Я не открою военной тайны, если скажу, что все фильмы уже давно поделены на категории и жанры. В кинематографе, как и в любом другом виде искусства, кроме общепринятых есть еще одна негласная, но очень почетная категория. Называется она «Классика».
Это отдельная каста. В эту категорию за деньги не попасть. Сюда попадают только любимые народом фильмы. У Классических фильмов нет срока давности. Они смотрятся легко и непринужденно и 10 и 20 и 40 лет спустя.
Фильм «Ошибка резидента» это как раз тот фильм, посмотрев который можно сказать только одно
слово «Классика!».
Чем за душу берет, чем запоминается и за счет чего, этот фильм попал в «Классику»? Попробую разобраться.
«Ошибка резидента» – это глубоко патриотичный и политизированный шпионский боевик, психологический детектив, да наконец это просто хороший фильм, созданный по одноименной повести В.Востокова и О.Шмелева.
Он первый из серии: «Ошибка резидента» (1968), «Судьба резидента» (1970), «Возвращение резидента» (1982), «Конец операции «Резидент» (1986).
Тема фильма: битва советских спецслужб против иностранной разведки. Это был беспроигрышный вариант 60-х годов в СССР: «Сатурны», «Резиденты», «17 мгновений весны», «Неуловимые мстители», «Щит и меч», «Мертвый сезон», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства» и т.д. И это только те фильмы про разведчиков, которые народ знает (или хотя бы слышал). И все они родом из 60-х!
В общем, как говорится: Мы «ИХ»… да и ещё «по всем фронтам»!!! Душа поет! Приятно! А как же иначе. Военно-патриотическое воспитание молодежи в то время было на подъеме.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов начавшуюся «битву» между СССР и США - эра «холодной войны», гонки вооружений и войны политических технологий.
Сюжет фильма прост, как все гениальное: Советская контрразведка получает информацию о заброске в нашу страну резидента зарубежного разведцентра и начинает вести свою игру.
Если исходить из того факта, что Востоков и Шмелев являются так же авторами сценария, то понятно, что особых изменений сценарий фильма от первоисточника не претерпел.
Будучи ребенком, я зачитывался этой повестью, что называется «до дыр», а фильм смотрел при каждом его показе по телевизору или в кинотеатре. Было очень приятно видеть, как на твоих глазах, умные и грамотные офицеры контрразведки переигрывают в чистую наших потенциальных врагов.
Когда я стал постарше, знание того, что авторы, написавшие повесть и сценарий имели прямое и непосредственное отношение к контрразведке, добавляло уверенности, что писали книгу и сценарий знающие свое дело люди, что фильм будет более-менее достоверным, а возгласов в стиле «НЕ ВЕРЮ!!!» будет гораздо меньше.
Что касается сценария фильма (диалогов героев, мест действия, раскрытия характеров героев, завершенности сцен, логической последовательности событий) здесь у меня претензий почти нет. Все отработано четко, последовательно и закончено. Как говорил Глеб Жеглов: «Наверно что-то подобное, когда-нибудь уже было!». Ну и ладно! Тем живей и ближе к нашей земной реальности созданный фильм!
Но все равно не могу не вспомнить эпизоды, которые по-доброму царапнули мое сердце:
Первый из них: монолог отца Тульева перед отправкой сына в Россию: «Меняются хозяева, меняются страны. Если бы я мог, я бы пополз на коленях в Россию. А мы как шлюхи шли к одним, другим, третьим. Не брезговали даже гестапо, а им («русским» – прим. автора) плевать на наши идолы! Моя мечта: Выйти рано утром на речку, закинуть удочку и поймать обыкновенного русского окунька»…
Чем старше становишься, тем острее начинаешь понимать, как иногда человеку нужно мало для счастья! «Всего лишь «поймать окунька»!...» Как это все-таки по-русски!
Второй эпизод - это когда сын воплотил мечту отца. Это высший пилотаж! Сейчас такого отношения к родителям скажем прямо, маловато.
И как общий бонус всему фильму: здесь нет того, что, честно говоря, порядком надоело в современном кино (стрельбы, гор трупов, пошлости и эротики, близкой к порнографии). Здесь же все просто, как в жизни!!! Разведчики медленно спустились с горы ... и взяли шпиона!
А теперь ложка дегтя... (а куда без этого!)
«НЕ ВЕРЮ!!!»
1.Фильм начался с того, что сработал стукачок. А кто он... этот добрый камрад?!!! Все осталось под пылью времен, или «КГБ своих стукачей не сдает»?...
2.Переброска Бекаса выглядит мягко скажем... наигранной. Простой пример: Вы – вражеский шпион, бежите на Запад, а тут пограничники откуда-то взялись, да еще и постреливают блин!!! Плюс какой-то бывший зэк рядом в лодке лежит, вес катера увеличивает... Ну не верю я в милосердие врага! Самый простой способ – пуля в лоб и к рыбам в гости...
3.Международный супер-шпион рассыпался в хлам после 2-х стаканов водки и дал возможность обыскать дом!!! Ха-ха-ха! Не-е-е-е... он не русский!
Ладно! Не будем ковыряться в чужом глазу и искать пылинку! Работу команды в составе: сценарист – продюсер – режиссер оцениваю на «отлично»!
Режиссер фильма Вениамин Давыдовыч Дорман. Разноплановый режиссер: от детского кино и комедии до приключенческих фильмов и боевиков (боевиков у него было все-таки больше!!!). Из его 18-ти режиссерских работ я лично помню только два фильма: «Пропавшая экспедиция» и «Похищение «Савойи».
Что делать! В советские годы у него не было такой раскрутки, как допустим у Квентина Тарантино! Зато актеры, с кем ему довелось работать – предел всех мечтаний любого советского человека: В. Высоцкий, Г. Жженов, П. Вельяминов Л. Броневой. Л.Ярмольник, Л. Куравлев, Л. Ахеджакова, С. Мишулин, О. Остроумова, М. Глузский и т.д.
А это, на мой взгляд, реальный показатель. Работать со звездами очень тяжело, но если на выходе получается шикарный фильм, значит и режиссер гений! Ведь звезду надо зажечь, какая бы она яркая сама по себе не была! А кто это сделает, если не режиссер!
Фильм получился живым и энергичным. Режиссеру оценка «отлично»!
Оператор фильма: Михаил Гойхберг. Людям, которые не являются не специалистам в области кино, эта фамилия ничего не скажет. Зато о нем говорят его дела: «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «На златом крыльце сидели…», «Непобедимый» и т.д.
Кстати! А кто из нас, молодежи 70-80-х не мечтал овладеть самбо как «непобедимый» Андрей Ростоцкий?!
Михаил Гойхберг, так же как и Вениамин Дорман работал в любом жанре кино: от детского кино до боевиков. В одной съемочной группе они сняли три фильма.
«Ошибка резидента» смотрится очень легко и непринужденно. Два с лишним часа пролетают на одном дыхании. Особенно приятно ощущать дух того времени, дух детства.
Оператору за композицию оценка «отлично»! Мастер!
От музыки в фильме зависит многое, если не почти все, т.к. она передает атмосферу фильма, переживание актера и т.д.
Как ни странно в «Ошибке резидента» музыки почти нет! Ее можно пересчитать по пальцам. И это никак не портит фильм! Но зато, КАКАЯ в фильме музыка! Одни только песни барда Михаила Ножкина чего стоят! Начиная от бесшабашной «Образованные просто одолели», до как говорится: хитовой песни «Я в весеннем лесу пил березовый сок». Она уж точно побила все рекорды народной любви! Классика!
Песни М. Ножкина вызывает бурю эмоций, страстей, романтики и понимания быстротечности жизни. А песня «Я в весеннем лесу…», так же как и мечты о блондинке М. Монро будут жить еще долго!
Отсутствие песен Ножкина в других «резидентах» хоть не на много, но снизило уровень фильмов.
Кстати! Немного юмора никогда не помешает! А кто же все-таки автор музыки, которая играла когда Бекас «отдыхал» в «Музыкальной шкатулке»?
Ответ: Раз песни на стихи Евгения Аграновича, значит автор музыки - Михаил Ножкин... либо Е. Агранович... либо один из двух... Сами решайте, кого больше не любите!
За музыку оценка «брависсимо»!
Историческое кино может произвести впечатление за счет костюмной помпезности, а фэнтези и боевики берут свое только за счет спецэффектов и накала страстей. В данном случае, по визуальности фильм ничем не отличается от жизни того времени (серое пальто, кепка и мечта любого автомобилиста того времени: Волга «ГАЗ-21»).
Не исключаю, что именно отсутствие помпы, фальши и другой «пыли в глаза» сделало фильм СВОИМ и НАРОДНЫМ, ведь там были показаны такие же простые люди, как и мы с вами! Простой пример: эпизод встречи разведчиков в телемастерской. Мои лично ощущения: «как дома побывал»!
Что касается актерской работы, то здесь можно говорить долго, многословно, во всех цветах и красках.
Один только состав актерской труппы поражает воображение. Приятно посмотреть! Участие только одного Г. Жженова могло принести успех фильму, а тут целое созвездие: О. Жаков, Е. Копелян, Р.Плятт, Н. Прокопович!
Особое отношение у меня к роли Г. Жженова. Отсидеть в лагерях в общем количестве около 13 лет по обвинению в «шпионской деятельности» и потом играть сначала шпиона, потом помощника КГБ, а затем и разведчика. Не знаю...я бы так не смог.
Фильм стал дебютной ролью для М. Ножкина. Я думаю, что с поставленной режиссером задачей он справился на 100%.
Подбор актеров безукоризненный, каждый в своей роли совершенно уместен и органичен. Ну, скажем, чем Ростислав Плятт не похож на спекулянта, по которому ст.51 УК СССР плачет?! Смотря фильм, создается ощущение, что актеры в фильме не играют, они живут ролью!
Пересматривая фильм перед написание рецензии, я отметил для себя: на-сколько у актеров того времени богатый словарный запас. Мы, ныне живущие, по сравнению с ними просто Эллочки Людоедки!
Хочу отметить, что актеры и актрисы 60-70-х годов, сейчас составляют элиту кино. Творческая планка, установленная ими, для некоторых современных актеров (актрис) так и остается недосягаемой. А жаль. Теряем кадры… А ведь чем отличается «старая гвардия» от «героев нашего времени» - да просто у гвардейцев глаза горят! Они за идею работали, а сейчас за деньги.
Для меня это не просто фильм о работе контрразведки. Это фильм о нашей советской жизни, об одной из страниц нашей истории и историях из жизни наших граждан. Да, согласен, история пусть немного приукрашенная, на то это и фильм!
В завершении я хотел бы сказать старой гвардии сказать «СПАСИБО» за честную работу! (хоть я и сам прекрасно понимаю, что никто из гвардейцев мой перл не прочитает, но самолюбие то тешит! А вдруг!).
Тем, кто не читал книгу – прочитайте! Кто не видел фильм – посмотрите! Я думаю будет интересно.
Осталось только фильм разукрасить, но это как говорится, совсем другая история.
Хорошая рецензия, на хороший фильм. Вот только красить его не надо
Хорошая рецензия, на хороший фильм. Вот только красить его не надо
Надеюсь у художников не хватит ума раскрастить фильм так же как "17 мгновений весны" разрисовали в "Большой разнице".
Рецензия хорошая «+» и фильм тоже отличный помню когда-то смотрел по телевизору с родителями, кстати, он и зараз идет по какому то каналу…
Немного восторженно-сентиментально, но возможно на такие фильмы так и надо. Мне понравилось. Наверно потому что и сам не прочь иной раз какой-нибудь "тасс уполномочен заявить" серию - другую глянуть) А уж "семнадцать мгновений" - за уши не оттащишь
Миша 2 недели работал и вкусный кулич заслужил. Слушай, у меня мысль появилась на твою рецензию написать рассказ. Как ты думаешь ? +
Миша 2 недели работал и вкусный кулич заслужил. Слушай, у меня мысль появилась на твою рецензию написать рассказ. Как ты думаешь ? +
Чо-то я очкую! А может не надо... А то вдруг звездная болезнь, поклонницы...
А вы случайно кинокритиком не подрабатываете?
Рецензию можно представлять как учебное пособие по написанию рецензий.
Однозначно 100 плюсов!
Про фильм ничего говорить не буду - классика и ностальгия.
А вы случайно кинокритиком не подрабатываете?
Рецензию можно представлять как учебное пособие по написанию рецензий.
Однозначно 100 плюсов!
Про фильм ничего говорить не буду - классика и ностальгия.
Спасибо за аванс
Чо-то я очкую! А может не надо... А то вдруг звездная болезнь, поклонницы...
Слышишь Миша, ну ошибся резидент в первом фильме "Ошибка Резидента (196, а дальше все пошло, как по маслу. И уже больше он не ошибался. У тебя 1 рецензия, ну прямо скажем "вещак". Думаю, стоить тебе закинуть на Кинокопилку еще парочку политически-прагматических рецензий. А эта рецензия: рецензия - фельетон. Такие редко пишут. А надо. А как пишут: все отлично - бросайте все, смотрите. Или: все очень плохо, ну посмотрел я - время потратил, а Вы, как хотите, хотите смотрите, а хотите нет. Ты, наверное социологией занимаешься. Если не на профессиональном уровне, так в жизни точно. Жил бы ты раньше, закончил бы Истфак, или стал бы Дипломатом ...
Слышишь Миша, ну ошибся резидент в первом фильме "Ошибка Резидента (196, а дальше все пошло, как по маслу. И уже больше он не ошибался. У тебя 1 рецензия, ну прямо скажем "вещак". Думаю, стоить тебе закинуть на Кинокопилку еще парочку политически-прагматических рецензий. А эта рецензия: рецензия - фельетон. Такие редко пишут. А надо. А как пишут: все отлично - бросайте все, смотрите. Или: все очень плохо, ну посмотрел я - время потратил, а Вы, как хотите, хотите смотрите, а хотите нет. Ты, наверное социологией занимаешься. Если не на профессиональном уровне, так в жизни точно. Жил бы ты раньше, закончил бы Истфак, или стал бы Дипломатом ...
Всегда легко писать о том что знаешь, или во что веришь. На лавры философа, социолога, историка не претендую. Пусть каждый носит свое! Я как был вояка, так воякой и остался (хоть и в запасе).
За комент спасибо! Доброе слово и кошке приятно.