Главный "конек" этого фильма - глобальная вторичность, на которой играет режиссер. Бесконечные цитаты: черно-белая съемка, классические задачи и их решения, разделение фильма на четыре новеллы и эпилог. Основной прием - гротеск, возведение классики в абсурд, а вторичность является основной деталью этого приема.
Сам по себе фильм смешон просто гомерически, так что это в чистом виде комедия. Но в европе комедии без трагедии не бывает, а снимать фильм с такими претензиями, не имея за душой своего "Годара" - творческое
самоубийство.
И режиссер справился. Да так, что дух захватывает.
1. Ограбление кафетерия.
Режиссер ставит героев в классическое положение отношений "режиссер - актер", приводит их на съемочную площадку, где грабителю-неудачнику придется убедиться, что на работу устроиться не так-то легко, потому что это работа, а не "орать и пестиком размахивать", как кажется многим поклонникам философии "money for nothing and chicks for free". Героиня заставляет его пройти некий кастинг (похоже, да?), результат которого вы все помните. Сама-то героиня отлично справилась с задачей кастинга. Но ведь она женщина - может быть это имеет ввиду режиссер, сводя момент приема на работу к классической форме немого кино, где все всегда заканчивается одинаково?
К тому же у героя проблема самоидентификации (как и у всех героев фильма, на что недвусмысленно намекает режиссер - они все хотят быть, а точнее - считают себя гангстерами), с которой приходится считаться. В тот момент, когда он смотрит на звездную галлерею на стене кафетерия, мы понимаем, что это не аллегорический взгляд грабителя, а уже вполне конкретный - подгероя-актера, который уже видит себя среди них, но простое "никто не нужен" мигом возвращает его к исходной точке, что вкусно подчеркнуто саундтреком, вопиюще указывающим в сторону Голливудских мэтров мозгового гангстерского жанра. Отсюда сразу начинается решение еще одной классической задачи - на что способен актер ради кино? Не зависимо от того, плохой это актер, или хороший, если не получилось через кастинг - чтобы попасть на "кухню", нужно убрать "повара". В принципе, все режиссеры, ставившие эту задачу, отвечали так же - на всё. На эту вторичность напирает режиссер и здесь.
2. Похищение.
Новелла начинается фактически с театральной сцены, протяжной и нарочитой, которая ближе к концу вдруг нарушается такой адской монтажной склейкой одного и того же эпизода, что аж вздрагиваешь. Это не спроста. Это как бы сигнал, что сейчас пойдет монтаж, от которого поклонники "синема веритас" впали бы в судороги. Если сравнивать с какими-то канонами, то неожиданно и смешно приходит на ум отечественный "Вождь краснокожих", который тоже, от части, был киностебом на американскую культовую классику прерий.
В эпизоде снимания масок режиссерской заслугой является то, что мы видим не - как привыкли - хотя бы пародии на гангстеров, а совершенно не гангстеров. В этот момент режиссер возводит проблему ложной самоидентификации героев ("всегда хотел быть гангстером") в степень абсурда. Их лица не просто освобождаются от масок, они из них выпадают, вываливаются неожиданным содержимым. Контраст, заключенный в дурацком гротеске масок и абсолютном последующем несоответствии героев своей роли, работает на "стопиццот" процентов. На всем дальнейшем повествовании этот абсурд действует, как исправный усилитель вкуса.
Фраза "Ты настоящий гений, Леон", произнесенная тогда, когда мы окончательно понимаем, кто из напарников пытается еще и поиграть в гангстера с пафосной серьезностью, а кто просто занят похищением - "как есть", вообще не нуждается в комментариях - помедитируйте на неё :)
Леон слишком всерьез обеспокоен тем, что все идет "не по-гангстерски", и считает, что в этом виноват его нежелающий играть напарник, который, к тому же, периодически оказывается прав. "Сконцентрируйся, Поло!" - совсем лишнее, но такое логичное. Не за это ли Годар получил тортом в лицо от Ноэля Годена?
А сообщение, оставленное Поло на автоответчик? Когда, дорогой зритель, ты отсмеешься, знай, что это тоже символ того, ради чего все делается. Не ради денег или славы, а ради процесса - быть гангстером. Сообщение - констатация этого факта, как если бы Поло сказал в трубку "я - гангстер", и все. Он достиг факта, а Леон снова раздражается, что нет необходимой игры, потому что во многом видит "гангстера", как набор атрибутов его работы.
Режиссер манипулирует антитезами, в конец запутывая эмоционального зрителя, хищно играя на ненавистном "котенке под дождем":
- Он умер из-за любви к музыке.
- Но если бы он был на поводке, он бы не попал под машину.
- Да, но назвать собаку Марли, и водить её на поводке, было бы странно.
- Согласен, но это по-прежнему всего лишь пес.
Очень тонко и жестко "ведет" зрителя, не используя никаких пошлых приемов:
- Барахло это ваше фигурное катание.
- Мы знаем. Но нам нравится, когда фигурист падает.
Могу спорить, что следующие секунды вы думали "упадет, не упадет?", но ТАКОГО точно не ожидали. Да он просто издевается над зрителем!
В общем, сплошная экзистенция. А тут еще и девчонка эта, со своим театром. Оборжаться и сдохнуть, вместе с подругой :)
Стоит так же отметить сцену "крупных планов", в которой устами Леона режиссер дает клятву своему кинематографическому Гиппократу. Здесь он снова "не удерживается" от некоторого гротеска как самой фразы, так и мимической игры. Но он все столь же откровенен.
3. Музыканты.
Здесь все очень похоже на что-то глубоко личное, так же выведенное на уровень игры. Мы встречаем героев у писсуаров, и тут же думаем, пожмут они друг другу руки, или нет, будет ли использована их внешняя схожесть, или нет, и так далее. В общем, куча классических анекдотов и гэгов, от которых мы, по привычке, ждем самореализации. Но герои начинают вести себя не очень адекватно по отношению к зрителю. Несмотря на некоторую цитату из джармушевского "Кофе и сигареты" (да и та лишь за счет тотального знакомства с ним публики), которую режиссер грубо прерывает заказанным чаем и отсутствием сигарет, диалог идет просто ни о чем - герои меряются "пиписьками" и флегматично выясняют отношения. Даже финал предсказуем. Видимо, здесь идет речь об обыденности жизни человека искусства. Песня и сумка - символы заимствования, если не сказать - воровства идей, воспринимаются безо всяких эмоций, даже с некоторым флегматичным пафосом. Ну кто же не заимствовал? Сам черт не разберет, кто у кого и когда. Стоит ли вообще относиться к этому, как к преступлению против морали и этики? Наверное, это характеризует только бездарных крикунов, а не серьезных художников.
4. Гангстеры на пенсии.
Тут мы возвращаемся к классике европейского, а, точнее, французского кино. Это, конечно, пир актерской игры. Здесь ею можно обожраться и тихо постанывать, держась за живот. Опять-таки, гротеск низводит совершенно открытые, прямо декламируемые героями цитаты, до абсурда, подтверждаемого всей лихой компанией:
- Тогда давайте задушим его подушкой, как в том фильме с индейцем ("Пролетая над гнездом кукушки", полагаю)
- Ты спятил? Это же фильм!
Ну конечно, там ведь высота и накал страстей, а здесь - компания пенсионеров, к тому же с сомнительной гангстерской репутацией. Вот вы верите, что это бывшие гангстеры? Не очень-то, да? Потому что это такие специальные, режиссерские гангстеры. Поэтому их роли и доверены мэтрам, которым, верно, играть-то пришлось самих себя. Недаром здесь замкнется круг всех новелл, снова придя к моменту пресловутого ограбления кафе актером-неудачником. Думаете, дедушки ставят на попытку ограбления? Очень сомневаюсь :)
Чем дальше, тем глупее ситуация, к чему мы уже успели привыкнуть на примере предыдущих новелл. Режиссер "садит" точечными артиллерийскими ударами прямо в слабые места - стыки - смысловых монад:
- Так что, отвезем его назад?
- Не стоит, меня все равно завтра выписывают.
И это после того, как его хотели завалить. Героический монумент дружеского участия и клятвы ухнул в бездну абсурда. Что же теперь с этим делать? Да конечно - просто собраться и потусить. Хотя и здесь ребятам не дают предаться искренней ностальгии и побыть серьезными. Монолог официантки выдергивает нас из, казалось бы, вот-вот начавшегося болота сладкой лирики так, что ботинки остаются в трясине. И даже исполненные надрыва в чистом виде монологи произносятся в том же контексте: "Мне не хватает свежего воздуха! Я задыхаюсь! Я задыхаюсь.", даже если это самый кульминационный момент, когда любой зритель поймет, что "убежище" - это не просто строение, а архетип дома, жилища, материнской утробы, некий утерянный рай. В конце концов Пьеро подытоживает все это давно назревавшей в контексте фильма чертой - идите в жопу со своей лирикой, это просто депрессия, нам нужно кого-нибудь ограбить.
Ну правильно, они же гангстеры, а не пенсионеры или однополчане. Это войны и карьеры заканчиваются, а грабить-то всегда есть кого. О, боже, опять эти аналогии с работой режиссера! :)
Пародия на гангстерские очки, которые герои напяливают, как один, кроме, естественно, одетого в пижаму Пьеро - еще один взрыв хохота, нагнетаемый дальнейшими с ними манипуляциями. Это уже чистый режиссерский стеб, находка.
5. Эпилог.
И снова пинг-понг абсурда, первое появление настоящего пистолета и расстановка слагаемых по своим местам. Как бы модель фильма в миниатюре, быстрое повторение пройденного, но теперь уже все - по-настоящему. Фильм от начала и до конца ни на минуту не становится хуже или менее насыщен смыслом, и способен довести до экстаза, вне зависимости от того, смех это будет, или слезы.
Ого! Автор свернул с привычной "тропы лаконичности" ))) Неожиданно многословно, но не менее насыщено, чем обычно.
***
Как-то скачал этот фильм, но так и не довелось посмотреть... Напомнил, спасибо)
Текст неописуемо понравился, хотя подходящих объем (мое мнение) несколько превышен.
Теперь я поняла главную сверхзадачу ваших рецензий и лично ваш интерес внутри кинокритического творчества.) Мне чрезмерно импонирует Ваша способность дробить фильмы на элементарные частицы - приемы, метафоры, состояния - и отражать это в своих трудах. Работать головой и пропускать через себя весь хронометраж. Потому так быстро и находятся параллельные сюжетные линии или ссылки на работы других мастеров (что также требует какой-никакой, но образованности). Это создает углубленную, гиперреалистичную, если угодно, картину фильма. Впрочем, на мой взгляд, "Nobode will observe" - остается самым емким и концептуальным, что Вы написали. И одной из моих любимых рец, кстати, тоже.
разные фильмы требуют разных подходов. во французском кино можно копаться бесконечно, не теряя смыслообразующей линии, что в Годаре, что в Бессоне. сам текст становится подобен рецензируемому фильму.
разные фильмы требуют разных подходов. во французском кино можно копаться бесконечно, не теряя смыслообразующей линии, что в Годаре, что в Бессоне. сам текст становится подобен рецензируемому фильму.
В Бессоне? Быть может, в Брессоне все-таки? Какие еще высококонцептуальные драгоценности (за незначительными оговорками) искать-то в старине-Бессоне?)
В Бессоне? Быть может, в Брессоне все-таки? Какие еще высококонцептуальные драгоценности (за незначительными оговорками) искать-то в старине-Бессоне?)
О, множество) Этот хитрый француз не так прост, как диктует нам предвзятое к нему отношение. Например, его "Пятый элемент", которым привычно размахивать с презрительной физиономией, не просто ответ Гомона Голливуду. Он подобен "Звездному десанту" Верхувена, но менее нарочит.
К "Пятому элементу" можно подойти с очень разных сторон. Например, со стороны Стерлинговской "Схизматрицы", которая начинается как обыкновенный викторианский киберпанк, а потом эволюционирует туда, где постмодерн уже не властвует. Грубо говоря, это альтернатива киберпанку. Это становится более очевидным, когда мы возьмем понятие "киберпанк" и разложим его на смысловые составляющие: "кибер" - пророчество будущего, и "панк" - его отрицание, "будущего нет!". По сути это выход на "будущего нет, потому что оно здесь". Но поскольку это жанр, то как же быть с его безальтернативностью? Вот Бессон и дает нам его глубоко продуманную социальную альтернативу - утопию с оговорками.
А уж игр со смыслами там - огромная масса.
О, множество) Этот хитрый француз не так прост, как диктует нам предвзятое к нему отношение. Например, его "Пятый элемент", которым привычно размахивать с презрительной физиономией, не просто ответ Гомона Голливуду. Он подобен "Звездному десанту" Верхувена, но менее нарочит.
К "Пятому элементу" можно подойти с очень разных сторон. Например, со стороны Стерлинговской "Схизматрицы", которая начинается как обыкновенный викторианский киберпанк, а потом эволюционирует туда, где постмодерн уже не властвует. Грубо говоря, это альтернатива киберпанку. Это становится более очевидным, когда мы возьмем понятие "киберпанк" и разложим его на смысловые составляющие: "кибер" - пророчество будущего, и "панк" - его отрицание, "будущего нет!". По сути это выход на "будущего нет, потому что оно здесь". Но поскольку это жанр, то как же быть с его безальтернативностью? Вот Бессон и дает нам его глубоко продуманную социальную альтернативу - утопию с оговорками.
А уж игр со смыслами там - огромная масса.
Хм.) Французы вообще - удивительный народец)) И очень близкий к нам по менталитету. Одна из немногих мировых школ (гос-в), где и должно зародиться кино. И если бы, возможно, он(кинематограф) получил свое максимальное развитие именно в Европе и гораздо позже перекочевал в Америку, кино не стало бы столь несчастным искусством.) Пускай это и однобоко, но с некоторыми оговорками сойдет за правду.
Опять же спасибо за освежение взгляда на старика-Бессона.) Думаю, стоит заняться им в скором времени)
Хм.) Французы вообще - удивительный народец)) И очень близкий к нам по менталитету. Одна из немногих мировых школ (гос-в), где и должно зародиться кино. И если бы, возможно, он(кинематограф) получил свое максимальное развитие именно в Европе и гораздо позже перекочевал в Америку, кино не стало бы столь несчастным искусством.) Пускай это и однобоко, но с некоторыми оговорками сойдет за правду.
Опять же спасибо за освежение взгляда на старика-Бессона.) Думаю, стоит заняться им в скором времени)
я не склонен видеть проблемы кино в некой "Америке". Это как исламский терроризм - привычная пугалка, место, куда мы приносим наше недовольство.
Голливуд и Америка - вообще разные вещи (если мы говорим о жанре, а не о географии). Доказательство тому - феномен "чисто американского кино", который каждый раз, по возникновению, акцентируют. Значит основная масса - совсем не "чисто американское кино". К тому же в Голливуде снято (и продолжает сниматься) достаточное количество шедевров, чтобы обвинение его в "масс-продукте" было не более основательным, чем обвинение Porche в производстве доступных купе.
Остается только перечислить режиссеров, чьи имена не соответствуют распространенному понятию "Америка" или даже "Голливуд", но которые там живут. Ага. На Беверли-Хиллз, между прочим Только по другую сторону дороги от остальных
Вы охватили не тот пласт времени.) Я говорю о самом раннем, еще доголливудском и чуть более позднем. Там кино зарождалось как часть общественного института, т.е. ближе к социальной потребе, нежели к искусству. Эти последствия менталитета разрушительно сказались на истинном понимании кино как высокого искусства, где действуют столь же высокодуховные законы и возможности, как, например, в поэзии и прозе. Впрочем, разумеется, это происходило не локально, но нашу страну, к примеру, от этого спас гигантский культурный пласт, из которых вышли гении поэтического кино (Довженко, Параджанов, позже - Тарковский). В Германии была целая плеяда философов и поэтов, в Италии были Феллини, Антониони, во Франции - Годар, Брессон, в Швеции - Бергман и так далее. В Америке, за редким исключением, развивалась концепция кино как развлекательной индустрии. Чего стоит одно только изобретение ракурса и его отождествление с элементарными, обязательными частицами кинокартины. Опять же обращаясь к американскому менталитету. Я не считаю Голливуд абстрактным Абсолютным Злом (я хорошо знакома с работами американских мастеров), но внушительный поток в общую струю оскотинения кинематографа идет именно оттуда. И не по российскому образу и подобию, где просто забывают, зачем вообще камера нужна, а организованно, почти гениально. Сеейчас внушительная совокупность Голливудских студий вообще отказалась от услуг авторского кино. Впрочем, я возлагаю очень большие надежды на новейшие поколения и делаю это со спокойной душой.) Тарковский говорил, что нет никаких кризисов, есть пропасти по пути к развитию, а Тарковскому я верю)
Вы охватили не тот пласт времени.) Я говорю о самом раннем, еще доголливудском и чуть более позднем. Там кино зарождалось как часть общественного института, т.е. ближе к социальной потребе, нежели к искусству. Эти последствия менталитета разрушительно сказались на истинном понимании кино как высокого искусства, где действуют столь же высокодуховные законы и возможности, как, например, в поэзии и прозе. Впрочем, разумеется, это происходило не локально, но нашу страну, к примеру, от этого спас гигантский культурный пласт, из которых вышли гении поэтического кино (Довженко, Параджанов, позже - Тарковский). В Германии была целая плеяда философов и поэтов, в Италии были Феллини, Антониони, во Франции - Годар, Брессон, в Швеции - Бергман и так далее. В Америке, за редким исключением, развивалась концепция кино как развлекательной индустрии. Чего стоит одно только изобретение ракурса и его отождествление с элементарными, обязательными частицами кинокартины. Опять же обращаясь к американскому менталитету. Я не считаю Голливуд абстрактным Абсолютным Злом (я хорошо знакома с работами американских мастеров), но внушительный поток в общую струю оскотинения кинематографа идет именно оттуда. И не по российскому образу и подобию, где просто забывают, зачем вообще камера нужна, а организованно, почти гениально. Сеейчас внушительная совокупность Голливудских студий вообще отказалась от услуг авторского кино. Впрочем, я возлагаю очень большие надежды на новейшие поколения и делаю это со спокойной душой.) Тарковский говорил, что нет никаких кризисов, есть пропасти по пути к развитию, а Тарковскому я верю)
В свою очередь не могу понять, что плохого в развлекательном кино? Кино, на мой достаточно простой взгляд, бывает хорошее и плохое. Если оно реализовало свою задачу (даже без сверхзадачи), соблюдая все принципы и основы жанра, то оно хорошее. А дальше уже можно разговаривать об эстетике или экзистенциальности. Но это уже достижения априори хорошего кино.
Голливуд и делал, и делает больше хорошего, чем плохого. Если бы Европа делала столько фильмов, сколько Голливуд, то мы бы тоже, сыто отдуваясь, могли бы попенять ей на "неповышение планки качества". Или давайте срочно вернем всех европейцев оттуда, чтобы они не добавляли к общей творческой массе) Голливуд является Голливудом в первую очередь потому, что ПОЗВОЛЯЕТ снимать это самое кино) В Европе история про мытарства продюсеров с "Любовниками с Понт-Неф" становится нарицательной, легендой. И в итоге - совсем не гениальный фильм получился. А в Голливуде такое - сплошь и рядом, никто не делает из этого культа.
Миф о конвейере Голливуда - один из самых удачных ПиАр эгрегоров))
В свою очередь не могу понять, что плохого в развлекательном кино? Кино, на мой достаточно простой взгляд, бывает хорошее и плохое. Если оно реализовало свою задачу (даже без сверхзадачи), соблюдая все принципы и основы жанра, то оно хорошее. А дальше уже можно разговаривать об эстетике или экзистенциальности. Но это уже достижения априори хорошего кино.
Голливуд и делал, и делает больше хорошего, чем плохого. Если бы Европа делала столько фильмов, сколько Голливуд, то мы бы тоже, сыто отдуваясь, могли бы попенять ей на "неповышение планки качества". Или давайте срочно вернем всех европейцев оттуда, чтобы они не добавляли к общей творческой массе) Голливуд является Голливудом в первую очередь потому, что ПОЗВОЛЯЕТ снимать это самое кино) В Европе история про мытарства продюсеров с "Любовниками с Понт-Неф" становится нарицательной, легендой. И в итоге - совсем не гениальный фильм получился. А в Голливуде такое - сплошь и рядом, никто не делает из этого культа.
Миф о конвейере Голливуда - один из самых удачных ПиАр эгрегоров))
Так вот проблему я вижу именно в этом. Вы отлично понимаете, что подобное жанровое кино снимается именно что без сверхзадачи, даже без эстететических и экзистенциальных задач. Оно не может достигнуть эстетических изысков, если вообще таковой задачи не ставит. А зритель с радостью и блаженством растекается по кинотеатрам, потому что подобное кино легко смотреть и заточено оно под разрешение элементарных эмоциональных задач) происходит двустороннее разложение. А гениев поэтики мэйд ин Америка (нового времени) я вообще не знаю не исключено, что в силу своей ограниченности))