Читаю вторую рецензию на этот фильм. Тот же сарказм, та же ирония, только в профиль, с элементами философии и обобщения. Нормальная рецензия, она мне понравилась больше, чем первая. Вот только замечания такие же, как и к первой - где анализ режиссерской работы, актерского мастерства? От меня +.

Согласен с замечаниями. Но, боюсь, дело тут сложнее, чем я могу осилить. Особенно что касается работы режиссера (А.Учитель) и продюсера (А. Учитель). Судя по всему первый творчески воплощал замыслы второго))).

Чтобы анализировать работу режиссера, нужно представлять, какие цели он перед собой ставил. Каковы были его идеи? Трудно сказать... Ну например в фильмографии Учителя я видел документальные очерки о группе "Кино", а также о небезызвестных Митьках. Это не просто так, вероятно эта субкультура оставила отпечаток на его внутреннем мире, мировоззрении.

Возможно конечно что он выполнял какой-то политический заказ и т.п. Выполнил ли он неукоснительно требования заказчиков, или реализовывал что-то свое под вывеской... Бог его знает.

Это же касается и анализа работы актеров. Кому интересно - пусть выскажутся в комментариях, это и будет содержащим анализ приложением к рецензии.

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Fri, 29 Oct 2010 14:27:04 +0400

Слишком много спойлеров. Прочитав последние две рецензии я уже, можно сказать, просмотрела фильм.)
Тем не менее, эта заинтересовала меня больше, хотя ей и далеко до остроты и анализа той же "казиношной". Вашей, уважаемый автор.
Монолитная и хорошая работа, но сильно чувствуется влияние первой, та же стилистика "путевых заметок".
Про актеров, концепцию исполнения и саму фигуру режиссера очень мало, но, думаю, это сказали еще до меня. Я так и не поняла, что из себя представляет "Край", за исключением его смыслового лейтмотива и прочей семантики.
Работа блестящая.) Несмотря на обилие спойлеров, кино посмотрю.

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Fri, 29 Oct 2010 16:08:26 +0400
Surrelia писал:

Слишком много спойлеров. Прочитав последние две рецензии я уже, можно сказать, просмотрела фильм.)
Тем не менее, эта заинтересовала меня больше, хотя ей и далеко до остроты и анализа той же "казиношной". Вашей, уважаемый автор.
Монолитная и хорошая работа, но сильно чувствуется влияние первой, та же стилистика "путевых заметок".
Про актеров, концепцию исполнения и саму фигуру режиссера очень мало, но, думаю, это сказали еще до меня. Я так и не поняла, что из себя представляет "Край", за исключением его смыслового лейтмотива и прочей семантики.
Работа блестящая.) Несмотря на обилие спойлеров, кино посмотрю.

Думаю "Край" - не тот фильм, которому навредят спойлеры))) Не сюжет там главное confusedесли бы сюжет - говорить вообще было-бы не о чем.

Так что смотрите смело) потом напишете, если время будет, что видели - банальный дешевенький фильм или что другое wink

nektoo
  • Киновед
  • Fri, 29 Oct 2010 18:27:45 +0400
UserZero писал:

Согласен с замечаниями. Но, боюсь, дело тут сложнее, чем я могу осилить. Особенно что касается работы режиссера (А.Учитель) и продюсера (А. Учитель). Судя по всему первый творчески воплощал замыслы второго))).

Чтобы анализировать работу режиссера, нужно представлять, какие цели он перед собой ставил. Каковы были его идеи? Трудно сказать... Ну например в фильмографии Учителя я видел документальные очерки о группе "Кино", а также о небезызвестных Митьках. Это не просто так, вероятно эта субкультура оставила отпечаток на его внутреннем мире, мировоззрении.

Возможно конечно что он выполнял какой-то политический заказ и т.п. Выполнил ли он неукоснительно требования заказчиков, или реализовывал что-то свое под вывеской... Бог его знает.

Это же касается и анализа работы актеров. Кому интересно - пусть выскажутся в комментариях, это и будет содержащим анализ приложением к рецензии.

Насчет анализа работы актеров....Мне не дают покоя два женских образа в фильме.

СОФЬЯ - девушка русская с поломанной судьбой. Нашла и приняла как родного сына чужого немецкого ребенка. Пусть она прошла много трудностей...Но она в фильме какая-то САМКА в первую очередь. Почему? То ли режиссер требовал такой образ, то ли актриса так сыграла. Не понятно...

НЕМКА - девушка далеко не рабоче-крестьянского происхождения сумела выжить в суровом сибирском климате одна всю войну. Умелая, сильная, не потерявшая женственности. Пожалуй самая искренняя в фильме. Типичный образ русской женщины. Вам не кажется? (и про избу горящую и про коня на ходу...)Разве не странно question Такое чувство, что немецкая актриса не понимала режиссера и слепила свой образ сама...

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Fri, 29 Oct 2010 18:34:45 +0400
Myxamor писал:

Насчет анализа работы актеров....Мне не дают покоя два женских образа в фильме.

СОФЬЯ - девушка русская с поломанной судьбой. Нашла и приняла как родного сына чужого немецкого ребенка. Пусть она прошла много трудностей...Но она в фильме какая-то САМКА в первую очередь. Почему? То ли режиссер требовал такой образ, то ли актриса так сыграла. Не понятно...

НЕМКА - девушка далеко не рабоче-крестьянского происхождения сумела выжить в суровом сибирском климате одна всю войну. Умелая, сильная, не потерявшая женственности. Пожалуй самая искренняя в фильме. Типичный образ русской женщины. Вам не кажется? (и про избу горящую и про коня на ходу...)Разве не странно question Такое чувство, что немецкая актриса не понимала режиссера и слепила свой образ сама...

Ну в начале своего появления она все-таки женственность немного потеряла))) просто быстро восстановилась.

Честно, я до сих пор не решил, относиться ли к образам, созданным в фильме серьезно или как я представил в рецензии.

Лично я все же склоняюсь к мысли, что персонажи сыграны актерами нарочито гротескно именно по замыслу режиссера, а не случайно. confused

borsiknet
  • Зритель
  • Fri, 29 Oct 2010 19:04:48 +0400
Myxamor писал:

Насчет анализа работы актеров....Мне не дают покоя два женских образа в фильме.

СОФЬЯ - девушка русская с поломанной судьбой. Нашла и приняла как родного сына чужого немецкого ребенка. Пусть она прошла много трудностей...Но она в фильме какая-то САМКА в первую очередь. Почему? То ли режиссер требовал такой образ, то ли актриса так сыграла. Не понятно...

НЕМКА - девушка далеко не рабоче-крестьянского происхождения сумела выжить в суровом сибирском климате одна всю войну. Умелая, сильная, не потерявшая женственности. Пожалуй самая искренняя в фильме. Типичный образ русской женщины. Вам не кажется? (и про избу горящую и про коня на ходу...)Разве не странно question Такое чувство, что немецкая актриса не понимала режиссера и слепила свой образ сама...

Думаю что и в том и в том персонаже переборщили. Русская слишком баба ,а немка слишком женщина, но мне нравится образ немки больше, простите уж меня. Но... если подходить с позиции того времени, то наверное русская женщина, таки женщина, немка, просто ребёнок. Кстати как я понял по фильму она и не знала о войне.

nektoo
  • Киновед
  • Fri, 29 Oct 2010 22:55:58 +0400
UserZero писал:

Ну в начале своего появления она все-таки женственность немного потеряла))) просто быстро восстановилась.

Честно, я до сих пор не решил, относиться ли к образам, созданным в фильме серьезно или как я представил в рецензии.

Лично я все же склоняюсь к мысли, что персонажи сыграны актерами нарочито гротескно именно по замыслу режиссера, а не случайно. confused

Вот в том то и дело, что серьезно к этому фильму относиться просто невозможно. Слишком все странно...Конечно гротеск и скорей всего по замыслу режиссера. Поэтому и рецензия удалась и спойлеры к месту.))) Без них никак. arrow

nektoo
  • Киновед
  • Fri, 29 Oct 2010 23:01:35 +0400
borsiknet писал:

Думаю что и в том и в том персонаже переборщили. Русская слишком баба ,а немка слишком женщина, но мне нравится образ немки больше, простите уж меня. Но... если подходить с позиции того времени, то наверное русская женщина, таки женщина, немка, просто ребёнок. Кстати как я понял по фильму она и не знала о войне.

Образ немки вызывает больше сочувствия и уважения чем русской. Как ни странно. И выжить в тайге 5 лет просто невозможно девушке-иностранке. Как вы говорите ребенку. Все же некий перебор есть. Вот потому и рецензия в точку... wink

shatunich
  • Киновед
  • Sat, 30 Oct 2010 19:29:38 +0400

Читал с удовольствием. Хорошо написано.
По сути, то же самое, что и у меня, но более смешно. Плюс.

Добавить комментарий