Самый "грузинский" фильм в творчестве Георгия Данелия, Не Горюй! (1969) поставлен по мотивам романа французского писателя Клода Tилле (1801-1844) "Mой Дядя Бенджамин". Действие романа происходит во Французской провинции начала 18 века. Великая французская революция еще впереди, но её неминуемый приход уже витает в воздухе. Главный герой романа - Бенджамин, молодой местный врач, душа общества, образован, дружелюбен и часто лечит бедных бесплатно. Это делает его очень популярным среди местных жителей, но, безусловно, не
помогает его банковскому счёту. Он влюблен в прекрасную Манетт, которая также без ума от него, но её отец бдительно следит за любыми посягательствами на невинность своей дочери до момента подписания брачного контракта ...
Мой Дядя Бенджамин был любимым романом мамы Герогия Данелия, Мэри Анджапаридзе, и он сам прочёл его пять раз. Я не читала книгу, которая по описанию звучит как милый и изящный французский роман, но я абсолютно очарована результатом переселения персонажей и перенесением некоторых сюжетных линий из Франции 18 века в Грузию конца 19-ого. До совсем недавнего времени я только догадывалась, но теперь знаю наверняка (после прочтения первого тома воспоминаний Данелии "Безбилетный Пассажир"), что Данелия создал всех ярких запоминающихся персонажей из воспоминаний детства и юности, придал им черты своих родных и друзей, и поместил их в в Грузию давно и навсегда ушедшую, но ожившую под его пером сценариста и благодаря его мастерству режиссёра. Грузия в фильме Не Горюй - это срана старинных и прекрасных традиций, таких как искусство виноделия и вино-пития в уютных духанах под названиями Не Горюй, Сам Пришёл или Не Уходи, Мой Голубчик, редкий талант к музыке и пению, которым, похоже, обладали все грузины, уникальный юмор, и высокий кодекс чести и благородства.
Так случилось, что я не видела в cоветское время этот фильм Георгия Данелия, один из наиболее, на мой взгляд, его личных и интимных. Не спрашивайте, почему. Может быть я в летаргию впала, когда фильм показывали в кино. Скорее всего, слишком маленькая была в 1969 году, а потом как-то мы с фильмом разминулись. Я его в первый раз увидела год назад, и это было одно из потрясений, которые я испытываю,
когда сталкиваюсь с прекрасным уникальным произведением искусства. Не горюй! - удивительное сочитание грустной комедии и арт-фильма, нежного, доброго, грустного и смешного, не относящегося к своим зрителям свысока, не заумного или преисполненного усложнёнными, амбивалентными образами и цитатами, чем зачастую грешат арт-фильмы. Пока я его смотрела, восхищалась юмором, чудаковатыми, слегка не от мира сего, но очень человечными персонажами, удивительной красотой мира, запечатлённого камерой Вадима Юсова, мира, окрашенного любовью и пониманием людей, которые этот мир населили, придя из памяти и воображения режиссёра/сценариста.
Совершенно не обязательно быть киноведом, специализирующимся на истории кино, чтобы любить Не Горюй! и отождествляться с его героями, чтобы следовать за добрым и благородным Доктором Бенджамином Глонти (Вахтанг "Буба" Кикабидзе) по горным дорогам Грузии. Или быть гостем на единственном в своем роде торжестве, где друзья собираются, чтобы отпраздновать жизнь старого врача Левана ( яркая и трогательная роль Серго Закариадзе, его лебединая песня), который хотел быть живым участником своих собственных поминок, чтобы узнать, как друзья будут вспоминать его и что говорить о нём, когда день его похорон действительно настанет. Или вздохнуть о печальной судьбе дочери Левана, прекрасной Мэри (Анастасия Вертинская) и улыбнуться попыткам неутомимой, энергичной Софико (Софико Чиаурели) женить любимого младшего брата Бенджамина.
Когда я смотрела фильм, мне пришла в голову мысль, что он очень бы понравился Федерико Феллини. И что Вы думаете? Я нашла статью о фильме, где говорилось, что замечательные режиссёры Леонид Гайдай и Сергей Параджанов не любили и раскритиковали Не Горюй!, а Феллини был от него в восторге (А вчера я прочитала об этом в воспоминаниях самого Георгия Николаевича). Я себе позволила предположить, что Не Горюй! повлиял на автобиографический фильм итальянского мастера, Амаркорд (1973), потому что оба фильма окружены похожей атмосферой. В обоих - их создатели возвращаются к своим истокам, к местам, где прошли их детство и юность, к людям, которых они помнили, любили и став мастерами кино, запечатлели в своих фильмах. Не Горюй! и Амаркорд полны улыбок сквозь слёзы. Оба - арт фильмы, достающие до сердец зрителей. Оба - шедевры, над которыми время и социальные потрясения не властны.
Георгий Николаевич Данелия - один из моих самых любимых режиссеров. Он создал совершенно блестящие фильмы в моём любимом жанре драматической, скорее даже трагической комедии, которые соединяют мастерски смешное и горькое, земное и возвышенное, нежное и гротескное, надежду и печаль. За 50 с лишним лет работы в кино, Данелия не сделал ни одного плохого или просто слабого фильма, начиная с его дебюта Серёжа в 1960 году. Многие из его фильмов в списке моих любимых, и я уверена, что они любимы миллионами благодарных зрителей. Мастер, подаривший нам Сережу, Совсем Пропащего (1972), Тридцать Три, Я Шагаю по Москве (1964), Не Горюй! (1969) , Афоню (1975), Мимино (1977), Осенний марафон или Грустную Комедию (1979) - очень подходящее название и для этого фильма и для всего жанра, который Данелия практически изобрел, и культовый фаворит на протяжении более 20 лет Кин-дза-дза (1986), заслуживает нашу глубокую любовь и искреннюю благодарность за незабываемые минуты кинематографического счастья.
Пока только плюс.
Пока только плюс.
TYVM
TYVM
NAA
Данелия, конечно, выдающийся.
"Осенний марафон", считаю, - вершина творчества мастера, мегашедевр.
По непонятной иронии, объект рецензии не входит в число фильмов, обязательных к пересмотру. Я про себя говорю.
Это, безусловно, не значит, что фильм плохой. Отнюдь, классные актёры, музыкальный и т.д. Просто, несколько не в моём вкусе, шумный какой-то, мельтешня какая-то, слишком грузинский, в общем, в отличие от того же "Мимино".
Но рецензия хорошая. Понравилось отношение автора, с теплотой и нежностью.
Да, а почему грузины у Вас и советское время с большой буквы? Это что-то означает?
Данелия, конечно, выдающийся.
"Осенний марафон", считаю, - вершина творчества мастера, мегашедевр.
По непонятной иронии, объект рецензии не входит в число фильмов, обязательных к пересмотру. Я про себя говорю.
Это, безусловно, не значит, что фильм плохой. Отнюдь, классные актёры, музыкальный и т.д. Просто, несколько не в моём вкусе, шумный какой-то, мельтешня какая-то, слишком грузинский, в общем, в отличие от того же "Мимино".
Но рецензия хорошая. Понравилось отношение автора, с теплотой и нежностью.
Да, а почему грузины у Вас и советское время с большой буквы? Это что-то означает?
Отрыжки английской грамматики. Исправила.
Если бы я Не Горюй! посмотрела в юности, до того, как познакомилась и научилась ценить фильмы Феллини, ообенно после 8 1/2 периода, я думаю, у меня тоже создалось бы такое же мнение как у Вас: "шумный какой-то, мельтешня какая-то, слишком грузинский". Наверное, я его посмотрела, когда была настроена на такое шумное, чрезмерное, избыточное, не на подтекстах кино. Но ещё раз скажу, Данелия - лучший из лучших. Пару дней назад Афоню пересмотрели - вот где киношный рай. Комедия? Да. Сатира? Конечно. Но при этом - просто пир для любителя кино. Данелия изящно и весело цитирует ранние фильмы и виртуозно переходит от комедии к настоящей драме, которой веришь без оглядки.
Прекрасно! Сам хотел написать рецензию к этому фильму, но теперь пожалуй не стану - лучше этого не скажу.
Ваша рецензия чем-то похожа на сам фильм - одновременно простая и глубокая, добрая и немного печальная. Видно, что написано с любовью. С любовью зрителя уважающего труд мастера, который работает и работал всю жизнь для этого и многих других зрителей. Спасибо вам за такую рецензию.
Большое спасибо за Ваши добрые слова. Я буквально на днях пересмотрела (после очень долгого перерыва) Кин-дза-дза (1986) и смело зачисляю Г. Н. Данелия в число моих любимейших мастеров кино. Мы все должны быть счастливы, что живём в одно с ним время.
Большое спасибо за Ваши добрые слова. Я буквально на днях пересмотрела (после очень долгого перерыва) Кин-дза-дза (1986) и смело зачисляю Г. Н. Данелия в число моих любимейших мастеров кино. Мы все должны быть счастливы, что живём в одно с ним время.
"Кин-дза-дза" - вот вершина творчества мастера! Такого уже не создашь - условия не те.
"Кин-дза-дза" - вот вершина творчества мастера! Такого уже не создашь - условия не те.
он снимает мульт продолжение.
он снимает мульт продолжение.
Мне кажется, что он все сказал о взаимоотношениях системы и человека. "Кин-дза-дза" - это завершенный продукт, который я вношу в десятку мировых шедевров. По определению там не должно быть продолжения. Если это продолжение?