Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Moviefan us thumb
7/10

Чёрная Лебедь - Эмблема Соблазна...

Рецензия на фильм «Черный лебедь»

8812 thumb

 

"Чёрный Лебедь"  Даррена Аранффски был одним из  немногих фильмов прошлого года, который я очень хотела посмотреть. Меня заинтересовал жанр - психилогический триллер, разворачивающийся на фоне закулисной драмы, связанной с постановкой новой осовремененной версии знаменитого и поставленного уже наверное тысячи раз Лебединого Озера. Меня привлекают Фильмы  Даррена Араноффски, которые  всегда исследуют героев, одержимых всепоглощающими  и разрушительными страстями, и я внимательно слежу за его
творчеством.  Выбор актрисы на главную роль показался очень интересным. У Натали Портман был поразительный дебют в 12 лет в фильме Люка Бессона Профессионал (1994). После этого она сыграла много ролей, разных и часто хороших, но все они как-то меркли на мой взгляд рядом с Матильдой, пока Натали не сыграла балерину Нину в Чёрном Лебеде. Нина - молодая, но уже опытная танцовщица  в труппе балета Нью Йорк Сити, которая получает в новой постановке Лебединого Озера двойную партию - мечту любой балерины, Одетту (белый лебедь, символ чистоты и невинности) -Одиллию (коварная и неотразимая соблазнительница, чёрный лебедь). Эта роль потребовала от актрисы колоссальной отдачи во всех планах, физическом, эмоциональном и психологическом, и, как бы не относиться к фильму, но самозабвение и полное растворение Натали Портман в сложной роли не оценить нельзя.
 
Идею фильма можно описать одной простой фразой: "Искусство требует жертв". На что идёт артист, чтобы достичь гармонии и совершенства, какую цену он платит, как стремление быть безупречным может завести в такие пучины, из которых нет дороги назад - в кратце, фильм об этом. Много говорилось об известных фильмах прошлых лет, к которым Араноффски обращается, открыто цитирует или чьи идеи использует. Я бы описала фильм как "Всё об Отвращении Чёрного Лебедя в Красных Туфельках".  Мне лично не кажется, что фильм - шедевр. Всё, как известно, познаётся в сравнении, и почти одновременно с Чёрным Лебедем я  видела два истинных шедевра кино, которые будучи совершенно отличными от фильма Араноффски перекликаются с ним по темам, которые они блестяще раскрывают.  Один из них - это "Ифигения" (1977) Михалиса Кокояниса, поразительная экранизация древнегреческой трагедии на тему осознанного жертвоприношения самого дорогого, что только может быть у человека.  Другой - "Амадеус" (1984) Милоша Формана, который не только и не столько о Моцарте, но об осознании талантом того, что никогда ему не быть гением, Амадеусом - возлюбленным богами.  Ну и третий потрясающий  фильм стоял у меня перед глазами на протяжении всего времени, пока на экране Нина боролась со своими демонами - "Пианистка" Михеля Хайнеке с божественной Изабелль Юппер в роли Эрики, в которой странно, искажённо и гротескно сплелись  любовь к музыке,  самобичевание, доведённое до абсурда и абсолютная невозможность  формировать нормальные  человеческие отношения. 
 
С момента выхода на широкий экран, Чёрной Лебедью или восхищаются и превозносят до небес, объявляя лучшим фильмом года, десятилетия, всех времён и народов, или терпеть не могут, обвиняя  в жено-ненавистничестве, претенциозности, пустоте, и использовании откровенно сексуальных сцен и нагнетании психологических кошмаров под предлогом глубокого исследования цены достижения совершенства и гармонии в искусстве (в данном случае, в балете).  У меня "Чёрный Лебедь" не вызвал  бурных эмоций ни в положительном, ни в отрицательном направлении,  но он -  интересный фильм, виртуозно снятый в мрачно-тревожной манере и прекрасно сыгранный не только Портман, которая безусловно заслужила все лестные отзывы, награды и номинации, но и талантливыми актёрами в ролях второго плана, которые оттеняли её исполнение и сами остались в памяти.  Мои глаза были прикованы к экрану, к частым крупным планам  Нины (если только не были отведены в сторону во время неожиданных и шокирующих сцен психологического насилия и физиологических подробностей распада личности главной героини) и к лицам вспомогательных персонажей, в первую очередь, Лили (Мила Кунис), воплощённая чувственность, соблазн, раскованность - всё, чего нет в замкнутой, тихо одержимой стремлением к совершенству и безупречности в танце Нине. Обе молодые актрисы сыграли лучшие свои роли в фильме Даррена Араноффски. Винсент Кассель хорош в роли режиссёра-постановщика новой версии Лебединого Озера, диктатора с замашками змея -искусителя, чьи наставления и требования, похоже, окончательно разрушили хрупкий баланс Нининого восприятия действительности, уже расшатанный за много лет её матерью, бывшей балериной, надеющейся воплотить в дочери то, что не удалось ей самой. Очень понравилась Барбара Хёрши в роли Эрики, матери Нины.
 
Если не искать в фильме глубоких  откровений на извечные темы артиста и его всепоглощающей страсти к искусству и как далеко он/а готовы пойти, чтобы достичь немыслимых высот, то он  вполне работает - развлекает, шокирует и немножко пугает. Но не страшно. Финальный акт  - grand guignol, от которого челюсть до колен отвисает.  По мне, бесконечный взгляд Юппер в  ужасающе тихой  финальной сцене  "Пианистки", подобный умертвляющему взгляду Медузы Горгоны, устремлённому  на самоё себя, пронзает как коварный смертельный удар, в то время, как финальное перевоплощение Нины у меня вызвало только  улыбку от  верно пред-угаданной кульминации её выступления ещё в самом начале фильма.  Но кто сказал, что это обязательно недостаток?
 
@ Sat, 30 Jul 2011 09:21:00 +0400

Комментарии к рецензии (11)

A0903
  • Р.Модератор
  • Sat, 30 Jul 2011 10:53:05 +0400

У меня тоже возникли ассоциации с "пианисткой" только в пачке)))) такие же сложные отношения с матерью, фобии итд итд.

ThomasRim
  • Киновед
  • Sat, 30 Jul 2011 17:54:19 +0400

Я не могу поверить, что ты опять сделала это)
За "бесконечный взгляд Юппер" (понимаешь, "Пианистка" чуток покруче "Черного лебедя", а Юппер своей игрой вообще выжгла похожие фильмы до основания) я разрешаю оставить последний абзац. А остальные сделать любопытными было сложно? При всем равнодушии к этому пернатому киновысеру, там много сочных персонажей и цветастых метафор, которых можно было б эпистолярно оформить, а не поставить надгробие мертвого текста.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Sat, 30 Jul 2011 19:25:21 +0400

Оригинальностью рецензии есть сравнение с другими тематическими фильмами (но оно довольно поверхностно), а вот остальной текст по содержанию, но не форме на КК уже попадался. Поэтому пока никак.

mechaels
  • Зритель
  • Sat, 30 Jul 2011 19:42:53 +0400
ThomasRim писал:

Я не могу поверить, что ты опять сделала это)
За "бесконечный взгляд Юппер" (понимаешь, "Пианистка" чуток покруче "Черного лебедя", а Юппер своей игрой вообще выжгла похожие фильмы до основания) я разрешаю оставить последний абзац. А остальные сделать любопытными было сложно? При всем равнодушии к этому пернатому киновысеру, там много сочных персонажей и цветастых метафор, которых можно было б эпистолярно оформить, а не поставить надгробие мертвого текста.

нет на тебя Сюр...

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sun, 31 Jul 2011 16:54:20 +0400

Чёрная Лебедь - Эмблема Соблазна... confused Не лебеди придумали Соблазн. А люди... Суета сует. Как это красиво - облечься вихрем страстей, не просто заболеть, а заболеть жизнью. Обнажить свои раны...

zahar-46
  • Киновед
  • Sun, 31 Jul 2011 19:27:25 +0400

Рецензия мне понравилась, как, впрочем, и сам фильм punk +

venicum
  • Киновед
  • Sun, 31 Jul 2011 22:34:25 +0400
TEKTONIC писал:

Чёрная Лебедь - Эмблема Соблазна... confused Не лебеди придумали Соблазн. А люди... Суета сует. Как это красиво - облечься вихрем страстей, не просто заболеть, а заболеть жизнью. Обнажить свои раны...

vanitas vanitatum et omnia vanitas wink

moviefan_us

Большое спасибо всем, кто остановился и потратил время, чтобы прочесть рецензию и оставить комментарии. Положительные и отрицательные отзывы высоко оценены автором.

Том - на мой взгляд, рецензия не должна состоять только из цветитстых и душистых метафор. Это как приправы к блюду: без приправ пресно, но блюдо, в котором только соль, перец и васаби - абсолютно несъедобно. И да, конечно я знаю, что фильм Хайнеке даже не чуток покруче, чем Лебедь, а рядом с Изабель никто стоять не может. Мне кажется, что я об этом чётко выразилась. Кроме того, Хайнеке экранизировал книгу, получившую Нобелевскую Премию по литературе - это что-то значит. Что касается эпистолярного оформления, Вы-то, я думала, оцените фразу Всё об Отвращении Чёрного Лебедя в Красных Туфельках ("Всё О Еве", "Отвращение", "Красные Туфельки"wink.

Кстати, ещё раз обращаюсь ко всем любителям кино - найдите и посмотрите "Красные Туфельки" Пауэлла-Прессбургера. За много-много лет до Араноффски, они поставили потрясающе прекрасный фильм о балерине, одержимой желанием танцевать и готовой отдать жизнь в танце. Поверьте мне, это одно из чудес КИНО. Это и часть моего ответа NIKI60: Я посмотрела так много фильмов в моей жизни, что всегда нахожу что-то общее у нового фильма с классикой, сделанной задолго до него. Трудно создать что-то совсем оригинальное.

Ещё раз, всем спасибо

TEKTONIC
  • Киновед
  • Mon, 01 Aug 2011 10:04:25 +0400
venicum писал:

vanitas vanitatum et omnia vanitas wink

"Удерживайте символ Лебедя, Птицы Жизни, в своём сердце и мыслях, проходя своим курсом испытания сквозь разнообразные проявления злости, ненависти, недовольства, зависти и дисгармонии, равно как и мира, любви, удовлетворённости, ясности и гармонии."

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 01 Aug 2011 11:36:33 +0400

"Я посмотрела так много фильмов в моей жизни, что всегда нахожу что-то общее у нового фильма с классикой, сделанной задолго до него."
__________________________________
Надо было писать в этом русле, тогда и читалось бы интересно, и зрители бы поняли почему "Черный лебедь" не является шедевром. А про психологический и сексуальный аспект, самореализацию матери через дочь, хрупкое восприятие Ниной действительности ... все это уже писалось на КК другими рецензентами или высказывалось в комментариях к ним. Поэтому создавать еще раз подобное небыло смысла. Но вот сравнивать с другими тематическими работами и, на этом фоне, показать сильные и слабые стороны фильма "Черный лебедь" было бы в самый раз. Тогда рецензия на другие не была бы похожей и по достоинству была бы оценена.

Добавить комментарий