Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
8/10

Брызги безумного таланта

Рецензия на фильм «Поллок»

9764 thumb

Меня сначала сильно удивило то, что для своего режиссерского дебюта  известный американский актер Эд Харрис избрал биографический очерк об известном американском живописце Джексоне Поллоке. Затем, когда я увидел его самого в заглавной роли,  то убедился в полном совпадении и внешнего и внутреннего сходства с этим, что ни говори, выдающимся мастером абстрактного экспрессионизма 50-х годов ХХ века, который оказал огромное влияние на развитие современного искусства.

Ныне это признано всеми искусствоведами, и полотна Джексона Поллока

продаются за огромные деньги, и хранятся во многих знаменитых музеях современного искусства. Живопись Джексона Поллока такое же яркое достижение национальной культуры Америки ХХ века,  как джазовая музыка.

Короткая и яркая творческая жизнь насчитывала всего меньше десятилетия.  Сильно пьющий нью-йоркский художник-абстракционист, каковых в то время (конец сороковых, начало пятидесятых годов ХХ века), было немало, случайно нашел свой способ самовыражения, отказавшись от прикосновения кисти к холсту.

Свою технику он назвал струящейся живописью. Поллок  жидко разводил краску в банках и позволял ей либо просто стекать с кисти на расстеленное на полу полотно, либо совершал резкие или плавные движения, стряхивая красочные брызги и струйки с кисти или прямо из банки, совершая вокруг холста какой-то магический танец. Он был так захвачен и поглощен процессом, буквально опьянен им, что даже  два года воздерживался от алкоголя. Именно в этот период он создал свои самые знаменитые картины.

Полок говорил: «Когда я внутри самой живописи, я не осознаю, что я творю. Только позже приходит понимание. Я не боюсь изменений или разрушений образа, ведь картина живет своей собственной жизнью. Я всего лишь помогаю ей выйти наружу. В результате возникает чистота и гармония. Но ежели я теряю контакт с картиной, может получится просто грязная мешанина».

Столь неординарный способ писать картины сам по себе замечательный сюжет для киносъемки и поэтому, для раскрутки нового модного имени владелица галереи заказала снять фильм о работе Поллока над своими картинами. Фотограф и кинооператор фиксировал на пленку творческий процесс – эффектный и динамичный. Кинооператор ставил камеру под стекло на которое художник капал и брызгал разноцветными красками. Джексону Поллоку сначала даже нравится такая демонстрация своего мастерства, но вскоре он осознал, что в подобной рекламе есть некое мошенничество. Поллока в прессе наградили прозвищем -  Джек брызгун (Jack the Dripper).

В этом фильме Поллок предстает  перед нами в образе поглощенного творчеством художника – анахорета. Хотя внешне он вполне заурядный обыватель, похожий на рабочего или фермера. Да он, собственно говоря, и есть работяга, лучше всего ему работается в дощатом сарае на ферме. Я не знаю, занимался ли живописью в юности сам Харрис, больше известно о его успехах в спорте – бейсбол и американский футбол, но уж больно уверенны его профессиональные повадки, когда он изображает  художника в процессе творчества. Возможно, он пообщался с художниками, наблюдал за их работой и  весьма уверенно научился орудовать тюбиками, банками и кистями. Его Поллок замкнут, молчалив, редко рассуждает на искусствоведческие темы, но, как истый американец, старательно пробивает свою дорогу к успеху. А успех по-американски – признание критики и большие деньги.

На этом пути ему помогает молодая художница, верная подруга и жена Ли Краснер (Марша Гей Харден). Ради Поллока она прерывает собственную творческую работу,  Самоотверженно борется с его страстями и пороками, налаживает связи с арт-дилерами Нью-Йорка и знакомит мужа с Пэгги Гуггенхайм (Эмми Мэдиган), владелицей крупнейшей галереи современного искусства. Поллок получает заказ на шестиметровое панно, и это позволяет художнику приобрести  ферму на Лонг-Айленде, где вдали от суеты большого города он обретает покой и новые силы для работы. Именно там он и совершит открытие своей техники и технологии живописи.

В 1948 году его выставка в галерее Бетти Парсонс имела большой коммерческий успех. На будущий год журнал «Лайф» назовет Джексона Поллока величайшим американским художником. Но самый популярный в США журнал не авторитет для критиков. Искусствоведы все-таки не столь едины были в оценке творческих новаций, - Неужели эти обои смогут занять равное место в истории искусств наравне с произведениями Джотто, Тициана и Веласкеса?

Слава Поллока достигла и Европы. С начала 50-х годов Америка стала центром современного искусства. Его полотна раскупались за большие деньги, едва успев просохнуть. Громкий успех и большие деньги обрушились на не очень то здорового человека и, в конце концов, погубили его. Поллок работал на износ и снова начал сильно пить. Он погибнет в автокатастрофе в августе 1956 года в возрасте 44 лет.  После его смерти цены на  картины постоянно росли. В 2006 году его полотно «№ 5» продали на аукционе «Сотбис» за 140 миллионов долларов.

Мне и прежде был интересен Эд Харрис в разных своих ролях. Казалось бы, он всегда появлялся в  образах, которых мог бы воплощать и Клинт Иствуд - солдат и ковбоев, бандитов и полицейских. Но у Харриса эти герои получаются с каким-то более глубоким и порой с гораздо более трагическим подтекстом. В этом фильме Эд Харрис как актер и как режиссер полностью сумел воплотить образ этого художника и человека. Роль, подобную своему Поллоку, он сыграет позднее в фильме «Часы».

«Поллок» очень неплохой и честный фильм,  замечательно передающий атмосферу послевоенной Америки. А зрительный ряд представляющий жизнь художников, отрицающих всяческую фигуративность, представлен здесь в очень точных и подробных деталях, напоминающих картины знаменитых современников Поллока, американских художников-реалистов: Эдварда Хоппера, Нормана Рокуэлла и Эндрю Уайета.

 

@ Tue, 13 Dec 2011 00:51:35 +0400

Комментарии к рецензии (12)

anna_claire
  • Киновед
  • Tue, 13 Dec 2011 09:01:40 +0400

Обязательно посмотрю фильм. Не являюсь любителем современной живописи, и ничего в ней смыслю, но попытки к постижению делаю регулярно. Спасибо большое за Вашу рецензию, благодаря ее появлению точно не пройду мимо творчества художника.

1956soe
anna_claire писал:

Обязательно посмотрю фильм. Не являюсь любителем современной живописи, и ничего в ней смыслю, но попытки к постижению делаю регулярно. Спасибо большое за Вашу рецензию, благодаря ее появлению точно не пройду мимо творчества художника.

...тока сначала подготовься, обрыдаешься, Харрис сыграл, наверное свою лучшую роль!

TEKTONIC
  • Киновед
  • Tue, 13 Dec 2011 12:15:15 +0400

Теперь я знаю как рисовать картины. Вперед за красками ! Чудная рецензия. Плюс. mrgreen

Dtraum
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Dec 2011 12:44:56 +0400

Да, Харрис тут великолепен. Впрочем, не могу так с ходу сказать, где он сыграл плохо или хотя б "так себе"...

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Tue, 13 Dec 2011 12:46:55 +0400

Большое спасибо всем! Жаль что оценок не видно...

Dtraum
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Dec 2011 12:51:52 +0400

да, ганорар в виде плюсиков, обрезали.
рецензия хороша, фильм бесподобен... Но сам Полок... Это же надо... Человечество прошло весь путь, от каляки-маляки, наскальной живописи, через ренессанс, и дальше... Чтоб придти к

TEKTONIC
  • Киновед
  • Tue, 13 Dec 2011 12:53:18 +0400
álom писал:

да, ганорар в виде плюсиков, обрезали.
рецензия хороша, фильм бесподобен... Но сам Полок... Это же надо... Человечество прошло весь путь, от каляки-маляки, наскальной живописи, через ренессанс, и дальше... Чтоб придти к

Красиво. Я здесь вижу карту. smile

Dtraum
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Dec 2011 12:55:18 +0400
TEKTONIC писал:

Красиво. Я здесь вижу карту. smile

А я 140 млн. долларов.

maleevnikita
TEKTONIC писал:

Красиво. Я здесь вижу карту. smile

неважно что там видно) все дело в том, легко ли это повторить))

maleevnikita
álom писал:

А я 140 млн. долларов.

если б покупатель отработал каждый цент из этой суммы своим горбом, фиг бы он столько заплатил))

Добавить комментарий