Режиссёр: Вениамин Дорман
Актеры: Глеб Плаксин, Александр Гречаный, Георгий Оболенский, Марина Гуткович
Я не открою военной тайны, если скажу, что все фильмы уже давно поделены на категории и жанры. В кинематографе, как и в любом другом виде искусства, кроме общепринятых есть еще одна негласная, но очень почетная категория. Называется она «Классика».
Это отдельная каста. В эту категорию за деньги не попасть. Сюда попадают только любимые народом фильмы. У Классических фильмов нет срока давности. Они смотрятся легко и непринужденно и 10 и 20 и 40 лет спустя.
Фильм «Ошибка резидента» это как раз тот фильм, посмотрев который можно сказать только одно слово «Классика!».
Чем за душу берет, чем запоминается и за счет чего, этот фильм попал в «Классику»? Попробую разобраться.
«Ошибка резидента» – это глубоко патриотичный и политизированный шпионский боевик, психологический детектив, да наконец это просто хороший фильм, созданный по одноименной повести В.Востокова и О.Шмелева.
Он первый из серии: «Ошибка резидента» (1968), «Судьба резидента» (1970), «Возвращение резидента» (1982), «Конец операции «Резидент» (1986).
Тема фильма: битва советских спецслужб против иностранной разведки. Это был беспроигрышный вариант 60-х годов в СССР: «Сатурны», «Резиденты», «17 мгновений весны», «Неуловимые мстители», «Щит и меч», «Мертвый сезон», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства» и т.д. И это только те фильмы про разведчиков, которые народ знает (или хотя бы слышал). И все они родом из 60-х!
В общем, как говорится: Мы «ИХ»… да и ещё «по всем фронтам»!!! Душа поет! Приятно! А как же иначе. Военно-патриотическое воспитание молодежи в то время было на подъеме.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов начавшуюся «битву» между СССР и США - эра «холодной войны», гонки вооружений и войны политических технологий.
Сюжет фильма прост, как все гениальное: Советская контрразведка получает информацию о заброске в нашу страну резидента зарубежного разведцентра и начинает вести свою игру.
Если исходить из того факта, что Востоков и Шмелев являются так же авторами сценария, то понятно, что особых изменений сценарий фильма от первоисточника не претерпел.
Будучи ребенком, я зачитывался этой повестью, что называется «до дыр», а фильм смотрел при каждом его показе по телевизору или в кинотеатре. Было очень приятно видеть, как на твоих глазах, умные и грамотные офицеры контрразведки переигрывают в чистую наших потенциальных врагов.
Когда я стал постарше, знание того, что авторы, написавшие повесть и сценарий имели прямое и непосредственное отношение к контрразведке, добавляло уверенности, что писали книгу и сценарий знающие свое дело люди, что фильм будет более-менее достоверным, а возгласов в стиле «НЕ ВЕРЮ!!!» будет гораздо меньше.
Что касается сценария фильма (диалогов героев, мест действия, раскрытия характеров героев, завершенности сцен, логической последовательности событий) здесь у меня претензий почти нет. Все отработано четко, последовательно и закончено. Как говорил Глеб Жеглов: «Наверно что-то подобное, когда-нибудь уже было!». Ну и ладно! Тем живей и ближе к нашей земной реальности созданный фильм!
Но все равно не могу не вспомнить эпизоды, которые по-доброму царапнули мое сердце:
Первый из них: монолог отца Тульева перед отправкой сына в Россию: «Меняются хозяева, меняются страны. Если бы я мог, я бы пополз на коленях в Россию. А мы как шлюхи шли к одним, другим, третьим. Не брезговали даже гестапо, а им («русским» – прим. автора) плевать на наши идолы! Моя мечта: Выйти рано утром на речку, закинуть удочку и поймать обыкновенного русского окунька»…
Чем старше становишься, тем острее начинаешь понимать, как иногда человеку нужно мало для счастья! «Всего лишь «поймать окунька»!...» Как это все-таки по-русски!
Второй эпизод - это когда сын воплотил мечту отца. Это высший пилотаж! Сейчас такого отношения к родителям скажем прямо, маловато.
И как общий бонус всему фильму: здесь нет того, что, честно говоря, порядком надоело в современном кино (стрельбы, гор трупов, пошлости и эротики, близкой к порнографии). Здесь же все просто, как в жизни!!! Разведчики медленно спустились с горы ... и взяли шпиона!
А теперь ложка дегтя... (а куда без этого!)
«НЕ ВЕРЮ!!!»
1.Фильм начался с того, что сработал стукачок. А кто он... этот добрый камрад?!!! Все осталось под пылью времен, или «КГБ своих стукачей не сдает»?...
2.Переброска Бекаса выглядит мягко скажем... наигранной. Простой пример: Вы – вражеский шпион, бежите на Запад, а тут пограничники откуда-то взялись, да еще и постреливают блин!!! Плюс какой-то бывший зэк рядом в лодке лежит, вес катера увеличивает... Ну не верю я в милосердие врага! Самый простой способ – пуля в лоб и к рыбам в гости...
3.Международный супер-шпион рассыпался в хлам после 2-х стаканов водки и дал возможность обыскать дом!!! Ха-ха-ха! Не-е-е-е... он не русский!
Ладно! Не будем ковыряться в чужом глазу и искать пылинку! Работу команды в составе: сценарист – продюсер – режиссер оцениваю на «отлично»!
Режиссер фильма Вениамин Давыдовыч Дорман. Разноплановый режиссер: от детского кино и комедии до приключенческих фильмов и боевиков (боевиков у него было все-таки больше!!!). Из его 18-ти режиссерских работ я лично помню только два фильма: «Пропавшая экспедиция» и «Похищение «Савойи».
Что делать! В советские годы у него не было такой раскрутки, как допустим у Квентина Тарантино! Зато актеры, с кем ему довелось работать – предел всех мечтаний любого советского человека: В. Высоцкий, Г. Жженов, П. Вельяминов Л. Броневой. Л.Ярмольник, Л. Куравлев, Л. Ахеджакова, С. Мишулин, О. Остроумова, М. Глузский и т.д.
А это, на мой взгляд, реальный показатель. Работать со звездами очень тяжело, но если на выходе получается шикарный фильм, значит и режиссер гений! Ведь звезду надо зажечь, какая бы она яркая сама по себе не была! А кто это сделает, если не режиссер!
Фильм получился живым и энергичным. Режиссеру оценка «отлично»!
Оператор фильма: Михаил Гойхберг. Людям, которые не являются не специалистам в области кино, эта фамилия ничего не скажет. Зато о нем говорят его дела: «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «На златом крыльце сидели…», «Непобедимый» и т.д.
Кстати! А кто из нас, молодежи 70-80-х не мечтал овладеть самбо как «непобедимый» Андрей Ростоцкий?!
Михаил Гойхберг, так же как и Вениамин Дорман работал в любом жанре кино: от детского кино до боевиков. В одной съемочной группе они сняли три фильма.
«Ошибка резидента» смотрится очень легко и непринужденно. Два с лишним часа пролетают на одном дыхании. Особенно приятно ощущать дух того времени, дух детства.
Оператору за композицию оценка «отлично»! Мастер!
От музыки в фильме зависит многое, если не почти все, т.к. она передает атмосферу фильма, переживание актера и т.д.
Как ни странно в «Ошибке резидента» музыки почти нет! Ее можно пересчитать по пальцам. И это никак не портит фильм! Но зато, КАКАЯ в фильме музыка! Одни только песни барда Михаила Ножкина чего стоят! Начиная от бесшабашной «Образованные просто одолели», до как говорится: хитовой песни «Я в весеннем лесу пил березовый сок». Она уж точно побила все рекорды народной любви! Классика!
Песни М. Ножкина вызывает бурю эмоций, страстей, романтики и понимания быстротечности жизни. А песня «Я в весеннем лесу…», так же как и мечты о блондинке М. Монро будут жить еще долго!
Отсутствие песен Ножкина в других «резидентах» хоть не на много, но снизило уровень фильмов.
Кстати! Немного юмора никогда не помешает! А кто же все-таки автор музыки, которая играла когда Бекас «отдыхал» в «Музыкальной шкатулке»?
Ответ: Раз песни на стихи Евгения Аграновича, значит автор музыки - Михаил Ножкин... либо Е. Агранович... либо один из двух... Сами решайте, кого больше не любите!
За музыку оценка «брависсимо»!
Историческое кино может произвести впечатление за счет костюмной помпезности, а фэнтези и боевики берут свое только за счет спецэффектов и накала страстей. В данном случае, по визуальности фильм ничем не отличается от жизни того времени (серое пальто, кепка и мечта любого автомобилиста того времени: Волга «ГАЗ-21»).
Не исключаю, что именно отсутствие помпы, фальши и другой «пыли в глаза» сделало фильм СВОИМ и НАРОДНЫМ, ведь там были показаны такие же простые люди, как и мы с вами! Простой пример: эпизод встречи разведчиков в телемастерской. Мои лично ощущения: «как дома побывал»!
Что касается актерской работы, то здесь можно говорить долго, многословно, во всех цветах и красках.
Один только состав актерской труппы поражает воображение. Приятно посмотреть! Участие только одного Г. Жженова могло принести успех фильму, а тут целое созвездие: О. Жаков, Е. Копелян, Р.Плятт, Н. Прокопович!
Особое отношение у меня к роли Г. Жженова. Отсидеть в лагерях в общем количестве около 13 лет по обвинению в «шпионской деятельности» и потом играть сначала шпиона, потом помощника КГБ, а затем и разведчика. Не знаю...я бы так не смог.
Фильм стал дебютной ролью для М. Ножкина. Я думаю, что с поставленной режиссером задачей он справился на 100%.
Подбор актеров безукоризненный, каждый в своей роли совершенно уместен и органичен. Ну, скажем, чем Ростислав Плятт не похож на спекулянта, по которому ст.51 УК СССР плачет?! Смотря фильм, создается ощущение, что актеры в фильме не играют, они живут ролью!
Пересматривая фильм перед написание рецензии, я отметил для себя: на-сколько у актеров того времени богатый словарный запас. Мы, ныне живущие, по сравнению с ними просто Эллочки Людоедки!
Хочу отметить, что актеры и актрисы 60-70-х годов, сейчас составляют элиту кино. Творческая планка, установленная ими, для некоторых современных актеров (актрис) так и остается недосягаемой. А жаль. Теряем кадры… А ведь чем отличается «старая гвардия» от «героев нашего времени» - да просто у гвардейцев глаза горят! Они за идею работали, а сейчас за деньги.
Для меня это не просто фильм о работе контрразведки. Это фильм о нашей советской жизни, об одной из страниц нашей истории и историях из жизни наших граждан. Да, согласен, история пусть немного приукрашенная, на то это и фильм!
В завершении я хотел бы сказать старой гвардии сказать «СПАСИБО» за честную работу! (хоть я и сам прекрасно понимаю, что никто из гвардейцев мой перл не прочитает, но самолюбие то тешит! А вдруг!).
Тем, кто не читал книгу – прочитайте! Кто не видел фильм – посмотрите! Я думаю будет интересно.
Осталось только фильм разукрасить, но это как говорится, совсем другая история.
А я люблю фильмы, которые можно смотреть постоянно
Прекрасный фильм! Есть в коллекции. У кого нет качайте!
И через 50 лет это будет настоящее кино.
классика!
Прекрасный фильм! Есть в коллекции. У кого нет качайте!
И через 50 лет это будет настоящее кино.
Поддерживаю - очень интересный фильм на все времена, спасибо за раздачу, смотрите, не пожалеете.
а где продолжение?
а где продолжение?
все будет.
Прекрасный фильм моей юности. Как бы мы сейчас не относились к советскому периоду в истории России, но в те времена сценаристы, режиссеры, актеры работали для зрителя, уважали зрителя. Поэтому и фильмы получались хорошие. Объективно у деятелей кино в то время на первый план выходила не тема "срубить бабла побольше", а желание оставить свой след в искусстве ( а что им еще оставалось?).
Дайте, пожалуйста, продолжение.
Спасибо !
такой огромный, но я посмотрю его обязательно
Прекрасный фильм! Есть в коллекции. У кого нет качайте!
И через 50 лет это будет настоящее кино.
Абсолютно с Вами согласен!!! Это классика нашего кино! Шедевр! Молодцы!
скорости бы неплохо