Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Niki60 thumb
10/10

СУМЕРЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Рецензия на фильм «Серьезный человек»

3824 thumb

В свое время я был свидетелем разговора отца и сына. Отец был верующий, а сын убежденный материалист. Во время разговора сын насмехался над суеверием отца, приводя различные атеистические доводы. Отец спокойно все это выслушивал, а потом заявил: «Вот когда у тебя в жизни случится беда – тогда поверишь».

Смотря фильм «Серьезный человек» кажется, что нам режиссеры решили показать мир еврейской общины с её историями, традициями, вероучениями, плюсами и минусами. И как бы все посылы для этого есть: злой дух диббук

(דִּבּוּק) из пролога, гет (גֵּט) без которого даже при официальном разводе муж и жена все еще считаются супругами, траурная процедура шива (שִׁבְעָה), олам ха-ба (הָעוֹלָם הַבָּא) – мир грядущего после смерти, пренебрежительное отношение к гоям (גויים), зарабатывание денег на горе другого и т.д.

Но фильм не об этом – не такие они простые, братья Коэны. Поэтому, кто говорит, что фильм о еврейской общине, о терпеливом еврее неудачнике тот очень сильно ошибается, поскольку он увидел только фундамент, но не дом. И это не автобиографический фильм о братьях Коэнов (неужели вы всерёз думаете, что они хотели показать таким своего отца). И тем более не комедия – шутки есть различных уровней, но они должны просматриваться.

Этот фильм о более общих и серьезных вещах, которые могут произойти с любым человеком независимо от его расы, национальности и вероисповедания.

Фильм состоит из двух сюжетных линий, где есть свои главные герои, которые развиваются параллельно друг с другом. Эти сюжетные линии имеют общее тематическое, но прямо таки противоположное направление в отношении друг друга. И продуманы они режиссерами дотошно до мелочей.

В одной сюжетной линии мы знакомимся с Ларри Гопником и теми историями, которые с ним происходят. История первая – история со своей семьёй (несостоявшийся развод, непослушные и равнодушные дети, неполноценный брат-содомит, что вечно создаёт проблемы). История вторая – история с работой (подстава с взяткой, возможный судебный процесс, возможное увольнение, что грозит финансовыми трудностями). История третья – история с соседями (территориальный спор, сексуальное влечение к соседке).

Эта сюжетная линия представлена наиболее ярко. Вот почему и было так трудно осознать на первый взгляд режиссерскую задумку.  Во всех этих историях мы видим натуру Ларри Гопника – слабохарактерный материалист, который в основу своего миропонимания положил причинно-следственную связь  (вспомните, он не мог найти причину развода). Вот почему навалившиеся на него беды и выбили у него почву из под ног и создали чувство растерянности. Он не может найти логичное/рациональное объяснение всему случившемуся с собой ("Мир перевернулся с ног на голову", говорит он). И тут случается важнейший поворот в его жизни – он бросается в мир верований и суеверий, который раньше не воспринимал.

Вторая сюжетная линия представлена очень тускло, поскольку в ней нету предыстории, а есть только срезы и результат. Поэтому она просматривается еле-еле. Главный герой в ней есть безымянный служитель культа – раввин, изменение мировозрения которого мы видим урывками. Вспомните, режиссеры сами поделили фильм на три части: Первый раввин, Второй раввин, Машик. Первый раввин Скотт – это молодой раввин, который не знает сомнения в своих словах и истинно верит в сказанное. Второй раввин Нахнер – это опытный раввин, но который уже понимает, что не всегда все можно объяснить божественным провидением (дурацкая история с зубами). И наконец, Машик. Режиссеры специально не сделали ему приставку «раввин», поскольку этот человек уже себя таким не считает (вот почему он отошел от служб и не хочет дать утешение Ларри). Во время беседы с сыном Гопника он бормочет слова песенки «…если правдой ложь была и надежда умерла…». И задает главный вопрос - «Тогда ... что?». Очень много драматизма было вложено в эти два слова уставшим голосом старика.

Обе эти сюжетные линии, начиная где-то с середины фильма, потихоньку переплетаются, создавая точки соприкосновения. Мир веры и суеверий настолько сильно начинает влиять на слабохарактерного и нерешительного материалиста Ларри Гопника, что он действительно начинает верить в то, что небеса посылают ему послание, знаки, которые он должен расшифровать. И как все новоиспеченные суеверные люди, он все это начинает относить на свой счет. Случившиеся смерти он рассматривает как некое предзнаменование. И апофеозом всех метаморфоз мировосприятия Ларри становится финальная сцена фильма, от которой я просто взвыл от восторга. В финале фильма мы видим окончание четвертой истории, что случилась с Ларри Гопником – история с врачом. Она незаметно началась в начале фильма и затухла, чтобы потом мощным взрывом взорвать растерянное сознание только что уверовавшего человека. Звонок врача, настойчивый голос требует обсудить лично результаты рентгеновского снимка и надвивающееся торнадо. Что это? Случайность  или ... предвестие мрачных новостей?

Сначала музыкальное сопровождение фильма у меня вызвало легкое недоумение (все из-за того, что я не знаю английского языка и не знал группу). Как можно, думал я, такую психоделию соотнести с тем, что видишь на экране. Единственный удачно подобранный кадр к данной хипповой музыке это сексуальные фантазии Ларри Гопника. Но потом я нашел перевод и понял – слова-то тематические, а вместе с бунтарскими нотками песня как нельзя лучше показывает сумеречное сознание человека.

Если говорить о игре актеров, то можно смело сказать, что их усилиями было создано довольно таки приличное число колоритных персонажей. Чего стоит один любовник и прагматичная жена. В отношении актера Майкла Сталберга можно спокойно говорить что он «лучший» – очень реалистично показывал изменение внутреннего мира Ларри. Настолько эффективно, что ты действительно веришь тем истерикам со слезами, что он закатывал.

Режиссеры создали замечательный кинороман, в котором нам была показана житейская драма о том как болезненно  меняется мировоззрение взрослого человека – рушится старое и формируется новое. Это роман о тех людях, которые, пребывая в пограничном состоянии, со временем устами Гопника вопрошают себя: «Я не знаю чем была моя жизнь [до этого]». Для тех людей, кто попадает в такие ситуации, братья Коэны дают совет в начале фильма – "Все что происходит с тобой - принимай простодушно". Но ...поможет ли это, когда привычное рушится на глазах?

 

@ Fri, 01 Apr 2011 14:03:11 +0400

Комментарии к рецензии (36)

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Mon, 15 Jun 2015 12:57:46 +0300
NIKI писал:

Согласен, мстительная Чебурашка, это совсем дико. Я теперь хотя бы вспомнил причину Вашего визита в мою рецу. Вы решили обидится на мой комментарий по поводу Вашей "рецы" на фильм "Робот Чаппи", после которого она была перенесена в обсуждение фильмов. Как это мелочно. Мой Вам совет: у меня есть более слабые рецы. Там будет где развернуться. Удачи, критик! mrgreen
___________________
Я досих пор от Вас не услышал о чем фильм "Серьезный человек". Хотя у Вас есть прогресс в понимании моей позиции. Сначала она для Вас была "надуманная", тоесть ложная, а теперь уже "сомнительная", тоесть имеет определенную степень достоверности. Обменяемся ещё пару комментами и Вы превратитесь в моего фана и поставите мне плюсик. Если что, это я иронизирую! wink
___________________
Ах да. Вы ещё не почитали что такое сумеречное состояние сознания?

Кстати, очень странно, что та реца перенесена в Обсуждения фильмов. Она вполне себе неплоха. Просто объем маловат. Но по "начинке" очень даже годится в рецензии.

И давайте вежливо закончим препираться. Началось все с обычной критики текста, кончается, как я вижу, опять какой-то казуистикой и адресными оскорблениями.

Practicum
  • Кинолюбитель
  • Mon, 15 Jun 2015 13:04:23 +0300
NIKI писал:

Согласен, мстительная Чебурашка, это совсем дико. Я теперь хотя бы вспомнил причину Вашего визита в мою рецу. Вы решили обидится на мой комментарий по поводу Вашей "рецы" на фильм "Робот Чаппи", после которого она была перенесена в обсуждение фильмов. Как это мелочно. Мой Вам совет: у меня есть более слабые рецы. Там будет где развернуться. Удачи, критик! mrgreen
___________________
Я досих пор от Вас не услышал о чем фильм "Серьезный человек". Хотя у Вас есть прогресс в понимании моей позиции. Сначала она для Вас была "надуманная", тоесть ложная, а теперь уже "сомнительная", тоесть имеет определенную степень достоверности. Обменяемся ещё пару комментами и Вы превратитесь в моего фана и поставите мне плюсик. Если что, это я иронизирую! wink
___________________
Ах да. Вы ещё не почитали что такое сумеречное состояние сознания?

Мои мотивы кроются в самой вашей «реце», как вы её называете, не преувеличивайте Мне нравятся фильмы Коэнов, поэтому нечто подобное у меня вызывает желание покритиковать. Да, я почитал другие ваши опусы – вы действительно несильно пишите.
Я не собирался предлагать вам интерпретацию альтернативную вашей, тем более после этого диалога.
Что до «сомнительной» и «надуманной», то не обольщайтесь, эмоционально эти слова окрашены примерно одинаково Кстати, в этот раз у вас получилось иронично (можно было не пояснять) - можете ведь когда хотите

П. С. Ваша фамильярность - это уж совсем не комильфо.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 15 Jun 2015 15:07:47 +0300
Юми писал:

Кстати, очень странно, что та реца перенесена в Обсуждения фильмов. Она вполне себе неплоха. Просто объем маловат. Но по "начинке" очень даже годится в рецензии.

И давайте вежливо закончим препираться. Началось все с обычной критики текста, кончается, как я вижу, опять какой-то казуистикой и адресными оскорблениями.

А я говорил исключительно про объём. Больше ни о чем. Мой коммент под его бывшей рецой можно отослать товарищу.
________________
Я же никого не оскорбляю. Какой мне был привет в начале, такой идет ответ впоследствии.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 15 Jun 2015 15:15:14 +0300
Practicum писал:

Мои мотивы кроются в самой вашей «реце», как вы её называете, не преувеличивайте Мне нравятся фильмы Коэнов, поэтому нечто подобное у меня вызывает желание покритиковать. Да, я почитал другие ваши опусы – вы действительно несильно пишите.
Я не собирался предлагать вам интерпретацию альтернативную вашей, тем более после этого диалога.
Что до «сомнительной» и «надуманной», то не обольщайтесь, эмоционально эти слова окрашены примерно одинаково Кстати, в этот раз у вас получилось иронично (можно было не пояснять) - можете ведь когда хотите

П. С. Ваша фамильярность - это уж совсем не комильфо.

Насколько я помню, на КК нету ограничений по количеству рец под одним фильмом. Так что ничего не мешает Вам выложить свой взгляд на данный фильм, обращаясь не только исключительно ко мне, но и всем читателям раздела рецензий. Будете нас радовать своим взглядом.
__________________________
Ну ради справедливости (а то будут потом говорить, что я тут Вас обижаю; вот и Юми мне пальчиком грозится), расскажите мне, что именно Вас развеселило в прологе про дибукка. Я понимаю, юмор вещь субъективная (Вы это тоже понимаете), но мне реально интересно в чем комичность этой маленькой мизансцены. smile

mokryak
  • Зритель
  • Fri, 09 Nov 2018 16:51:54 +0300

За рецензию +++.
Фильм, один из любимых, заставляет о многом задуматься.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Sat, 10 Nov 2018 21:44:48 +0300
mokryak писал:

За рецензию +++.
Фильм, один из любимых, заставляет о многом задуматься.

Спасибо за плюс! Фильм да, очень жизненный, чем в своё время меня и подкупил.

Добавить комментарий