Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Lara77 thumb
10/10

Жизнь продолжается

Рецензия на фильм «Форрест Гамп»

999 thumb

Должна признаться, я недооценивала Голливуд. При том, что среди моих самых любимых фильмов «Пролетая над гнездом кукушки» и «Общество мёртвых поэтов», «Крёстный отец» и «Запах женщины», всё же недооценивала… Поняла это, пересмотрев недавно знакомую с юности картину «Форрест Гамп». Знаменитая экранизация одноимённого романа Уинстона Грума поразила только сейчас увиденной глубиной. Не стану превозносить фильм Роберта Земекиса выше всех других – ведь есть экранизации

Достоевского, Чехова, Толстого, есть «Остров» Лунгина… Но и смотреть на него свысока не буду.

Мне приходилось сталкиваться с мнением, что «Форрест Гамп» всего лишь занимает своё скромное место в ряду типично американских фильмов с незамысловатой и незатейливо воплощённой главной идеей – “It’s good to be good”, а также любовью к инвалидам. Не знаю, не знаю… Я увидела в нём гораздо больше. Но, боюсь, мой взгляд порой весьма своеобразен…

Да, Форрест Гамп – далеко не князь Мышкин. Но ведь и жанр совсем иной…  Здесь уместнее будет (по крайней мере, на первый взгляд) аналогия с русскими сказками и их традиционным персонажем – Иванушкой-дурачком. Ведь герой русских сказок обычно, будучи бедным изгоем с чистым сердцем, делает добро, побеждает врагов, преодолевает смертельную опасность, общается с царём и, в конце концов, волшебным образом становится богат и женится на красавице. Так в чём же разница между русской и американской мечтой? 

Ирония, гротеск, лубочность «кинохроник»… А проступает за всем этим глубокий смысл. Как и в простоте и детскости сокрыта мудрость истины.

Есть ещё один источник, аналогии с которым напрашиваются… В фильме очевидны библейские мотивы – и открытые, и на уровне аллюзий, и на уровне посылов.

 «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», «Будьте как дети»… Вспоминается мне и извечное противопоставление «гордецов» и «простецов»… И не хочется думать, что Форрест Гамп – просто удачливый балбес, на которого незаслуженно падает счастье. Возможно, кому-то покажется странной (или заумной)) такая параллель, но в биографии и чертах главного героя просматривается сходство с основными принципами христианской аскетики. Судите сами: его существование подобно монашескому, и не только в плане целомудрия. Он нестяжателен, неприхотлив, и, став миллиардером, работает газонокосильщиком, причём, бесплатно. Он добр и кроток, и проявляет насилие только тогда, когда, по его мнению, нужно защитить Дженни. И, наконец, Форрест – образец послушания. «Почему ты так быстро собрал автомат?» - «Вы велели». Армейский юмор? И только? А награда, отданная Дженни – «Я получил её, потому что делал то, что ты велела». Дженни велела бежать… 

В беге длиной в три года, два месяца, четырнадцать дней и шестнадцать часов читается и ветхозаветная аллюзия. Он совершался, в том числе, по пустыне, где, перед «последователями», и были мысленно озвучены мамины слова: «Надо оставить прошлое позади, чтобы идти вперёд». Вот и Моисей водил евреев по пустыне сорок лет, чтобы они забыли о египетском плене, о том, что значит быть рабами… Новозаветные аллюзии: Форрест дважды бросается в море с лодки, в том числе, увидев лейтенанта Дэна и обрадовавшись ему. Кто читал, вспомнит апостола Петра, также не сдержавшего когда-то порыв доплыть быстрее лодки от радости встречи… И эпизод, где Форрест приложил футболку к лицу – молодцы авторы, избежали кощунства и заодно пошутили.

Юмор в фильме бесподобен. Порой это просто неожиданность и комичность ситуации, чему есть место и на войне. Больше всего смеялась над вопросом лейтенанта Дэна, заданного Гампу и Баббе: «Близнецы?» и их реакцией. Да и вся та сцена с их первой беседой… Но порой в картине звучит сатира, а иногда слышны и нотки горькой иронии… Особого внимания заслуживают высказывания самого Гампа. «Опасно быть братьями», «Он вложил деньги в какую-то фруктовую компанию»… Выводы, сделанные им об окружающем мире, бывают наивны и смешны, но авторам ни разу не изменил вкус и чувство такта. Это ироничный и добрый взгляд на героя, а не циничная насмешка. И отнюдь не наивны, например, слова Форреста: «Иногда мне кажется, что вокруг мало камней»… Сценарист Эрик Рот, режиссёр Роберт Земекис и актёр Том Хэнкс балансируют на грани смешного и грустного, гротеска и сентиментальности, ни в чём не превышая меры, и рождается мудрая притча о жизни. И о любви…

Фильм полон любви во всём многообразии её ликов и проявлений. Это и самоотверженная материнская любовь, и любовь героя к друзьям (Баббе и лейтенанту Дэну) и ко всему окружающему миру, и отношения Форреста и Дженни… Некоторые кинокритики сочли любовную линию неправдоподобной. Со стороны Дженни – возможно, она выглядит неправдоподобно. Но если вспомнить её детство и дружбу с Форрестом? И то, как её побила жизнь? Не будет ли естественным вернуться туда, где раньше была защита и надёжность? Дженни, при всём своеобразии её жизненной линии, в чём-то тоже образец. Заслуживает восхищения её терпение, мягкость и тактичность в общении с Форрестом. Она не дарит ему напрасных надежд, но щедра на внимание и теплоту, и ему достаточно этого для счастья.

А любовь Форреста совершенно бескорыстна, и в ней нет ни пафоса, ни приторной романтики. Он не делает красивых признаний – да и под силу ли они ему? Он, как может, заботится о любимой девушке и произносит уже в самом конце, твёрдо веря, что Дженни его слышит: «Если что-то понадобится, я буду рядом».

Фильм получил шесть «Оскаров», в том числе, за визуальные эффекты. Кадры хроник с участием Гампа действительно впечатляют своей «достоверностью»! Чуть было не начала сомневаться: а может, и правда?.. ))) А ещё очень трогает полёт пёрышка, непонятный вначале и очевидный до слёз в конце. Оно выпадает из книги сказок – радостная страничка детства… И отправляется в новый полёт, а жизнь даёт новый виток. Отпустить, чтобы дать взлететь… Расстаться, чтобы встретиться вновь… Смерть и боль есть, но неизменно торжествуют жизнь, надежда и радость бытия. Судьбы нет, есть свобода и любовь, которая превыше всего. Каким бы ты ни был, ты нужен на этой земле. 

@ Fri, 15 Apr 2011 17:00:10 +0400

Комментарии к рецензии (49)

lara77
  • Кинокритик
  • Mon, 18 Apr 2011 23:17:52 +0400
TEKTONIC писал:

Америка - карусель человеческих эмоций. Чем силен фильм "Форрест Гамп" ? Главный герой картины приходит в парк аттракционов и наблюдает. Там, на американских горках салат из восторга, удали и страха. Там наверху адреналин. Форрест - человек, который безошибочно знает, что такое хорошо, а что такое плохо. И очень хорошо, что его папа уехал в длительную командировку... mrgreen

Не совсем понятные мне образы и особенно мысль о папиной командировке...

lara77
  • Кинокритик
  • Mon, 18 Apr 2011 23:21:27 +0400
kustodiev писал:

у меня такое чувство, что пресловутые религиозные мотивы вы найдете везде. даже в "жил был пес" biggrin может, не стоит так яростно за это цепляться? если человек порядочный, спокойный и добрый, это не значит, что за этим непременно кроется некий "божественный" подтекст. равно как и наоборот )
и да, Россия, все-таки, по сравнению с западом, намного более религиозное государство. за исключением, может быть, польши и южных штатов)

Дело не в том, что я что-то выискиваю, а в том, что это американский фильм, рассчитанный, прежде всего, на американскую аудиторию. Повторюсь, что для западного зрителя религиозная составляющая является неотъемлемой частью менталитета и жизни, правда, отношение к этому поверхностное и формальное, а зачастую и неуважительное. Однако, назовите хотя бы одну голливудскую мелодраму, где брак заключает не священник (раввин и т.д.), а, скажем, работник мэрии. Может, и назовёте (я вот одну уже вспомнила)), но исключения лишь подтверждают правило. Множество шуток в фильмах имеют религиозную основу. За примерами ходить далеко не будем – вспомните хотя бы начало «Рок-волны», загадки. Это всё на слуху, там же не было периода официального государственного атеизма. Упомянутые мною в рецензии эпизоды имеют прямые аналогии, которые, я уверена, опознаются более-менее просвещёнными американскими (и европейскими) зрителями. Поверьте, это так, у меня есть некоторый опыт личного общения с иностранцами.

Пожалуй, Запад – это, в-среднем, как раз тот случай, когда есть религия, но нет веры… А вот в России часто наоборот, человек по-своему к Богу тянется, но от церковной жизни далёк… Что касается меня – вот вы явно считаете моё мировоззрение узким и наивным, а ведь я далеко не школьница и пришла к нему осознанно, после долгих размышлений и ряда жизненных событий. И, кстати, моё мировоззрение никак не связано с моей профессиональной деятельностью. Но я отвлеклась.

По поводу аскетизма Форреста – ну, просто его образ спроецировался на мои знания в соответствующей области. Не факт, что это являлось авторским замыслом (хотя не исключено!), но совпадения яркие и показательные, поэтому и написала. К слову, три обета, которые даёт монах, - это обет безбрачия, нестяжания и послушания. Первый, правда, был «нарушен» героем, но лишь в финале и ненадолго.

Понимаю, что это не жизнь, а художественный вымысел, но, по моему мнению, счастливые случаи происходили с героем не просто так, а потому, что он был угоден Богу. «Блаженни нищие духом» и «блаженни чистые сердцем» - это, в том числе, о таких, как он. И вообще, убеждена, что в жизни ничего не бывает «просто так», есть такой афоризм: «Случай – это псевдоним Бога». Это моё личное мнение, я его не навязываю, но имею право высказать, ведь так?

Что касается того, что хороший человек не обязательно религиозен, и наоборот – не спорю, и сама знаю множество примеров.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Mon, 18 Apr 2011 23:36:53 +0400
lara77 писал:

Не совсем понятные мне образы и особенно мысль о папиной командировке...

Папа Форреста. mrgreen

lara77
  • Кинокритик
  • Tue, 19 Apr 2011 00:14:28 +0400
TEKTONIC писал:

Папа Форреста. mrgreen

Так что хорошего в том, что его не было?.. Он бы сына плохому научил?

kustodiev
  • Киновед
  • Tue, 19 Apr 2011 00:14:38 +0400
lara77 писал:

Дело не в том, что я что-то выискиваю, а в том, что это американский фильм, рассчитанный, прежде всего, на американскую аудиторию. Повторюсь, что для западного зрителя религиозная составляющая является неотъемлемой частью менталитета и жизни, правда, отношение к этому поверхностное и формальное, а зачастую и неуважительное. Однако, назовите хотя бы одну голливудскую мелодраму, где брак заключает не священник (раввин и т.д.), а, скажем, работник мэрии. Может, и назовёте (я вот одну уже вспомнила)), но исключения лишь подтверждают правило. Множество шуток в фильмах имеют религиозную основу. За примерами ходить далеко не будем – вспомните хотя бы начало «Рок-волны», загадки. Это всё на слуху, там же не было периода официального государственного атеизма. Упомянутые мною в рецензии эпизоды имеют прямые аналогии, которые, я уверена, опознаются более-менее просвещёнными американскими (и европейскими) зрителями. Поверьте, это так, у меня есть некоторый опыт личного общения с иностранцами.

Пожалуй, Запад – это, в-среднем, как раз тот случай, когда есть религия, но нет веры… А вот в России часто наоборот, человек по-своему к Богу тянется, но от церковной жизни далёк… Что касается меня – вот вы явно считаете моё мировоззрение узким и наивным, а ведь я далеко не школьница и пришла к нему осознанно, после долгих размышлений и ряда жизненных событий. И, кстати, моё мировоззрение никак не связано с моей профессиональной деятельностью. Но я отвлеклась.

По поводу аскетизма Форреста – ну, просто его образ спроецировался на мои знания в соответствующей области. Не факт, что это являлось авторским замыслом (хотя не исключено!), но совпадения яркие и показательные, поэтому и написала. К слову, три обета, которые даёт монах, - это обет безбрачия, нестяжания и послушания. Первый, правда, был «нарушен» героем, но лишь в финале и ненадолго.

Понимаю, что это не жизнь, а художественный вымысел, но, по моему мнению, счастливые случаи происходили с героем не просто так, а потому, что он был угоден Богу. «Блаженни нищие духом» и «блаженни чистые сердцем» - это, в том числе, о таких, как он. И вообще, убеждена, что в жизни ничего не бывает «просто так», есть такой афоризм: «Случай – это псевдоним Бога». Это моё личное мнение, я его не навязываю, но имею право высказать, ведь так?

Что касается того, что хороший человек не обязательно религиозен, и наоборот – не спорю, и сама знаю множество примеров.

увольте, я не считаю ваше мировоззрение "узким и наивным". и уж тем более, не сравниваю с маленькой девочкой) скорее даже наоборот. очень часто ваши высказывания напоминают мне речи героини одного небезызвестного советского фильма, в котором к немолодой учительнице на день рождения заходят в гости ее любимые ученики. они творят, что хотят и упиваются своей наглостью, а она им так тихонько: "ах, ребята, как это неправильно, ай-ай-ай". и ведь права, а выглядит и смешно, и жалко, и, да, наивно.

но, возвращаясь к фильму и тексту. рецензия-то ведь действительно хороша, потому мне и обидно, что в таком интересном тексте выплывают евангелические демагогии и отвлеченные сравнения, хотя, да, они бесспорно имеют право на существование. и будь нечто подобное в тексте какого-нибудь другого рецензента, я бы вряд ли стала к нему приставать)) но в данном случае я не могу сдержаться) просто, по-моему, вера - это дело очень личное, лишний раз ее показывать и оголять, пожалуй, не стоит. по крайней мере в местах, совершенно для этого не предназначенных. конечно, вам виднее, я и вправду не собираюсь ограничивать вас в правах. ну, а за собой оставлю право все-таки иногда вас критиковать) но постараюсь делать это редко и вежливо) мне все-таки нравится вас читать.

и, напоследок, о западной культуре. скорее соглашусь. атрибутов религии действительно очень много, но как-то они смазаны. а, например, испанские ругательства практически всегда имеют некую "религиозную субстанцию". но я вам не буду примеры приводить. вам не понравится. я от чистого сердца)

lara77
  • Кинокритик
  • Tue, 19 Apr 2011 00:31:00 +0400
kustodiev писал:

увольте, я не считаю ваше мировоззрение "узким и наивным". и уж тем более, не сравниваю с маленькой девочкой) скорее даже наоборот. очень часто ваши высказывания напоминают мне речи героини одного небезызвестного советского фильма, в котором к немолодой учительнице на день рождения заходят в гости ее любимые ученики. они творят, что хотят и упиваются своей наглостью, а она им так тихонько: "ах, ребята, как это неправильно, ай-ай-ай". и ведь права, а выглядит и смешно, и жалко, и, да, наивно.

но, возвращаясь к фильму и тексту. рецензия-то ведь действительно хороша, потому мне и обидно, что в таком интересном тексте выплывают евангелические демагогии и отвлеченные сравнения, хотя, да, они бесспорно имеют право на существование. и будь нечто подобное в тексте какого-нибудь другого рецензента, я бы вряд ли стала к нему приставать)) но в данном случае я не могу сдержаться) просто, по-моему, вера - это дело очень личное, лишний раз ее показывать и оголять, пожалуй, не стоит. по крайней мере в местах, совершенно для этого не предназначенных. конечно, вам виднее, я и вправду не собираюсь ограничивать вас в правах. ну, а за собой оставлю право все-таки иногда вас критиковать) но постараюсь делать это редко и вежливо) мне все-таки нравится вас читать.

и, напоследок, о западной культуре. скорее соглашусь. атрибутов религии действительно очень много, но как-то они смазаны. а, например, испанские ругательства практически всегда имеют некую "религиозную субстанцию". но я вам не буду примеры приводить. вам не понравится. я от чистого сердца)

mrgreen Спасибо за тактичность. Критику постараюсь учесть. От мировоззрения никуда не денешься - я не специально его демонстрировала, просто у меня думать по-другому не получается. Тогда уж вообще не писать... sad
А кому-то понравилось, несмотря ни на что. wink

Испанский хорошо знаете?

kustodiev
  • Киновед
  • Fri, 22 Apr 2011 03:05:34 +0400
lara77 писал:

mrgreen Спасибо за тактичность. Критику постараюсь учесть. От мировоззрения никуда не денешься - я не специально его демонстрировала, просто у меня думать по-другому не получается. Тогда уж вообще не писать... sad
А кому-то понравилось, несмотря ни на что. wink

Испанский хорошо знаете?

ну так, есть, куда расти lol

75300
  • CJ
  • Кинокритик
  • Mon, 25 Apr 2011 01:12:02 +0400

Перефразируя Достоевского, "простота спасет мир". Картина "Форрест Гамп" - американская история нескольких десятилетий глазами не взрослеющего ребенка. Авторы фильма подают важные исторические события очищенными от политологической оценки, анализа и ученого препарирования. Вместо этого они показывают, как видел бы их семилетний мальчик - тихий, бесконфликтный, желающий всем только добра. Дети, известно, могут быть злыми, но этот врожденный детский эгоизм - ничто по сравнению с продуманной жестокостью и цинизмом взрослых. А Форрест Гамп и детского эгоизма-то лишен. Он - Абсолютно Чистый Взгляд на то, что происходит вокруг. Никак иначе, я думаю, это показать было нельзя. Всякий ребенок неизбежно бы взрослел и менялся. Форрест Гамп - носитель вечного. С непреходящим чистым взглядом наивного юного зрителя и бескорыстного участника событий. У многих персонажей руки опускаются, не позволяя даже разозлиться на него. Ну а как злиться на ребенка-то? (Президенту Джонсону остается только рассмеяться, когда в самый важный момент Форрест Гамп заявляет, что ему срочно надо пойти пописать). Форрест не делает свою жизнь, он плывет туда, куда его несет течением, куда направляют его взрослые люди, но, будучи предоставлен сам себе, с удовольствием занимается тем, что любит, и это очень простые занятия...

Замечательная самоирония фильма - в том, что в современных Соединенных Штатах человек с развитием ребенка способен достичь ошеломляющих вершин и даже стать лучшим в своем деле. Например, виртуозно играть в настольный теннис или сколотить миллиардное состояние в креветочном бизнесе. Это с неумолимой язвительностью бьет по традиционному представлению об "американской мечте", где человек "делает сам себя" умом, деловой смекалкой, трудолюбием и стремлением зарабатывать больше и больше денег. У Форреста Гампа из перечисленного есть только трудолюбие. На свой лад. Не то, которое воспето в сагах о бедных, но целеустремленных земледельцах и рудокопах, а чисто детское прилежание.

Я думаю, автор рецензии несколько преувеличил значение библейских притч и прочих моментов в этой картине. Но, согласен я или нет, авторский подход (и труд), несомненно, заслуживают похвалы, а рецензия - плюса. Отдельное спасибо за аналогию с Иванушкой-Дурачком.

Жаль, что мы, российские зрители, не будучи американцами, вряд ли когда-нибудь в полной мере сумеем оценить все искорки той иронии, которую заложили в "Форрест Гамп" его создатели. Надо очень хорошо (если не отлично) знать историю Штатов, чтобы подсечь, что именно из исторических событий и с каким подтекстом обыгрывается на экране в данную минуту. Впрочем, к художественным произведениям существуют комментарии, раскрывающие зрителю потенциально непонятные моменты. Уверен, подобное есть и в мире кино.

lara77
  • Кинокритик
  • Mon, 25 Apr 2011 21:45:05 +0400
CJ писал:

Перефразируя Достоевского, "простота спасет мир". Картина "Форрест Гамп" - американская история нескольких десятилетий глазами не взрослеющего ребенка. Авторы фильма подают важные исторические события очищенными от политологической оценки, анализа и ученого препарирования. Вместо этого они показывают, как видел бы их семилетний мальчик - тихий, бесконфликтный, желающий всем только добра. Дети, известно, могут быть злыми, но этот врожденный детский эгоизм - ничто по сравнению с продуманной жестокостью и цинизмом взрослых. А Форрест Гамп и детского эгоизма-то лишен. Он - Абсолютно Чистый Взгляд на то, что происходит вокруг. Никак иначе, я думаю, это показать было нельзя. Всякий ребенок неизбежно бы взрослел и менялся. Форрест Гамп - носитель вечного. С непреходящим чистым взглядом наивного юного зрителя и бескорыстного участника событий. У многих персонажей руки опускаются, не позволяя даже разозлиться на него. Ну а как злиться на ребенка-то? (Президенту Джонсону остается только рассмеяться, когда в самый важный момент Форрест Гамп заявляет, что ему срочно надо пойти пописать). Форрест не делает свою жизнь, он плывет туда, куда его несет течением, куда направляют его взрослые люди, но, будучи предоставлен сам себе, с удовольствием занимается тем, что любит, и это очень простые занятия...

Замечательная самоирония фильма - в том, что в современных Соединенных Штатах человек с развитием ребенка способен достичь ошеломляющих вершин и даже стать лучшим в своем деле. Например, виртуозно играть в настольный теннис или сколотить миллиардное состояние в креветочном бизнесе. Это с неумолимой язвительностью бьет по традиционному представлению об "американской мечте", где человек "делает сам себя" умом, деловой смекалкой, трудолюбием и стремлением зарабатывать больше и больше денег. У Форреста Гампа из перечисленного есть только трудолюбие. На свой лад. Не то, которое воспето в сагах о бедных, но целеустремленных земледельцах и рудокопах, а чисто детское прилежание.

Я думаю, автор рецензии несколько преувеличил значение библейских притч и прочих моментов в этой картине. Но, согласен я или нет, авторский подход (и труд), несомненно, заслуживают похвалы, а рецензия - плюса. Отдельное спасибо за аналогию с Иванушкой-Дурачком.

Жаль, что мы, российские зрители, не будучи американцами, вряд ли когда-нибудь в полной мере сумеем оценить все искорки той иронии, которую заложили в "Форрест Гамп" его создатели. Надо очень хорошо (если не отлично) знать историю Штатов, чтобы подсечь, что именно из исторических событий и с каким подтекстом обыгрывается на экране в данную минуту. Впрочем, к художественным произведениям существуют комментарии, раскрывающие зрителю потенциально непонятные моменты. Уверен, подобное есть и в мире кино.

Признаюсь честно: я не ожидала похвал этой рецензии и очень волновалась, когда выкладывала. Но подумала: будь что будет. И – надо же!

Большое спасибо за такой подробный и точный комментарий! Соглашусь, пожалуй, со всем сказанным по поводу фильма. Дело в том, что на него уже была рецензия, опубликованная задолго до моей, где озвучены мысли, сходные с вашими. Но та работа показалась мне несколько поверхностной (хотя и верной по сути), и я решила не повторяться, а уделить больше внимания эмоциональной составляющей. Меня фильм потряс – даже не могу логически объяснить, почему. Высокоинтеллектуальные друзья ( smile ) убеждали меня, что ему далеко до русских (т.е. советских), что Форресту далеко до князя Мышкина, что идея отношения к инвалидам как к равным давным-давно навязчиво декларируется во всех формах общественной жизни США… А для меня важнее было то, что в финале я искренне плакала – а я не из тех дамочек, у которых слёзы наготове для каждого удобного случая. И то, что я задумалась в очередной раз о своей жизни и о жизни вообще…

По поводу российского зрителя… Вы знаете, а мне как раз недавно пришла мысль, что такого зрителя, как наш, поискать. Это было после прочтения дуэльных работ на «Однажды в Америке», особенно drei_Kameraden. Думаю, американскому зрителю вряд ли дано видеть и чувствовать фильм так глубоко.) И ещё подумалось, что Леоне был бы спокоен, если бы знал, что однажды в Украине кто-то ТАК напишет о его фильме.)

P.S. Кстати, пописать Форрест хотел на встрече с Кеннеди wink А Джонсону показал своё ранение.)

75300
  • CJ
  • Кинокритик
  • Mon, 25 Apr 2011 23:46:17 +0400

Удивили Вы меня своим комментом smile

Добавить комментарий