Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Drei kameraden thumb
10/10

Куда ведут тропы славы?

Рецензия на фильм «Тропы славы»

4454 thumb

При всей моей горячей любви к жанру военной драмы, должен сказать что "Тропы славы" - это больше чем военная драма. Это сгусток эмоций, калейдоскоп размышлений о устройстве мира и прозаичности экзистенции отдельно взятого человека в нем. Впрочем у Стенли Кубрика по-другому и быть не могло.
Сейчас, в известной мере познакомившись с творчеством Кубрика, я сделал для себя вывод, что объединяет такие разные (военная драма, научная фантастика, комедия, артхаус и др.) работы этого режиссера. В своих фильмах Кубрик, не без едкой иронии,

дразнит, задевает устоявшиеся стереотипы общества. При этом достается всем:
- властьимущим, которые "знают" как нам лучше жить;
- добропорядочным гражданам-налогоплательщикам, являющимся оплотом морали и нравственности общества, как правило мирно сосуществующих с цинизмом и несправедливостью;
- неистовым патриотам (любить Родину - это не плохо... но легко ли разглядеть грань между любовью к Родине и известным афоризмом Сэмюэля Джонсона?)
- христианам, большинство которых являются таковыми не по убеждению, а по инерции этих самых стереотипов общества;
- самому человечеству, его неудержимому стремлению к научно-техническому прогрессу.

Исполнитель главной роли (полковник Дакс) Кирк Дуглас (отец того самого Майкла) на момент создания "Тропы славы" был более известным и влиятельным человеком в мире кино, чем молодой режиссер Стенли Кубрик. Именно его большая заслуга в появлении этого фильма, он был еще и продюсером. Тогда между этими двумя творческими гигантами завязалась дружба. Но после "Спартака" ее сдуло как ноябрьский лист. Позднее Дуглас называл Кубрика "талантливым дерьмом". И его можно понять. Сама личность Кубрика предполагает вызов, скандальность. По крайней мере в его творчестве. Многие обижались...

Не избежали налета скандальности и "Тропы славы". Во Франции и в Бельгии фильм запретили к показу. Прокатилась волна возмущений среди офицеров-ветеранов (а нужно заметить, что в 1957 г их было очень много живых, здравствующих и не старых) Это для нас события могут показаться наполеоновской эпохой, а тогда как говорится "наживо". Здесь я не смог сдержать снисходительную улыбку: ну конечно! Победители! Как же можно им камни в огород кидать? Что-то ничего я не слышал о возмущениях немецкой общественности (ну не считая конечно нацистов) касаемо некоторых эпизодов книг участника проигравшей стороны - Ремарка. Например памятный разговор немецких солдат о поединках один на один генералов враждующих стран с музыкой и народными гуляниями.

Не будем осуждать гнев французских ветеранов, да и не к ним лично Кубрик адресовал смертоносные стрелы своей сатиры. Тут я подумал о том, что ведь и у нас есть современные фильмы, в которых негативно изображено командование в ВОВ, да и сам образ советского солдата искажен. И я как правило был среди негодующих. Но есть одно НО. Кубрик не имел целью очернить какую-то конкретную страну и конкретных людей. В его фильмах все события происходят во "вселенной Кубрика". Франция - это фон, абстрактная "любая страна". Ведь согласитесь, наверно ошибочно думать, что одна страна правильнее и лучше воевала (даже если сравнивать участников по одну сторону баррикад). Люди-то по большому счету везде одинаковые (в совокупности одинаковые, это каждый в отдельности разный), с обычными пороками и добродетелями.

Начало не предвещает чего-то из ряда вон. Командующий фронтом посетил с дружеским визитом резиденцию (а надо заметить, что неподалеку линии фронта обычный генерал занимает ни много ни мало зАмок! С канделябрами, интерьером рококо и прочими буржуйскими цацками, как полагается фронтовому "бате" ) командира одной из дивизий. Далее фамилии генералов и актеров их сыгравших говорить не буду, все равно мало кому из современников это интересно. Условно: главный - комфронта, второй - комдивизии.

Так вот, комфронта скромно намекает комдивизии, что неплохо бы взять к такой-то красной дате комплекс немецких укреплений "Муравьиный холм". Мол заноза в теле Франции и вообще мочить бошей в сортире давно пора. Комдивизии в ответ говорит ПРАВДУ: дивизия обескровлена, поставленные задачи не выполнимы, а жизнь даже одного солдата не стоит всех наград Родины. Тогда комфронта достает из рукава джокера: я как бы не против, но есть свободный от начальника корпус (а это на порядок круче дивизии) и в ставке Гитлера ходят упорные слухи, что именно Вы идеальный претендент на эту должность. Комдивизии изменился в лице (разве что не сказал сакральное "Так что ж вы сразу не сказали?" (с)
- Вы уж постарайтесь, голубчик, во благо Родины - резюмирует комфронта.

Не будет особым спойлером сказать, чем закончилась атака. Откройте, друзья, ссылку в интернете (кто не в курсе) - в первую мировую за 4 года линия западного фронта менялась ничтожно, а потери были миллионными с обеих сторон. Ясен пень - ни какого "муравьиного холма" никто не взял. И что дальше? А дальше...

... Вакханалия несправедливости. Оргия цинизма. Театр торжества абсурда. Показательное судилище трех невиновных. Следует сплошная череда миниатюр о человеческой глупости, тщеславии, трусости, низкой мстительности, равнодушии, жестокости, цинизме. Причем когда нам кажется уже, что достигнут предел уровня мерзости в людях - Кубрик беспощадно расширяет границы нашего сознания в восприятии меры пороков в человеке. От диалога к диалогу, от события к событию трагикомедия все больше превращается в фарс. Нет смысла описывать все нарывы общества, которые вскрыл Кубрик в проекции на жизнь французского полка. Это займет много букв.

Имена трех героев (герой Дугласа упомянут выше) я назову, именно они оказались в незавидной роли Козлов Отпущения (кстати зловеще знаменитый зверь, которого так любят искать и находить люди):
- рядовой Морис Фероль. Забавный жизнерадостный бородатый верзила. Не женат и судя по всему из деревни. Попал под трибунал без жребия потому что командир взвода считает его вредным(?!) для общества.
- рядовой Пьер Арно. Герой, храбрец, личность. Единственный из троих, чью участь решал жребий.
- капрал Филипп Парис (он старше своих товарищей). Хороший солдат, неглупый и уравновешенный человек, уже нашедший себя в жизни. Вот только знал своего командира задолго до войны. Может даже в школе обижал лейтенанта.
По разному каждый из них переживал происходящее. Капрал Парис не без фатализма покорно ждал своей участи, молился и заранее думал о вечном. Его разговор с Феролем:
- Видишь таракана? Завтра мы умрем, а он будет бегать... он будет ближе к моей жене и детям, чем я... я умру, а он нет.
- (невозмутимо хлопая таракана ладонью) Теперь у тебя преимущество.
Фероль - самая трагичная фигура в фильме. Он был олицетворением НАДЕЖДЫ, которую вселял в него полковник Дакс. Он вообще не сомневался что не умрет сейчас. Сейчас я думаю, что независимо от исхода он был прав... Ожидание смерти хуже самой смерти.

Рядовой Арно ударил в лицо полкового священника. Богохульник? Как знать, как знать... Для священника он не человек. Ему нет дела до того, почему Пьера Арно хотят убить. Арно - объект его работы. Так надо. Так сказало общество. Не предаст он анафеме генералов, желающих чужой кровью затушевать свои ошибки. А Пьер Арно просто хочет ЖИТЬ. И плевать ему на байки о смирении и покаянии. Он не записывался в великомученники и никто не вправе упрекнуть его в этом. Насмешкой бездушной машины, плевком в лицо кажется ему визит священника.

Не сочтите странным мое сравнение (и да не закидают меня камнями "представители церкви" ), но мне показалось, что полковник Дакс в сказке Кубрика метафорично олицетворял Бога. В самом деле - не сильно ли много в нем одном положительных качеств по сравнению с пороками и слабостями других? Разве так бывает? Но не будем забывать, друзья, что это не военная драма, а притча. Дакс олицетворяет справедливость, сострадание. Дакс предложил себя одного вместо рядовых солдат: "Я ведь тоже был с ними и тоже не выполнил приказ?" - чем вызвал недоуменные улыбки генералов. Дакс является адвокатом беззащитных на судилище. Дакс лечит душу Фероля Надеждой, в него ВЕРИТ Фероль. Дакс проводит через чистилище совести лейтенанта, низко отомстившего капралу Парису. Дакс в разговорах с генералами вскрывает их сущность. Дакс мудр и невозмутим.

Но реальная жизнь такова, что люди верят, надеются, а все идет своим чередом. И это не хорошо и не плохо, это просто есть.
***
Эпилог.
Как бы не удолетворившись количеством мерзости и безысходности, выплеснутой на зрителя, Кубрик дает еще: выжившие солдаты полка сидят в баре. Они не горюют о трех своих товарищах. Они просто радуются жизни доступными способами - бухают и играют в карты. На потеху толпе солдат трактирщик выводит молодую немку (кстати жена Кубрика, немецкая (!) актриса), непонятно как туда попавшую - несчастное запуганное существо. Под громкий хохот он смеется над ее испуганным видом, непониманием французского, щипает за нос и т.п. Заставляет петь и она поет на немецком. Свист и улюлюканье постепенно смолкают. Происходит чудо: толпа быдлоты превращается в совокупность отдельных человеческих лиц. Видно отцов, мужей, сыновей, даже дедов. Кто-то закусил губу, кто-то с влажными глазами. Неуклюжим мужским мычанием подпевают они непонятным словам вражеского языка.
Теперь зритель переживает катарсис. Заслужил.

А за окном трактира стоит полковник Дакс и молча и невозмутимо созерцает.
- Господин полковник, пришел приказ всем возвращаться на позиции.
- Дайте им еще пару минут.

@ Tue, 16 Nov 2010 10:56:31 +0300

Комментарии к рецензии (28)

majama

Как мне нравятся эти пояснения в скобочках среди предложений... rolleyes
Не иначе, как влияние Сюр..

Хорошая работа. +

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Thu, 18 Nov 2010 18:29:30 +0300
Sister & Brother писал:

Как мне нравятся эти пояснения в скобочках среди предложений... rolleyes
Не иначе, как влияние Сюр..

Хорошая работа. +

Как знать)
Скорее всего это МОЯ давняя болезнь. Согласен, громоздко. Надо будет подумать над лирическими отступлениями, не утяжеляющими текст confused wink

majama
UserZero писал:

Как знать)
Скорее всего это МОЯ давняя болезнь. Согласен, громоздко. Надо будет подумать над лирическими отступлениями, не утяжеляющими текст confused wink

Достойна восхищения такая реакция на мнение простых читателей рецензий. wink smile

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Fri, 19 Nov 2010 10:01:28 +0300

Большое спасибо за отзывы лично Гендуль, Ларе77 и всем кто читал рецензию)))

DEAT4H
  • Киновед
  • Sun, 21 Nov 2010 23:42:57 +0300

понравилось содержание, не понравилась его форма. все эти "я" да "я".
читатель должен поверить, что статья - это не просто ЧЬИ-ТО мысли.
он должен признать их своими собственными. ну или как минимум прописными истинами.
благо, материал позволяет. классика.
да и уж больно громоздко.
но в целом - более чем заслуженный плюс.
______
и в корне не согласен с теми, кто ратует за "свободу от пересказа".
ну нельзя без этого провести оценку любого мало-мальски серьезного произведения. тем паче такого.
нельзя.
малое, неизбежное зло. что давно уже в порядке вещей.

vasiavasilich
  • Кинокритик
  • Sat, 04 Dec 2010 09:32:35 +0300

Весьма подробный и основательный анализ как самой кинокартины, так и той атмосферы которую она воссоздаёт.

HJS
  • Кинокритик
  • Sat, 04 Dec 2010 13:05:22 +0300

Отличная работа, чувствуется авторский взгляд, эмоции, очень понравлось...
(+)...
Маленький вопросик:
<<< Кубрик не имел целью очернить какую-то конкретную страну и конкретных людей. В его фильмах все события происходят во "вселенной Кубрика". Франция - это фон, абстрактная "любая страна". >>> - тут все понятно, все ясно, почему нельзя также воспринимать работу Михалкова (вопрос не конкретно тебе, мне интересно твое мнение)?

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Sat, 04 Dec 2010 21:23:52 +0300
Homer писал:

Отличная работа, чувствуется авторский взгляд, эмоции, очень понравлось...
(+)...
Маленький вопросик:
<<< Кубрик не имел целью очернить какую-то конкретную страну и конкретных людей. В его фильмах все события происходят во "вселенной Кубрика". Франция - это фон, абстрактная "любая страна". >>> - тут все понятно, все ясно, почему нельзя также воспринимать работу Михалкова (вопрос не конкретно тебе, мне интересно твое мнение)?

Я изменил немного мнение о "предстоянии". Не могу сказать, что четко и абсолютно самостоятельно, но задуматься пришлось.

Спасибо за отзыв smileа также vasyavasilich и DEAT4H)

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Tue, 07 Dec 2010 17:49:43 +0300

Я давно видел этот фильм, а Ваша замечательная рецензия, вероятно, заставит меня пересмотреть его еще раз. Рад появлению нового серьезного кинообозревателя.

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Tue, 07 Dec 2010 19:26:14 +0300
Bars2009 писал:

Я давно видел этот фильм, а Ваша замечательная рецензия, вероятно, заставит меня пересмотреть его еще раз. Рад появлению нового серьезного кинообозревателя.

Оооо) спасибо smile
Меня даже киноакадемики ценят redface
Рад, что мой скромный труд подтолкнет вас пересмотреть этот замечательный фильм) Он сразу вошел в число моих любимых, как и Стенли Кубрик как режиссер вообще smile

Добавить комментарий