Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Hjs thumb
9/10

Азъ есмь возмездие...

Рецензия на фильм «Кочегар»

6553 thumb

Балабанов Алексей Октябринович (1959) — режиссер, сценарист, актер. Краткая фильмография, список не полный, я коснулся самых известных широкому кругу зрителей, резонансных картин: «Брат» 1997 год; «Брат 2» 2000 год; «Война» 2002 год; «Жмурки» 2005 год; «Груз 200» 2007 год; «Морфий» 2008 год…

Алексей Балабанов, что тут можно сказать, как всегда в своем репертуаре, то есть — что захотел, то и снял. Абсолютное авторское мировоззрение. О режиссере можно

сказать следующее: ему решительно наплевать на критиков и общественное мнение — это человек из «породы авторов», у которых свое видение текущего момента. В данном случае режиссер, позволяющий себе делать, снимать, творить именно то, что ему по душе. Напрашивается аналогия с Квентином Тарантино (сравнение имело место быть) — на премьере «Брата» в Каннах, картину представляли, как ленту, снятую в «манере Тарантино», но это не так, единственное, что связывает этих двух режиссеров, так это авторский взгляд и неповторимый стиль. Балабанов — человек вне цензуры, вне формата, живущий в своем мире и делающий кино исключительно в свое удовольствие (за что лично я люблю и уважаю его творчество), даже если его работы зачастую не находят понимания среди зрителей и общества.

Итак, новая 13-я по счету лента режиссера «Кочегар» с бюджетом не превышающим 500 тысяч долларов, снята в фирменном стиле и атмосфере мрачной, суровой действительности 90-х. Петербург, старая котельная, грязный снег. Фильм повествует о буднях простого, на первый взгляд безобидного, пожилого кочегара, отставного майора, героя Советского Союза Ивана Скрябина (Михаил Скрябин), на глазах которого происходят, разворачиваются те или иные события, невольным свидетелем и участником которых кочегар-майор становится. Периодически его котельную используют не по назначению.

Жесткая, бескомпромиссная, пропитанная безысходностью криминальная драма, тем не менее, не лишенная глубины и морали. Точно переданная автором в духе того времени (середина 90-х), наполненная характерными судьбоносными образами, сексом, бандитами, трупами, армейскими товарищами и девочками, любящими огонь, но в тоже время само произведение конструктивно просто и незамысловато, я имею в виду прямой, как «лом» стиль изложения. Разные судьбы героев, как бы отражают целиком картину прошлого — вспомните забытых героев, афганцев-бандитов, коммерсантов-предпринимателей, черные джипы и огромные Мерседесы и все это на фоне горькой, пессимистической правды и злой, черной иронии.

Фильмы Балабанова, насколько я могу судить, всегда разительно отличались выгодным и правильно подогнанным музыкальным сопровождением (особенно это было ярко выражено в «Брате»), не говоря уже о подтексте. Эта картина не стала исключением, с первых секунд заиграли восточные мотивы Дидюли (раньше я не встречал его музыку в кино), сначала немного сбившие меня столку, но потом отлично вписавшиеся в кадр и грамотно сопровождавшие все последующие сцены. Также среди саундтреков засветились братья Самойловы «Агата Кристи» с символичной композицией «Истерика» и Вадим Кузьмин. Команда режиссера, которая в первую очередь сама, отчасти, является поклонниками творчества Балабанова, друзьями и последователями (продюсер Сергей Сельянов, оператор Александр Симонов) также как большинство актеров, они неоднократно работали вместе — в очередной раз отработали на все 100%. У меня местами возникали нотки недоверия к главному герою. Однако в фильме пару раз объясняется, с чем связано и на что можно списать такое поведение, при чем, если разобрать общение «Сержанта» с «Майором», вроде старыми друзьями, на поверку выходит, что все не так просто. «Сержант» не только, как бы завуалировано, интересуется делами старика, тем самым, делая ему приятно. Он попутно уточняет, проверяет, не вернулось ли к «Кочегару» осознание, ясность, понимание происходящего. Остальные же ключевые персонажи были достаточно достоверно поданы актерами.

— «Война — это другое там наши и враги, а здесь все наши» — наиболее существенная идея фильма. Метафорически она дает понять зрителю, что «печеное яблоко — кочегар», так, пожалуй, сперва покажется зрителю, все-таки понимал и осознавал разницу между плохими и хорошими, добром и злом, но почему-то изначально занимал нейтральную позицию. Вопрос — почему, а ответ тут же, рядом — «не буди спящего льва, а то он проснется» или если хотите — наказание неотвратимо, кем бы ты ни был, а спасти свою честь можно лишь смыв позор собственной кровью, а поможет в этом всепоглощающий, всепрощающий огонь кочегарки, плюс — штык-нож…

В «стройных рядах» российской киноиндустрии, кинематографа в целом, вряд ли найдется подобный человек, режиссер, сценарист, актер работы которого можно сравнить с работами Балабанова. По крайней мере, мне сложно подыскать. С полной уверенностью можно сказать, что режиссер — штучный экземпляр. Работы его как неповторимы, интересны, динамичны, с глубоким подтекстом и своеобразной моралью, обнажающее правдивы, так и провокационны, местами аморальны, жестоки и неполлиткорректны. Но этим они привлекают. Возможно, простому русскому человеку не хватает откровенной прямоты, некой встряски сходящей с экрана фильмов Балабанова — несомненно, это один из факторов успеха его фильмов, среди поклонников творчества режиссера.

— «Я русский кинематографист и снимаю русские фильмы для русской публики» — однажды в интервью сказал режиссер…

Не нужно спешить делать выводы после первых впечатлений от просмотра фильма. Да и к Балабанову нужно относиться сперва-наперво, как к режиссеру, который достиг такого уровня, что ему не нужно разъяснять, что именно он хотел сказать своим фильмом. Решили посмотреть, включите мозги, должны понять сами иначе, зачем вообще смотреть — именно для такого зрителя снимает режиссер.

Возможно, я местами переборщил с эпитетами, простите не получилось по-другому.

@ Sat, 06 Nov 2010 11:40:50 +0300

Комментарии к рецензии (42)

HJS
  • Кинокритик
  • Mon, 08 Nov 2010 11:23:46 +0300
UserZero писал:

Хотя "Истерика" АК была к месту mrgreen thumbsup

Согласен...

TEKTONIC
  • Киновед
  • Mon, 08 Nov 2010 12:39:14 +0300

HOMER, превосходно ! Растешь на глазах. +

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Mon, 08 Nov 2010 12:55:24 +0300
Homer писал:

Переименовалась, мне кажется, я имею на это право, надеюсь не надо объяснять причину smile...
С выводом про Дидюлю не совсем понял...
Спасибо за отзыв...

Выводы про Дидюлю были касаемо фильма, а не рецензии (мои мысли, не более того), может это прояснит ситуацию)
Про заголовок - был не более чем праздный вопрос. На все воля автора)

HJS
  • Кинокритик
  • Mon, 08 Nov 2010 14:51:21 +0300
UserZero писал:

Выводы про Дидюлю были касаемо фильма, а не рецензии (мои мысли, не более того), может это прояснит ситуацию)
Про заголовок - был не более чем праздный вопрос. На все воля автора)

А, в смысле, ты имел в виду, мало того, что музыкальное сопровождение целиком (преимущественно) Дидюли, так еще и в фильме предлагают на его концерт сходить. Да, в этом есть что-то “сомнительное”, но в целом музыкальное сопровождение мне показалось крайне удачным...
Я не сразу понял, про что ты говорил smile...
Про заголовок - ты извини, что резко так, я без злобы smile...

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Mon, 08 Nov 2010 14:59:21 +0300
Homer писал:

А, в смысле, ты имел в виду, мало того, что музыкальное сопровождение целиком (преимущественно) Дидюли, так еще и в фильме предлагают на его концерт сходить. Да, в этом есть что-то “сомнительное”, но в целом музыкальное сопровождение мне показалось крайне удачным...
Я не сразу понял, про что ты говорил smile...
Про заголовок - ты извини, что резко так, я без злобы smile...

Ах... пустое redface mrgreen

JL72
  • Зритель
  • Fri, 19 Nov 2010 17:13:02 +0300

рецензия, вроде, нормальная, но оценивать не буду. Так как мой взгляд не совпадает с мнением автора.
Фильм Кочегар, лично мне, не то чтобы не понравился, но и пересматривать его и добавлять в коллекцию не собираюсь. Ибо у фильма ряд недостатков, как это не печально smile Фильм идет 1ч 20 мин. как не крути, а это чертовски мало, ладно бы если мы на протяжении всей картины наблюдали стремительно меняющиеся события, тогда да, можно понять, но в Кочегаре таких событий нет, там все спонтанно и не логично.
Не могу и отметить хваленый саундтрек. Согласен, что по началу музыка довольно гармонично вписывается в фильм и звучание неплохое, но когда 1ч 20 мин слушаешь одну и ту же песню ДиДюли, невольно начинаешь испытывать отвращение и к музыке и фильму...Агата Кристи лично для меня была как глоток свежего воздуха! И не более! К действию не подходит. Вобщем пропиарил ДиДюлю как видно...
А так же в фильме присутствует какой то совсем непонятный секс, непонятная книга кочегара, непонятные убийства и прочее.
Частично читал интервью Балобанова про Кочегар, стало даже немного не по себе после его слов...Видимо пора вешать бутсы на гвоздь!..

HJS
  • Кинокритик
  • Wed, 01 Dec 2010 19:23:14 +0300
JL72 писал:

рецензия, вроде, нормальная, но оценивать не буду. Так как мой взгляд не совпадает с мнением автора.
Фильм Кочегар, лично мне, не то чтобы не понравился, но и пересматривать его и добавлять в коллекцию не собираюсь. Ибо у фильма ряд недостатков, как это не печально smile Фильм идет 1ч 20 мин. как не крути, а это чертовски мало, ладно бы если мы на протяжении всей картины наблюдали стремительно меняющиеся события, тогда да, можно понять, но в Кочегаре таких событий нет, там все спонтанно и не логично.
Не могу и отметить хваленый саундтрек. Согласен, что по началу музыка довольно гармонично вписывается в фильм и звучание неплохое, но когда 1ч 20 мин слушаешь одну и ту же песню ДиДюли, невольно начинаешь испытывать отвращение и к музыке и фильму...Агата Кристи лично для меня была как глоток свежего воздуха! И не более! К действию не подходит. Вобщем пропиарил ДиДюлю как видно...
А так же в фильме присутствует какой то совсем непонятный секс, непонятная книга кочегара, непонятные убийства и прочее.
Частично читал интервью Балобанова про Кочегар, стало даже немного не по себе после его слов...Видимо пора вешать бутсы на гвоздь!..

Не хочу спорить, но мне показалось, что именно последовательность действий героев фильма привела историю более чем к логическому завершению...

ravenfox
  • Зритель
  • Wed, 22 Dec 2010 19:00:54 +0300

+++++ ВОЕНИЗИРОВАННЫЙ ТЫ НАШ

HJS
  • Кинокритик
  • Thu, 30 Dec 2010 16:16:02 +0300
ravenfox писал:

+++++ ВОЕНИЗИРОВАННЫЙ ТЫ НАШ

Есть чуть-чуть wink mrgreen...

andrew0000
  • Зритель
  • Sat, 08 Jan 2011 18:17:23 +0300
UserZero писал:

Ощущения от фильма почему-то похожи на те, что испытал после фильма "Асса". confused
Не могу сказать что так же вижу фильм, как автор рецензии, но и четко сформулировать свое видение смысла тоже пока не могу.

Перед просмотром видел ваш коммент про "Ассу", на следующий день кинулся искать, чтобы ответить: у меня прямых ассоциаций не возникло ("Кочегар" - очень камерный фильм и таким же знаковым ему не стать), но... 1. А "Ассе" снег, и тут снег. 2. Похожие бандиты, как "главный", так и "второстепенные" (много писать не буду, но параллели провести можно). 3. Банана убивают абсолютно так же, как и [спойлер] (и это касается не только способа убийства). 4. "Экранизация" "рассказа" кочегара - очередной сон Бананана.

Добавить комментарий